Наталья Мосягина
Непосредственно образовательная деятельность «Экскурсия к березе» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Экскурсия к березе».
Цели: показать значимость березы для человека, формировать бережное и заботливое отношение к деревьям.
Образовательные задачи :
1. Продолжать знакомить детей с изменениями, происходящими в природе с наступлением весны, с березой, особенностями строения и значением для человека.
2. Закрепить умение детей отличать березу по стволу и листьям от других деревьев.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Экскурсия к березе“ в старшей группе» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Береза. Наблюдения на прогулке
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
3. Продолжать обогащать словарь детей; поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения на поставленный воспитателем вопрос
Развивающие задачи:
1. Развивать наблюдательность, внимание, мышление.
2. Развивать связную речь у детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
2. Способствовать формированию коммуникативных навыков.
3. Вызывать эмоциональный отклик в процессе наблюдения за природой.
Предварительная работа:
1. наблюдения на прогулке за сезонными изменениями;
2. разучивание стихов о деревьях;
3. рассматривание иллюстраций с изображением времен года, деревьев;
Ход занятия.
Дети выходят на прогулку, где их встречает дедушка Природовед. (кукла)
Воспитатель:
-Ребята, сегодня на прогулке нас снова ждет дедушка Природовед. А вы знаете, кто он такой?
Ответы детей: Да, это дедушка, который знает все о природе.
Воспитатель уточняет: Правильно, он знает много интересного о природе, и я надеюсь, что сегодня он с вами поделится новыми знаниями. Но для начала вам нужно будет отгадать загадку, которую вам приготовил дедушка (воспитатель достаёт из корзины конверт с загадкой).
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает - когда это бывает?
Ответы детей: Весной.
Воспитатель: Правильно, а какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Хорошо, а какие признаки весны вы знаете?
Ответы детей: Тает снег, зеленеют листья на деревьях и травка, солнце начинает пригревать, появляются насекомые.
Воспитатель: А как изменяется продолжительность дня с наступлением весны?
Ответы детей: День становится длиннее, а ночь короче.
Воспитатель: Ребята, а если вы прислушаетесь, то чьи голоса вы услышите?
Дети: Голоса птиц.
Воспитатель: А как вы думаете, почему они стали так звонко петь?
Дети: Они радуются теплу и солнышку.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а какое у вас настроение весной?
Ответы детей: Хорошее, веселое, радостное.
Воспитатель: Да, радуются весне не только птицы и насекомые, но и люди. С наступлением весны просыпается вся природа. Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня Дедушка природовед предлагает нам взяться за руки и с хорошим настроением отправится в гости к красавице березе? Вы готовы?
Дети: Да.
Дети вместе с воспитателем отправляются к двуствольной березе.
Воспитатель: Вот мы и пришли к березе, а что нужно сделать, когда вы приходите в гости.
Дети: Поздороваться.
Дети здороваются, выполняя физкультминутку.
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки снова к солнцу потянулись.
(руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны.
(наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(руки вверх, помахать ими).
Воспитатель: Молодцы, ребята. А вы знаете, что в гости принято ходить с подарками, и я вам предлагаю сделать подарок для березы в виде стихов, кто сможет прочитать стихотворение о березе?
Дети читают стихи:
Чуть солнце пригрело откосы
Стало в лесу чуть теплей,
Развесила с тонких ветвей
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную
Родную, ненаглядную;
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Всем береза нравится,
Ведь она – красавица!
Белый ствол,густая крона,
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят,
Меж собою говорят.
Воспитатель: Молодцы ребята. Я думаю, что березе очень понравились ваши подарки. А сейчас я вам предлагаю вам рассмотреть березу, потрогать её руками.
Дети рассматривают березу.
Воспитатель: Ребята, а какая часть дерева находится у березы под земле, что мы не видим?
Дети: Корни.
Воспитатель: Молодцы, а для чего нужны корни?
.Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель обобщает ответы: Корни нужны для того, чтобы она брала из почвы питательные вещества, необходимые ей для роста. А как вы думаете, смогла ли высокая береза удержаться на земле во время сильного ветра, если у неё не было бы корней.
Дети: Нет. Она бы упала.
Воспитатель: Для чего же еще березе нужны корни.
Ответы детей: Они удерживают её в земле.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а какие части дерева находится над землей.
Ответы детей: Ствол, ветки, листья, сережки.
Воспитатель: От корня у березы идет ствол, от ствола толстые сучья, а от сучьев - ветки, на которых расположены листья и сережки. Обратите внимание на ствол, какой он на ощупь, какого он цвета.
Ответы детей.
Воспитатель: Чем береза отличается от всех деревьев.
Дети: У березы ствол белого цвета.
Воспитатель: Да, только береза имеет белый ствол. Ребята, а вы знаете, как называются черные пятнышки на стволе?
Дети: Нет.
Воспитатель: Это чечевички, через них береза дышит.
Дети повторяют.
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которую для вас приготовил дедушка Природовед. Называется она «Что березка потеряла?» Хотите поиграть?
Дети: Да.
Перед детьми лежат карточки с листьями, корой, семенными деревьев. Им нужно выбрать то, что относится к березе.
Дети рассказывают, что потеряла береза.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно определили всё, что потеряла береза. А как вы думаете, что полезного нам дает береза?
Ответы детей: Дрова, мебель, посуду, березовые веники, сок, игрушки, она очищает воздух.
Воспитатель: Да, много всего полезного нам даёт берез. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу. Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху. Весной, когда деревья «просыпаются», у березы выделяется вкусный сок, его пьют насекомые, а так же люди для укрепления здоровья. А как береза нам может помочь в жаркую, солнечную погоду?
Ответы детей: спрятаться под ветками.
Воспитатель: Правильно, под кроной березы можно спрятаться от палящего солнца. Ребята, а как вы думаете, нужно ли нам охранять березу и чего нельзя делать с деревьями, от чего они могут погибнуть?
Ответы детей: Нельзя ломать ветки, вырубать деревья, поджигать.
Воспитатель: Хорошо, молодцы ребята, вы знаете, от чего может погибнуть береза, и я вам предлагаю после нашей прогулки нарисовать запрещающие знаки и повесить их около нашей красавицы, чтобы все видели, чего нельзя делать с деревьями, чтобы не навредить им. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Во поле береза стояла».
Проводится хороводная игра.
Воспитатель: Молодцы, ребята, на этом наша экскурсия к березе заканчивается, а дедушка Природовед приготовил вам подарки – медали, но они не одинаковые, на одних медальках нарисовано солнышко, на других – тучка. Если вам сегодня все понравилось, вам было интересно, возьмите медальку с солнышком, а если вам было скучно, вы не узнали ничего нового, возьмите медаль с тучкой.
Дети выбирают медали
Воспитатель спрашивает каждого ребенка, что ему понравилось, что нового и интересного он узнал.