Кристина Сологубова
Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [Ж] и [Ш[» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №373
Московского района Санкт-Петербурга «Экономический лицей»
Структурное подразделение дошкольное образовательное учреждение
Непосредственно - образовательная деятельность по звуковой культуре речи
в старшей группе «Дифференциация звуков Ж и Ш»
Подготовила: воспитатель Бундзяк К. В.
Санкт-Петербург 2018г.
Публикация «Конспект НОД по звуковой культуре речи „Дифференциация звуков [Ж] и [Ш[“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Программное содержание
Цель: Учить детей дифференцировать звуки /Ш/ и /Ж/ и правильно их произносить.
Задачи:
1. Учить детей различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки /Ж/, /Ш/;
2. Учить определять место звука в слове;
3. Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого;
4. Развивать навык звукового анализа;
5. Способствовать развитию логического мышления;
6. Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.
Материалы: кружки из картона (синие и желтые) по количеству детей, картинки змей и жуков (на доске, листы с заданиями по количеству детей
Предварительная работа:
Знакомство с буквой Ш и с буквой Ж.
Д/ и: «Поймай звук», «С какого звука начинается», «Четвертый лишний».
Рассматривание картинок, определение с какого звука начинается слово.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Я хочу вам загадать загадки. Послушайте, пожалуйста.
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда. А лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф)
Отворилась тихо дверь
И вошел усатый зверь
Сел у печки, жмурясь сладко
И умылся серой лапкой. (Кошка)
А скажите мне, ребята, какой звук слышится в слове шарф и в слове кошка?
Дети: Звук /Ш/
Правильно, звук /Ш/.
Воспитатель: Послушайте еще загадку.
Его поймал я на цветке,
Зажал как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный. Я же - … (Жук)
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок. (Жираф)
Молодцы, ребята! Догадались!
А скажите, пожалуйста, какой звук слышится в слове жираф и жук. Правильно, звук /Ж/.
Дети: Звук /Ж/
Воспитатель: Итак, ребята, вы наверно догадались, какие звуки сегодня мы будем учиться различать. Звуки /Ж/ и /Ш/. А теперь давайте с вами разомнем наши пальчики.
Маша каши наварила
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке - в чашку,
Жучке - в плошку,
А коту - в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала.
Подставляй ладошку,
Расскажу про кошку.
Будем пальчики считать?
Будем пальчики считать!
Раз-два-три-четыре-пять!
Вот – кулак,
А вот – ладошка.
На ладошку села кошка!
И крадется потихоньку,
И крадется потихоньку…
Видно мышка там живет!
Молодцы, ребята! Наши пальчики хорошо потрудились, а теперь потрудится наш язычок. Но вначале я расскажу вам одну историю, которая с ним произошла.
«Однажды язычок проснулся и выглянул в окно. Посмотрел направо - никого, посмотрел налево - и там никого. Тут язычок услышал Ш-Ш-Ш. Ой, кто тут шипит? Он посмотрел вниз и увидел, как по земле ползет змея и грозно шипит Ш-Ш-Ш. У нее родились детки, и она очень боялась, что их кто-нибудь обидит. Но тут над его ухом кто-то прожужжал Ж-Ж-Ж. Язычок посмотрел на верх и увидел, как по небу летит веселый жук и жужжит Ж-Ж-Ж. Язычку, так понравились эти песенки, что он непременно решил их выучить и по дороге домой все время повторял их чтобы не забыть».
- Какой звук вы слышите, когда шипела змея?
Дети: Ш-Ш-Ш
Воспитатель: - А когда летел жук, как он пел?
Дети: Ж- Ж-Ж
Воспитатель: - А сейчас произнесите звук /Ш/ еще раз. Посмотрите друг на друга и скажите, как расположены ваши губы. А как расположен язычок?
Дети: Немного выдвинуты вперед. Широкой чашечкой поднялся кверху.
Воспитатель: - А сейчас произнесите звук /Ж/, как сейчас расположены губы? Язычок?
Дети: так же.
Воспитатель: - А давайте узнаем, включается ли голос, когда мы произносим эти звуки. Приложите ладошку к горлу и произнесите звук /Ш/, дрожит горлышко или нет?
Дети: нет.
Воспитатель: Значит звук у нас не включается.
Воспитатель: А если произнесем звук /Ж/, дрожит?
Дети: да.
Воспитатель: Значит при произнесении звука /Ж/ у нас включается голос и это означает, что он звонкий. А теперь ребята, посмотрите на эту картинку, здесь у меня большая змея. Как вы думаете, как она будет шипеть?
Дети: Ш-Ш-Ш.
Воспитатель: А на этой картинке ее детеныш. Как он будет шипеть?
Дети: ш-ш-ш.
Воспитатель: - А как будет жужжать большой жук?
Дети: Ж-Ж-Ж.
Воспитатель: - А маленький?
Дети: ж-ж-ж.
Воспитатель: Молодцы! А теперь поиграем, я покажу вам картинку, а вы будете шипеть или жужжать, как маленькие и большие змеи и жучки.
- Я подобрала вам веселые чистоговорки на эти звуки. Мы сейчас все вместе будем произносить их. Произносим отчетливо, проговариваем правильно.
жа-жа-жа - тут ежата у ежа;
ша-ша-ша - моет мама малыша;
жу-жу-жу - я вам сказку расскажу;
ши-ши-ши - любят песни малыши;
аж-аж-аж - летом все идут на пляж;
аш-аш-аш – есть у Кати карандаш.
(Индивидуальные и хоровые ответы детей).
- А сейчас мы поиграем в игру «Будь внимателен». У каждого из вас есть два светофорика - желтый и синий. Я буду называть слова, а вы, если услышите слово, в котором есть звук Ж поднимите желтый светофорик, а если слово со звуком Ш – синий светофорик. Итак, начнем: еж, жираф, шарик, кошка, сушка, коза, каша, жадина, пешеход, жвачка, пушка, щука, баклажан, абажур, вишня.
Физминутка.
А сейчас мы с вами отдохнем.
Я приветливая кошка.
Посижу я у окошка.
К верху кисточки на ушках.
Когти спрятаны в подушках
В темноте я зорко вижу.
Понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно.
Я царапаюсь ужасно!
Ребята, я принесла вам такие задания. Нужно раскрасить квадратики только под теми картинками, в которых слышатся звуки /Ж/ и /Ш/. А на втором листочке вам нужно узнать, где слышится звук /Ш/ и звук /Ж/. В середине, в начале или в конце слова. И раскрасить соответствующий квадратик.
Ну вот наше занятие подошло к концу. Скажите, ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились?
Дети: Со звуками /Ш/ и /Ж/.
Воспитатель: Чем эти звуки между собой отличаются?
Дети: Звук /Ж/ звонкий, а звук /Ш/ глухой.
Воспитатель: Молодцы, ребята!