Юлия Щегорец
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе на тему «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
Образовательные :
- совершенствовать знания о свойствах воды (не имеет запаха, вкуса, цвета, а также её значение в жизни человека.
Развивающие :
- формировать умение планировать опытно - экпериментальную деятельность, самостоятельно её осуществлять;
- развивать познавательный интерес, наблюдательность, творческое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе на тему „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
-воспитывать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, отстаивать свою точку зрения.
Методические приё мы: игровой приём, наблюдение, рассказ воспитателя, объяснение, рассматривание иллюстраций, решение проблемных ситуаций, составление алгоритма работы и следование ему, работа с условными обозначениями, вопросы поискового характера, элементы ТРИЗ – технологии (метод противоречий).
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Материалы и оборудование
Демонстрационный: ватман с таблицей, магнитная доска картинки с изображением носа, языка, кляксы, человека, картинки с водой и природными явлениями, листы бумаги синего, голубого и белого цвета.
Раздаточный: на каждого ребёнка халат, по 4 стаканчика, бутылка с водой, баночка с сахаром, баночка с песком, марля, бутылочка эфирного масла, камешки, дипломы.
Ход:
Дети заходят в зал с воспитателем. Становятся напротив магнитной доски.
Воспитатель: здравствуйте ребята. Меня зовут Юлия Александровна и я учёный.
Не удивляйтесь, учёными могут быть не только мужчины, но и женщины и даже дети. Я пришла к вам в детский сад для того, чтобы познакомить со свойствами воды. У меня есть плакат, в котором обозначены эти свойства.
Достаю лист бумаги с начерченной таблицей и прикрепляю к доске. Таблица пустая.
Воспитатель: Что произошло? Почему на плакате ничего нет? Кажется, все данные о свойствах воды стёрлись. Что нам теперь делать?
( ответы детей: нарисовать или др.)
Воспитатель: Нужно будет заново изучить эти свойства. Вот только одна я не справлюсь с этой задачей. Мне нужны будут помощники. Кто готов мне помочь в этом нелёгком деле? (ответы детей)
Воспитатель: давайте присядем на стулья и обсудим, что мы будем делать.
Для того, чтобы изучить свойства воды нам необходимо провести несколько опытов. Как вы думаете, что нам понадобиться? Где учёные проводят опыты? В лаборатории. Лаборатория это место, где учёные проводят опыты и эксперименты.
Какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов в лаборатории?
- Слушать внимательно.
- Не разговаривать громко, чтобы не мешать другим.
- Действовать аккуратно, не проливать воду.
- При необходимости помогать друг другу.
Воспитатель: Правильно, ребята эти правила нужно соблюдать во время проведения опытов.
Но прежде чем мы туда попадём, нам необходимо составить план.
Воспитатель: и так, коллеги! Нам необходимо составить план исследования и помогут нам эти изображения.
(Перед детьми лежат картинки с изображением носа, языка, цветной кляксы, человечка.)
Воспитатель: что значат эти картинки?
(Дети приходят к выводу, что нос - запах, язык – вкус, цветная клякса – цвет, человек – влияние воды на жизнь человека. При необходимости подсказываю.)
Воспитатель: давайте подумаем, что мы будем определять сначала, что потом.
Дети вешают картинки в первый столбик таблицы сверху вниз, когда все пришли к единому мнению.
(Например, схема определения свойств воды выглядит так – вкус, запах, цвет, влияние на человека.)
Воспитатель: Коллеги мы с вами составили план, по которому будем определять свойства воды. Давайте займём свои рабочие места в лаборатории. Не забывайте о правилах проведения опытов.
Воспитатель: первый опыт, который мы проведём это определение у воды вкуса.
Коллеги, как определить какой у воды вкус?
Дети отвечает, что нужно попробовать воду.
Воспитатель: давайте аккуратно нальём немного воды из бутылки в стакан. Давайте попробуем воду.
(Дети пробуют воду и говорят, что она безвкусная.)
Воспитатель: давайте добавим в воду ложку сахара. Какая теперь вода?
Дети отвечают, что вода сладкая.
Воспитатель: какой из этого можно сделать вывод?
(Дети делают вывод, что вода в чистом виде не имеет вкуса, но если добавить в неё какое либо вещество, то она приобретёт его вкус.)
Если не отвечают, то задаю вопросы.
Имеет вода вкус? Какой стала вода, когда в неё добавили сахар?
(Когда дети сделали вывод, то предлагаю одному ребёнку из нескольких картинок выбрать, ту, которая обозначает вывод проведённого опыта.)
Ребёнок выбирает картинку, где нарисован перечёркнутый язык.
Воспитатель: почему ты выбрал эту картинку?
Ребё нок: она означает, что вода не имеет вкуса.
(помещает картинку на схему)
Воспитатель: переходим к следующему опыту. Давайте отставим стаканчик со сладкой водой в сторону и нальём немного воды в другой. Что нам нужно определить сейчас?
(Дети, ориентируясь по плану, говорят, что определить нужно запах воды.)
Как нам это сделать?
(Дети отвечают, что нужно понюхать воду.)
Воспитатель: если добавить в воду немного какого-нибудь пахучего вещества, то что произойдёт? Я добавлю в воду немного эфирного масла. Теперь у воды есть запах. Какой вывод из этого можно сделать?
Что вода сама по себе не имеет запаха.
(Предлагаю ребёнку выбрать и наклеить на схему с планом картинку, которая обозначает вывод.)
Воспитатель: Давайте отставим стаканчик и нальём воду в другой.
Чем мы сейчас займёмся?
Дети: определим цвет воды.
Воспитатель: Как вы думаете какого цвета вода?
Если скажут белого, синего или голубого, предлагаю сравнить цвет с листом бумаги. Спрашиваю такого же цвета вода как лист или нет.
Если дети говорят прозрачная, то спрашиваю как с помощью камешка и стаканчика воды это доказать.
(Делают вывод, что вода прозрачная. Ребёнок помещает картинку на схему)
Воспитатель: Что дальше по плану?
Дети: определить влияние на человека.
Прежде чем мы этим займёмся, давайте отдохнём и поиграем. Даже учёным иногда нужен отдых.
Дети выходят на физминутку.
Представьте, что вы превратились в капельки и повторяйте за мной.
Превратимся в капельки, в капельки воды.
Дождиком на землю вдруг прольёмся мы (прыгают)
Всё вокруг забрызгаем и намочим мы (движения пальцами)
Станет земля свежею, вырастут цветы
(присаживаются и медленно встают)
Воспитатель: Давайте присядем на стулья. Что ещё мы не успели обсудить о воде? Предлагаю посмотреть на план.
Дети: как вода влияет на человека.
Воспитатель: Давайте подумаем для чего нужна вода человеку?
Дети: мыться, купаться, пить, поливать растения и т. д.
Как вы думаете, вода это хорошо?
Дети: да
Воспитатель: я принесла картинки с изображением воды. Нам нужно определить, на каких картинках вода полезна для человека, а на каких вредна и опасна.
Сделаем мы это с помощью двух человечков: весёлого и грустного.
Весёлый значит, что вода полезна, а грустный значит, что вода вредна и опасна.
Давайте попробуем заполнить схему до конца и прикрепить к ней картинки.
Давайте сначала посоветуемся.
После обсуждения с моей помощью прикрепляют картинки к схеме.
Воспитатель: молодцы, учёные. Заполнили все потерянные данные о воде.
Воспитатель: вы сказали, что грязная вода вредная для человека. Можно ли её пить?
Дети : нет
Почему?
Ответы детей.
Хотите попробовать очистить воду?
Давайте вернёмся в нашу лабораторию. Возьмите 2 стаканчика и налейте в один из них немного воды.
Для начала, нам необходимо сделать воду грязной. Давайте добавим в неё песок. Чтобы очистить возьмём марлю и положим её на пустой стакан и медленно начнём переливать воду. Скажите, что произошло?
Частички грязи и песка остались на тряпочке, а чистая вода протекла в стакан.
Воспитатель: вот и подошло к концу наше исследование. Вам понравилось? Что вы нового узнали? Что вам больше всего понравилось? Что было сложно сделать? Какие опыты вы захотели бы повторить?
Мне тоже было интересно с вами работать. Вы молодцы! Вы были активны, внимательно слушали, аккуратно всё выполняли.
Плакат, который мы с вами сделали вы можете забрать в группу и рассказать своим друзьям чем вы занимались.
Я хочу сказать, что у воды ещё много интересных свойств и вы о них ещё узнаете.
За вашу помощь я хотела бы вручить вам дипломы.