Елена Воловикова
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну финансовой безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в страну финансовой безопасности»
Цель. Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у старших дошкольников.
Задачи.
Обучающие:
1. Уточнить представления детей об ответственном отношении к денежным ресурсам семьи, способам бережливого к ним отношения, накоплениям и полезным тратам.
2. Познакомить детей со способами безопасного поведения в мире финансов и различным видам финансового мошенничества.
Развивающие:
1. Развивать активную и пассивную речь, обогащать речь детей экономическими терминами «доход», «расход», копилка, бережливость, банковская карта, «наличные и безналичные деньги».
2. Развивать навыки работы с материалами и инструментами в ходе изготовления копилки из бросового материала.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственно-экономические качества личности: трудолюбие, добросовестность, ответственность самоконтроль, бережливость, способность к разумным тратам, чувство взаимопомощи, поиск наилучшего выхода из ситуации.
2. Побуждать к взаимопомощи и поддержке, желанию прийти на помощь ближнему.
Оборудование. Видео-сюжет, ноутбук, колонки, мольберты, демонстрационный материал (картинки, заготовки для поделки, книжки-подсказки, книга «Маша и Пин-кот банк финансовых историй»)
Ход занятия.
Воспитатель. Приветствует детей, здоровается. В это время звучит «видео-звонок», воспитатель обращает внимание детей на него.
(в видео-сюжете девочка рассказывает воспитателю о том, как её бабушку обманули мошенники спрашивает «Кто такие мошенники?»)
Воспитатель. Ребята, вы, наверное, тоже слышали, что есть такие люди, которые звонят, притворяются друзьями или очень важными людьми и обманывают бабушек и не только их. Вы знаете, как называют таких людей?
Дети. (Мошенники)
Воспитатель. Как же нам быть, как предупредить наших близких о том, чтобы они не попали на уловки мошенников?. А давайте сделаем для них «книжки-подсказки» … (показывает заготовку книжки). Эти книжки вы будете заполнять картинками-подсказками здесь есть липучки, на которые вы будете их крепить.
Но что бы у нас такие книжки получились нам нужно будет выполнить несколько заданий, в конце каждого задания вы будете получать картинки, которые будете прикреплять в свои книжки.
Воспитатель. А теперь первое задание. Я предлагаю вам сначала вспомнить откуда появляются деньги в семье и поиграть в игру, которая называется «Доход и расход».
Воспитатель. Перед вами стенд, разделен на две части с одной стороны нарисован веселый кошелек, сюда мы должны подобрать картинки откуда появляются деньги в семье и это называется «доход», а на другой стороне грустный кошелек сюда мы подбираем картинки на что мы тратим деньги и это называется расход (дети выбирают картинки, проговариваем). Дедушка получил пенсию-доход, девочка заболела, нужно потратить деньги на лекарство-расход.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, могут ли нас обмануть мошенники, когда мы что-то покупаем? (ответы)
Воспитатель. Могут, как обманули бабушку девочки, которая нам позвонила сегодня по видео. Мы заплатим деньги, а товар нам не пришлют или пришлют, но не то, что мы купили.
Воспитатель. Посмотрите у меня есть вот такая картинка, как вы думаете, что произошло?
Дети рассказывают. (нарисован человек перед компьютером, и посылка, над которой стоит человек и держится за голову видимо от того, что ему прислали, что-то не то)
Воспитатель. Эта картинка будет первой подсказкой для нас, она подсказывает о том, чтобы нас не обманули мошенники при покупке через интернет-магазины? (ответы и размышления детей)
Воспитатель. А что бы мы и наши родные не забыли о такой возможности – Я эту подсказку прикреплю на свой стенд, а вы выберите похожие картинки и прикрепите их на страницах своих книжек.
Воспитатель. Ребята, смотрите, на наших стендах есть вот такие персонажи их зовут Маша и кот – Пин. Они являются героями одной истории, которую я вам сейчас расскажу. (дети рассаживаются на стульчики, воспитатель напоминает об осанке)
История называется «Маме позвонили мошенники». Однажды девочка Маша очень сильно расстроилась из-за того, что ее маме позвонили какие-то люди, мама плачет и говорит, что назвала им по телефону какие-то цифры и теперь с ее банковской карты пропали все деньги. Мама говорит, что это были мошенники. Маша была очень расстроена этим ведь они с мамой хотели пойти в зоопарк. Но у Маши был необычный и очень умный друг кот, которого звали Пин. Он умел разговаривать и рассказывал девочке разные поучительные истории.
И Пин рассказал Маше, что в жизни встречаются не только добрые люди, но и те, кто поступает по отношению к нам некрасиво и несправедливо». Эти люди преследуют корыстную цель и способны на обман. Таких людей называют мошенниками».
«Обычно мошенники скрываются от людей они могут позвонить и представиться кем угодно, лишь бы завладеть имуществом, например родственником или сотрудником банка. Мошенники бывают компьютерные, рекламные, телефонные с которыми и столкнулась Машина мама. Девочка внимательно выслушала кота-Пина и вспомнила, что у нее есть копилка, в которой накопилось достаточно денег, чтобы пойти в зоопарк и не только, уж до нее мошенники точно недобирались!» Маша побежала обрадовать маму, а кот-Пин свернулся клубочком и уснул.»
Воспитатель. Вот такая история ребята, вы поняли про кого эта история? Чему нас может научить эта история?
Дети. (нельзя разговаривать с незнакомыми по людьми по телефону и говорить им какую-либо информацию)
Воспитатель. Я прикреплю на свой стенд вот такую картинку-подсказку, что здесь изображено?
Дети. Бабушка, которая говорит по телефону с какими-то людьми в маске, а на другой картинке в руках у человека банковская карточка и он говорит какую-то информацию человеку в маске.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете можно ли так делать? (нет)
Конечно, нельзя разговаривать с незнакомыми людьми по телефону и сообщать им разную информацию. Я прикреплю эти подсказки на свой стенд, а теперь вы сами выберите картинка подсказки для своих книжек.
Воспитатель. Что- то мы с вами немного засиделись. Давайте с вами встанем, положим свои книжки на стулья, что бы они вам не мешали и мы с вами немного разомнемся.
ФИЗМИНУТКА:
Мы бежали по дорожке (бег)
Вдруг порвались босоножки! (хлопок)
Что же делать, как нам быть? (плечи поднимаем)
Где же обувь нам добыть? (за щечки)
Будем туфли покупать! (топаем ногами)
Станем денежки считать! (трем пальцы)
Один, два, три, четыре (вскользь рука об руку)
Вот мы туфельки купили! (показать на обувь)
Воспитатель. А теперь ребята, давайте вернемся к нашему занятию. Помните в рассказе Маша вспомнила, что деньги то не все украли, а где еще деньги у нее остались, до чего не смогли добраться мошенники?
Дети. (До копилки)
Воспитатель. До копилки? (удивляется) А что же такое «копилка» и зачем она нужна? Расскажите мне об этом.
Я тоже вам предлагаю сделать копилку. Подходите к столу, присаживайтесь, перед вами лежат детали, из которых мы сделаем с вами копилку. Как вы думаете, как из этих деталей можно смастерить копилку? (отвечают)
Воспитатель. Вот такая копилка у нас должна получиться.
Воспитатель. Сейчас я вам покажу, как ее делать, а вы пока ничего не трогайте и внимательно посмотрите.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете копилка может помочь сохранить деньги от мошенников? (Ответы детей)
Воспитатель. Сама копилка не может, но мы можем просто какую-то часть денег хранить дома в копилке, таким образом мошенникам будет намного сложнее добраться до наших денег.
Воспитатель. Посмотрите у нас еще одна картинка-подсказка что на ней нарисовано?
Дети. Копилка, а рядом мошенник, который плачет.
Воспитатель: А почему же он плачет? (размышления детей)
Воспитатель. Эту картинку я прикреплю к своему стенду. А теперь вы в свои книжки.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете в нашей копилке наличные деньги или безналичные? (ответы)
Воспитатель. Как вы думаете, что значит наличные деньги? (ответы)
Воспитатель. Наличные деньги — это деньги, которые есть у нас в наличии, которые мы можем подержать в руках. (демонстрирую деньги)
Воспитатель. А что значит безналичные деньги? (ответ)
Воспитатель. Чтобы это выяснить, я вам предлагаю собрать пазл, и мы узнаем ответ. (дети собирают)
Воспитатель. Что у вас получилось?
Дети. (банковская карта)
Воспитатель. Правильно, так вот безналичные деньги — это те деньги, которые лежат на карте.
Воспитатель. Кому в семье можно пользоваться банковскими картами?
Дети. (мама, папа, бабушка, дедушка)
Воспитатель. Может пользоваться взрослый человек, потому что на банковскую карту переводят деньги – это может быть зарплата или пенсия.
Воспитатель. А дети могут брать банковские карты?
Дети. (нет)
Воспитатель. Нельзя, потому что дети не получают зарплату, а еще этим могут воспользоваться мошенники.
Воспитатель. Посмотрите, а вот и еще одна подсказка, что на ней изображено? Я ее прикреплю к своему стенду, а теперь вы в свои книжки. Вот и заполнили вы свои книжки-подсказки.
Рефлексия.
Воспитатель. А теперь ребята я вам предлагаю подойти к нашим героям Маше, коту – Пину и рассказать им, что же было у нас интересного на занятии.
(Воспитатель задает индивидуальные вопросы)
-Что мы с вами сегодня важного сделали на занятии? (создали книжки-подсказки для своих родных, что бы они знали, как себя вести, чтобы не попасть на уловки мошенникам).
-Какая подсказка тебе запомнилась больше других?
-Что ты расскажешь своему другу?
-Что расскажешь родителям?
-Ты свою книжку-подсказку кому покажешь? и т. д.)
Воспитатель: Вы всё правильно запомнили и выполнили и теперь, уж точно не сможет вас обмануть.
Воспитатель. Ребята, мне было очень интересно с вами играть и заниматься. А теперь посмотрите на этом стенде изображены смайлики веселые и грустные. На столе тоже лежат маленькие смайлики веселые и грустные. И если вам не понравилось занятие, то нужно прикрепить грустный смайлик туда, где грустный, а если понравилось, то нужно взять веселый смайлик и прикрепить его под веселый смайлик.
Воспитатель. Вот и закончилось ребята наше занятие. Вот эту книгу-подсказку я хочу вам отдать в группу, что бы вы рассказали своим ребятам, чем вы сегодня занимались что узнали интересного и все вместе её заполнили. Она останется у вас в группе и будет напоминать о правилах безопасного поведения.