Тренькаева Светлана
«Путешествие в страну звуков и букв». Конспект открытого занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие: Согласный твердый звук [ш], Буква Ш,ш.
Цель: закрепить звук и букву Ш в слогах, словах,предложениях, речи.
Задачи:
Образовательные:
– Развивать умение характеризовать звук по акустико –артикуляционным признакам.
– Закрепить понятие о том, что звуки на письме обозначаются буквами.
Коррекционные:
– Развивать координацию речи с движением.
– Закреплять умение выполнять звуко - слоговой анализ слова.
– Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
– Развивать целостное зрительное восприятие.
Воспитательные:
– Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Организационно-поисковый
1. Сообщение темы: Занятие начинается с сюрпризного момента.
Ребята скажите, а какое у вас сегодня настроение, а хотите, чтобы было еще лучше, давайте вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: - Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо-послание. Давайте его, прочитаем (чтение письма).
«Здравствуйте, дорогие ребята скоро вы идете в школу поэтому вы должны много знать и уметь, я думаю вы сможете мне помочь. Пишет вам Змейка звуков и букв. В своей школе я учу лесных зверей читать по Букварю. Но эту книгу похитила злая колдунья. Она заточила книгу в чулане и запер дверь на ключ. А ключ сломала. Ребята, помогите, пожалуйста, собрать все части ключа и тогда вы вернете «Букварь». А для этого вам нужно выполнить все задания. Но самое главное из «Букваря» выпала буква «Ш», а ведь мои ученицы еще даже не успели с ней познакомиться. Помогите вернуть букву «Ш» и Букварь!».
Воспитатель: – Вот такое вот послание для нас. Ну что, дети, вы хотите помочь Змейки звуков и букв? (Да.)
Воспитатель:- Колдунья не отдаст книгу просто так, он приготовил для нас конверт с заданиями. И после выполнения каждого задания мы будем получать часть волшебного ключа. Если вы правильно выполните все задания, то соберёте ключ и вернёте «Букварь».
Ребята давайте пройдем за столы.
Повесить звук Ш на доску.
Воспитатель:- Напомните, а какой звук потерялся? (звук Ш). Давайте произнесем его: ш-ш-ш-ш-ш-ш. Какой это звук? Гласный или согласный? (согласный). Глухой или звонкий? Приложите ладошку к горлышку. Произнесите: ш-ш-ш-ш. Горлышко не работает, значит, звук какой? Конечно, глухой. И он всегда твердый. Обозначается синей фишкой.
Воспитатель:- Итак, звук [ш] – согласный, глухой, всегда твердый.
Воспитатель:- Повтори, Настя, какой звук [ш]?
Воспитатель:- А теперь перейдем к нашим заданиям.
Прежде чем мы приступим с вами к выполнению наших заданий давайте немного разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Посадили зернышка.
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем.
Много зёрен соберем
1. Ребята давайте посмотрим, что еще у нас есть в конверте. Так это же задания, которые мы должны выполнить. (раздать листы).
Задание. Построить звуковые домики для слов. В каких комнатах живет звук Ш (повесить на доску картинки шишка.
Шишка — [ ш ] — согласный, парный глухой, твёрдый (непарный, всегда произносится твёрдо, шипящий
и — [ ы ] — гласный, ударный
ш — [ ш ] — согласный, парный глухой, твёрдый (непарный, всегда произносится твёрдо, шипящий
к — [ к ] — согласный, парный глухой, твёрдый (парный)
а — [ а ] — гласный, безударный
Кошка — [ к ] — согласный, парный глухой, твёрдый (парный)
о — [ о ] — гласный, ударный
ш — [ ш ] — согласный, парный глухой, твёрдый (непарный, всегда произносится твёрдо, шипящий
к — [ к ] — согласный, парный глухой, твёрдый (парный)
а — [ а ] — гласный, безударный
Шар — [ ш ] — согласный, парный глухой, твёрдый (непарный, всегда произносится твёрдо, шипящий
а — [ а ] — гласный, ударный
р — [ р ] — согласный, непарный звонкий, сонорный (всегда звонкий, твёрдый (парный)
Воспитатель: - Мы справились с заданием. У нас есть первая часть ключа, осталось собрать еще 4 части.
2. Игра «Измени слово»
Давайте перейдем к следующему заданию, Нам необходимо назвать слово так, чтобы в нем появился звук [ш].
Хлеб – хлебушек, орехи – орешки, муравей – муравьишка, горох – горошек, мама – матушка.
Воспитатель: - Молодцы, вы справились с заданием! У нас есть третья часть ключа, осталось собрать еще последнюю часть (третью часть ключа поместить на фланелеграф).
Воспитатель:- А теперь пора немного отдохнуть
Физкультурная минутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
3. Ребята, давайте посмотрим, что же еще приготовила нам злая колдунья, в третьем задании нам необходимо с вами. заштриховать букву Ш синем цветом. Зачеркнуть в каждой рамке лишнюю картинку.
Молодцы ребята, мы справилось с заданием и получили еще один кусок волшебного ключика.
4. Слоговая таблица
Воспитатель: - Открываем последний задание которые есть на наших листочках. Колдунья пишет: «Я хочу проверить, а умеете ли вы читать. Буква Ш дружит с буквами. Давайте, почитаем, как они дружат.
Перед вами слоговая таблица. Давайте вместе прочитаем верхнюю строчку.
Задание: ша,ши,шу,шо
Воспитатель: - А вот и последняя часть ключа.
Воспитатель: - Ну, молодцы ребята! Теперь у нас есть все 4 части. Давайте соберём из них ключ.
Воспитатель: - Дети, закройте глаза. Ой, ребята, произошло волшебство (замена ключа на целый). Ключ стал целым! Пойдёмте теперь, скорее, к двери, откроем дверь и вернем «Букварь».
Воспитатель: - Какие вы, молодцы, мы прошли такое большое путешествие и вернули «Букварь».
Заключительная часть.
Воспитатель: С каким звуком мы работали? Какой буквой его обозначаем?
-Какие задания и игры понравились больше всего?
-Молодцы! - Похлопайте себе.