Анна с
Необходимость развития связной речи у младших школьников с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость развития связной речи у младших школьников с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.
Человек – социальное существо, поэтому испытывает потребность в общении. Люди на протяжении всей жизни совершенствуют свою речь, овладевая новыми словами. Самое важное время в овладении речью - детский возраст. Дошкольный и особенно начальный школьный периоды.
Н. И. Жинкин писал: «Речь-это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».
Публикация «Необходимость развития связной речи у младших школьников с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Связная речь играет огромную роль в современном обществе. Только с правильно поставленной речью можно умело вступать в коммуникацию, найти престижную работу и реализовать себя в других интересных тебе сферах.
Связная речь-это процесс коммуникации, который реализуется в разных формах речи.
В настоящее время проблема развития связной речи находятся в центре внимания методической науки. Над проблемой обучения связной речи работали такие лингвисты и методисты как Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Т. В. Ахутина и др.
С. Л. Рубинштейн, рассматривая связную речь, определяет ее как «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения понятности ее для слушателя или читателя» [6].
Основной единицей связной речи является высказывание, для адекватного понимания и правильного построения которого необходимо в ходе специально организованной работы сформировать у детей ряд умений языкового и экстралингвисического характера (М. Б. Гриншпун, В. И. Селиверстов) [4,7].
Работа по развитию связной речи направлена на овладение младшими школьниками с нарушением речи разными видами (монолог, диалог) и типами (описание, повествование, рассуждение) в устной и письменной форме.
Развитие монологической речи включает в себя обучение смысловому восприятию текста (слушанию и чтению) и созданию текста (устного и письменного) и рассматривается как сознательное формирование коммуникативных умений у учащихся и их реализация при конструировании текстов, усвоение школьниками правил и приемов построения текста. Принципиальным для организации работы по построению текста является рассмотрение коммуникативных и лингвистических характеристик текста в их взаимосвязи (В. К. Воробьева) [2].
В момент поступления ребенка в школу он уже должен владеть правильным звуковым оформлением слов, имеет определенный словарный запас, согласовывает слова в роде, числе и падеже, способен пересказать рассказ, описать окружающие предметы, раскрывает содержание картины, описывает явления природы.
Дети с нарушениями речи младшего школьного возраста принадлежат к той категории учащихся, которая нуждается в специально-организованном психолого-педагогическом сопровождении и коррекционно-педагогической помощи (А. Д. Вильшанская, Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова, Л. М. Шипицына и др). Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и оказываются в числе неуспешных учеников [3,5].
С такими детьми нужно проводить коррекционную работу, задачами которой является: развитие умения связно и выразительно пересказывать литературные произведения; обучение составлению описательного рассказа по картине; знакомство со структурой повествования и описания; развитие творческого воображения, социальной компетентности и коммуникативных навыков.
Содержание уроков развития устной речи, их целевая установка определяют выбор методов. Среди них можно выделить методы наглядные и практические, цель которых – всестороннее ознакомление детей с материалом: они наблюдают, ощупывают, пробуют на вкус, нюхают, лепят, вырезают, выполняют опыты и т. д. Участие максимального количества анализаторов в познании окружающего мира, сочетание деятельности и слова делают чувственный опыт детей более полноценным. Создается та предметно-понятийная основа, на базе которой расширяется и уточняется словарь, отрабатывается структура предложений, формируется связная речь.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Работа над связной устной речью осуществляется на всех уроках русского языка, но наиболее оптимальные условия для этого создаются на уроках развития речи в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности [1].
Важность развития связного высказывания обусловлена тем, что этот вид речевой деятельности вызывает наибольшие затруднения у младших школьников, поэтому нужно приложить совместные усилия педагогов, логопедов, родителей и, конечно, желание самих детей, их мотив к выполнению коррекционной работы, которая поспособствует положительной динамике в развитии связной речи.
Таким образом, можно говорить о том, что связная речь – это не только последовательность слов, это еще и последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены в грамматически правильно построенных предложениях. Работа по развитию связной речи начинается в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя речи.
Список литературы:
1. Аксёнова А. К., Якубовская Э. В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках // Дефектология, 1987. - №6. (7)
2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: Учеб. пособие. – М., 2006. (3)
3. Выготский Л. С. Лекции по психологии. - СПб. : Союз, 1997. (4)
4. Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Нарушения речи и голоса у детей / Под. ред С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. – М., 1978 (1)
5. Резникова, Е. В. Коррекционно-педагогическая поддержка учащихся младшего школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интеграции: монография [Текст] / Е. В. Резникова. – Челябинск: Цицеро, 2014. (5)
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. - Спб. : Издательство «Питер», 2000]. (6)
7. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994. (2)