Светлана
Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных рисунков, а также со способностью воспринимать свои и чужие чувства, контролировать и выражать их. Формирование коммуникативно-речевой компетенции школьника в образовательной среде приобретает всё большую значимость, в связи с тем, что в современном обществе большинство профессий относятся к речевым профессиям.
Публикация «Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Статистические данные о состоянии голосоречевого здоровья детей говорят о его ухудшении. Педиатры, психиатры, психологи, логопеды констатируют, что у многих детей, по разным причинам, затруднён процесс овладения родным языком. Речь таких детей монотонна, с нарушенным звукопроизношением, с искажением индивидуального тембра голоса, с нарушением темпоритмических и мелодико-интонационных рисунков языка. Дети младшего школьного возраста стали испытывать трудности в полноценном овладении чтением. Чтение длительное время остаётся послоговым и требует проведения коррекционных мероприятий.
Известно, что голосоречевая деятельность структурно организованна. Внешняя речь представляет собой голосовой рисунок речевых единиц и закономерностей их объединения. У детей младшего школьного возраста наблюдаются нарушения в темпоритмоиитонировании.
Проведение коррекции ритмической организации слова :
Проведение коррекции темпоритмической и интонационной организации фразы, предложения, текста:
-Формирование у учащихся полноценных навыков чтения.
Работа начинается с интонирования гласных звуков на упражнении «Полоска — точка».
Эффективность данного упражнения достигается путём концентрированности предложенного материала и использованию сенсорных каналов восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Большинство современных детей, произнося гласные звуки, «тянут» их. Такое произношение искажает качество звучания гласных, т. к. звуки приобретают монотонное звучание, теряя характерный акустический образ.
Педагог произносит шесть базовых фонем современного русского языка: а, о, у, т, ы, и (соответствующие буквы написаны на доске) и просит каждого ученика провести по парте или по своей левой руке указательным пальцем правой руки «полоску». Одновременно с этим проговаривая по порядку все данные звуки: а _, о_, у _, ы_, и_. После этого педагог предлагает коротко проговорить эти же звуки, а указательным пальцем правой руки лёгким нажимом ставить «точку», голосом показывая остановку движения (интонацию завершённости звучания. После этого отрабатываются гласные я, ё, ю, е. Ученики произносят ЭТИ гласные, соединяя несколько протяжное звучание «й» с коротким а, о, у, э. Я = й_а а-, ё = й_о о-, ю = й_у > -. е = й_э.
Коррекция голоса учащихся направлена на качественное звучание гласных звуков в режиме работы грудного и головного резонаторов. Ученики при произнесении звуков «а. о. у. э. ы» кладут руку на грудь, ощущая в ней лёгкую вибрацию. Звуки произносятся коротко, достаточно громко, но не крикливо. На естественной улыбке произносят «я, ё, ю, е, и». Допускается небольшая протяжённость в интонировании всех четырёх йотированных звуков и звука «и».
Согласные звуки, в алфавитном порядке проговариваются детьми вслед за педагогом с чётким выделением голосом основных дифференциальных признаков этих звуков, а именно: твёрдость — мягкость, глухость — звонкость ( пример: «б — бь». «п — б» : «в — вь». «в — ф»). Работа по улучшению качества звучания слоговых структур предполагает соединение качественно произносимых в алфавитном порядке согласных и гласных звуков в открытых и закрытых слоговых структурах ( например: «ба — аб». «па — ап»). Способ звукоизвлечения гласных и согласных звуков имеет большое значение т. к. разность звукового наполнения сопровождается разностью эмоциональных реакций. Тренировки проводятся при хоровом и индивидуальном проговаривании детьми звуков ежедневно по пять минут в течении первой и второй учебных четвертей.
Коррекция ритмического контура слов предполагает работу с 1-2-3 сложными словами с перемещение («бак», «банка», «труба», «баловень- и т. п.). По образцу вслед за педагогом, ученики произносят ударный в слове, выделяя его взглядом при чтении, памятуя, что перед гласными «,. о, у, э, ы» любой согласный звук звучит твёрдо, а перед «я, ё, ю, е, и» - мягко ( например: бъа = ба. бьа = бя и т. д.). Усиление голоса на ударной части слова целесообразно синхронизировать с ударом или нажатием пальнем на твёрдую поверхность (парта, книга, рука). При выраженной дикционной недостаточности и тихом голосе данные упражнения вырабатывают у учеников способность к однозначному звукоизменению: «Бъак», «Въова», «трубъа». «мальин]а» и т. п. Лексический материал постепенно усложняется, дети произносят короткие фразы, а педагог следит за качественным звучанием ударных частей в словах: «Въот бъак», «Тъам трубъа», «Тъут Въова», «ел малину».
Следующий этап работы с учащимися предусматривает отработку закономерностей темпоритмической организации фразы, предложения, текста. Распределение межфразовых и внутрифразовых пауз отрабатывается на упражнении «Говорим — молчим». В конце фразы или нераспространённого предложения ученик молчит, делая паузу под счёт «раз — два» или «раз — и» (1. 2: 1 - и, что соответствует одной секунде временного интервала. Например: «наступила зима». Педагог напоминает, что в конце предложения может стоять точка, многоточие, вопросительный или восклицательный знаки препинания. В любом случае в конце фразы или предложения ученик делает паузу равную 1 секу нде:
наступила зима. (1.2)
наступила зима? (1.2)
наступила зима! (1.2)
наступила зима.. (1.2)
При выработке навыка паузирования целесообразно сначала «ощутить паузу». При этом сделать указательным пальцем ведущей руки два лёгких нажима или удара под счёт 1.2(1 — и). Внутрифразовые паузы на любом встретившемся в тексте знаке препинания («.», «-», «:», «;» и т. п.) паузируется под счёт раз (1). Временной интервал равный половине секунды, например: - Пришла зима (1). идет снег (1, метет метель. (1.2) наступили морозные дни. (I). После прочтения этого же текста повторно, школьники осуществляют счёт «в уме». Во внешней речи паузы будут со-ответствовать временным интервалам - секунда и половина секунды.
Выделение голосом главного по смыслу слова (логического ударения) предполагает ритмикотемповую организацию речи. Оно также сопровождалось паузами после (если выделяемое слово стоит в начале фразы, перед (если выделяемое слово стоит в конце фразы) и с обеих сторон (если выделяемое слово стоит в середине фразы или предложения). Например:
Сегодня (пауза на счёт 1) хорошая погода.
Сегодня (пауза на счёт 1) хорошая (пауза на счёт I) погода.
Сегодня хорошая (пауза на счёт 1) погода.
Акцентное орфоэпическое ударение - необходимое условие при выделении логического ударения. Для детей с тихими голосами допустимо утрированное произнесение словесного (орфоэпического) ударения.
Интонация перечисления при однородных членах предполагает эффект «вкручивания» (движением руки можно описать окружность, при этом интонационно равномерно, распределяя по времени, каждое перечисляемое слово - «я вижу зелёный, красный, синий шары»).