Получи документы

Нарушение звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрии

Нестеркова Наталья Юрьевна
Нарушение звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрии
▼ Скачать + Заказать документы

Нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических нарушениях имеют свой специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических нарушениях трудно поддаются коррекции и негативно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, усложняют процесс школьного обучения детей. В то же время своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для скорейшей социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи.

Публикация «Нарушение звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрии» размещена в разделах

В специальной литературе отмечается, что в практике логопеда часто встречаются нарушения звукопроизношения, которые по своим внешним проявлениям напоминают дислалию, но характеризуются особой трудностью преодоления в процессе коррекционных действий. При выборе адекватной методики коррекции и для достижения максимального результата логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения актуальны вопросы дифференциальной диагностики внешне сходных артикуляционных нарушений.

Описывая классификацию нарушений звукоизвлекательной стороны речи, основанную на патогенетическом принципе, Р. А. Белова-Давид наряду с нарушением работы речеслухового анализатора выделяет нарушения речедвигательного анализатора, характеризующиеся недостаточностью эфферентной и афферентативной систем. Клинически это проявляется при наличии выраженного пареза артикуляционных мышц, при нарушениях апраксического ряда. Систематизируя разнообразные формы нарушений звукопроизношения, Р. А. Белова-Дэвид выделила две основные группы: дислалии, которые имеют функциональный характер, и дизартрии, в основе которых лежат органические нарушения. Исходя из этого, автор выделила наличие или отсутствие симптомов органического ряда в качестве основного критерия дифференциации нарушений звукопроизношения. В то же время отмечается, что органические симптомы часто могут выражаться в микроявлениях, выявляемых только с помощью специальных методик неврологического обследования.

С помощью такого специального, углубленного обследования выявляются негрубые парезы лицевых мышц, препятствующие нормальному формированию артикуляций. Таким образом, все случаи нарушений звукопроизношения такого патогенеза следует рассматривать как дизартрические расстройства.

В исследованиях, посвященных состоянию речи с минимальными дизартрическими нарушениями, отмечается нечеткое звукопроизношение, нечеткая речь, в некоторых случаях сопровождающаяся назализацией, различные фонационные и просодические нарушения (О. А. Токарева, Р. И. Мартынова, Г. В. Гуровец, С. И. Маевская и др.). Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, сочетание нарушений со стороны черепно-мозговых нервов препятствуют развитию правильного звукообразования, определяют разнообразие и особенности фонетических нарушений у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, которые тесно зависят от состояния нервно-мышечного аппарата артикуляции органы.

По мнению многих авторов (О. А. Токаревой, Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольской, Г. В. Гуровец, С. И. Маевской и др., нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами выражаются в искажениях, в смешениях, в заменах и пропусках звуков. При этом характерно упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляционным и акустическим характеристикам: щелевые- взрывные, звонкие- глухие, шипяще-свистящие, твердые- мягкие, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы. Наиболее распространенными являются нарушения произношения свистящих звуков. На втором месте по распространенности находятся нарушения произношения шипящих звуков, за которыми следуют нарушения произношения звуков [л], [р] и переднеязычных [т], [д], [н] .

Это свидетельствует о том, что распространенность нарушений звуковоспроизведения определенных групп звуков у детей с минимальными дизартрическими расстройствами определяется не только артикуляционной сложностью звуков, но и их акустической близостью. В связи с этим акустически близкие свистящие звуки нарушаются чаще, чем артикуляционно более сложные, но акустически противоположные соноры [р] и [р’]. Наиболее характерными для детей с минимальными дизартрическими расстройствами являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. На втором месте по распространенности находятся расстройства звукообразования, характеризующиеся различными типами искажения нескольких групп звуков. За ними следуют расстройства произношения, характеризующиеся различными типами искажения нескольких групп звуков. Менее распространенными являются нарушения звукообразования, проявляющиеся в одновременных искажениях и заменах звуков.

Таким образом, минимальное дизартрическое расстройство - это сложное речевое расстройство, характеризующееся вариабельностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи. Характеризуется наличием симптомов микроорганического поражения центральной нервной системы: недостаточной иннервацией органов речи - головного мозга, артикуляционного и дыхательного отделов; нарушением мышечного тонуса артикуляционных и мимических мышц. Как правило, наблюдаются различные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, которые являются ведущими в структуре речевого дефекта, и специфические отклонения в развитии лексического и грамматического строя речи.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения «Кто спрятался на лепестках цветка?»Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения «Кто спрятался на лепестках цветка?» Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения "Кто спрятался на лепестках цветка?"Цель игры: Развитие фонематического слуха, автоматизация.

Фотоотчет по формированию навыков самообслуживания у детей с синдромом ДаунаФотоотчет по формированию навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна Формирование навыков самообслуживания. У детей с синдромом дауна наблюдаются проблемы с моторикой, навыками самообслуживания,.

Коллективное Творческое семейное Дело «Мой любимый театр» для учащейся 3 класса с синдромом ДаунаКоллективное Творческое семейное Дело «Мой любимый театр» для учащейся 3 класса с синдромом Дауна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми Коллективное.

Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.

Коррекционное занятие по СБО «Берегите глаза» для детей с нарушение зрения средней группыКоррекционное занятие по СБО «Берегите глаза» для детей с нарушение зрения средней группы Коррекционное занятие по СБО «Берегите глаза» для детей с нарушение зрения средней группы. Цель: знакомство с разными видами очков и простым.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Речевое дыхание как основа правильного звукопроизношенияРечевое дыхание как основа правильного звукопроизношения Речевое дыхание - основа правильной речи. Одним из самых важных направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевое недоразвитие,.

Стенгазета «21 марта — Международный день человека с синдромом Дауна»Стенгазета «21 марта — Международный день человека с синдромом Дауна» 21 марта отмечается Международный день человека с синдромом Дауна. В России День человека с синдромом Дауна впервые отметили в 2011 году.

Коррекционно — развивающая работа с детьми, имеющими нарушение зрения Работа нашего дошкольного учреждения направлена на воспитание, обучение, разностороннее развитие детей с нарушениями зрения с целью ранней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нарушение звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрии
Опубликовано: 9 января 2024 в 21:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нарушение звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрии» (включая файлы) размещена пользователем Нестеркова Наталья Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД