Марина Шекель
Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
6. Содержание учебного предмета, курса
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
9. Приложение:
1. Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
С момента перехода школы на ФГОС, возникла потребность в пересмотре логопедической работы. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.
Программа составлена для индивидуальных и групповых логопедических занятий в 1- 4 классах
Можно выделить следующие речевые нарушения :
фонетический дефект- недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков и проводится на индивидуальных занятиях;
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - недостаток речи, при котором имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребё нка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
общее недоразвитие речи (ОНР) - нарушение речи, при котором недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, выраженность которых может быть различной.
Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР, ФФН).
С детьми, имеющими ФФНР, ОНР и нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР и ФФНР, проводятся групповые занятия по (ОНР) 3-4 и (ФФНР)4-5 человек в группе, (ОНР)-3, (ФФНР)-2 раза в неделю.
Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются в совершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения, письма, обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; обогащение словарного запаса.
В связи с этим огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы своевременного выявления детей с нарушениями речи, установление причин этих нарушений и разработка системы их коррекции.
В последнее время стал очевиден факт снижения речевого развития детей, поступающих в школу. В педагогической практике часто приходится сталкиваться с детьми, у которых есть ошибки в звукопроизношении, недостаточно сформирован фонематический слух, бедный словарный запас. Всё это приводит к стойким ошибкам при письме. Эти дети требуют особого внимания и специальной коррекционной работы.
Рабочая программа является нормативно-правовым документом, определяющим организацию логопедического коррекционно-образовательного процесса в школе на логопункте. Программа разработана с опорой на методические системы работы И. Н. Садовниковой,А. В. Ястребовой.
Рабочая программа рассчитана на учащихся 1-4 классов.
Программа составлена в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом школьного образования;
- Конвенцией ООН о правах ребенка; Декларацией прав ребенка;
- Образовательной Программой МКОУ Таловской СОШ.
-Инструктивным письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189, с последующими изменениями от 29.06.2011; от 25.12.2013; от 24.11.2015);
- Устава МКОУ Таловская СОШ; годового календарного графика;
- учебного плана на 2018/2019 год;
- расписания учебных занятий;
Все темы курса направлены на достижение положительных результатов при изучении курса русского языка, развития речи и коммуникативных навыков в целом. Сведения, которые получают дети на занятиях, в основном систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках русского языка.
Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в школе, дома, со сверстниками.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебный план для 1-4 классов МКОУ Таловская СОШ рассчитан на 60 часов в год (30 учебные недели по 2 часа в неделю, а также 4 недели на диагностику.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как развития у обучающихся правильной, чёткой, выразительной связной речи, освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются : умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются: овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Планируемые результаты
К концу первого года коррекционных занятий обучающиеся научатся:
• правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство.
• четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
• называть отличия гласных и согласных звуков;
• правильно обозначать звуки буквами;
• производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
• дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
• определять место ударения в слове;
• правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство.
К концу второго года коррекционных занятий обучающиеся узнают:
• строение артикуляционного аппарата;
• акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
• о значении правильного дыхания;
• основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.
научатся:
• четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
• называть отличия гласных и согласных звуков;
• правильно обозначать звуки буквами;
• производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
• дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
• определять место ударения в слове;
• правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство.
6. Содержание учебного предмета, курса.
Программа групповых занятий включает три раздела:
• восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
• обогащение словарного запаса;
• развитие грамматического строя и связной речи.
Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.
Первая четверть посвящена развитию различных форм звукового анализа, начиная с выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и выделения из слова гласных звуков, их сравнения и различения. Дети выделяют гласные звуки А, О, У из начала слова под ударением и в безударном положении, гласные звуки А, О, У, Э, Ы из середины слова и из конца слова под ударением. Из согласных звуков вводятся сонорные согласные М, Л, Р, Н. Логопедические занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом происходит закрепление графического образа букв. В первой четверти дети знакомятся с гласными буквами А, О, У, Э, Ы, с согласными буквами М, Л, Р, Н.
Во второй четверти главная тема — различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков : Я, Е, Е, Ю, Ь (смягчитель). Чтение слогов и слов с этими буквами показывается практически, без проведения полного звукобуквенного анализа и установления несоответствия в звукобуквенном составе слова. Широко используются слоговые таблицы, на которых написаны слоги СГ; имеется несколько вариантов слоговых таблиц: сначала одна согласная буква сочетается по порядку со всеми гласными, причем, парные гласные находятся рядом (ма—мя—мо— ме—му—мю и т. д.); затем несколько согласных сочетается с одной гласной (ма—на—ла—ра; мя—ня—ля— ря). При чтении слогов логопед обращает внимание детей на буквенный состав читаемого слога: «Читаем ма, согласный звук звучит твердо, читаем мя — согласный звучит мягко. С буквой А согласный звучит твердо, с буквой Я согласный звучит мягко». Отказ от проведения полного звукобуквенного анализа слов типа «мяч» в начале обучения в первом классе детей группы риска по дисграфии основывается на том, что практического значения этот анализ не дает, он не оказывает влияния на формирование навыка чтения слогов и слов с данными буквами; а к тому же, являясь объективно трудным для понимания в этом возрасте, может осложнить становление первоначального навыка чтения. Для становления грамотного письма данный вид анализа является также помехой: неискушенные в тонкостях звукобуквенных несоответствий дети начинают писать по следам анализа в слоге СГ после согласной буквы гласные А, У, О, Э и на тех местах, где надо писать буквы Я, Е, Е, Ю. Сначала детей нужно научить отчетливо различать твердые и мягкие согласные звуки в этих слогах, ведь установление отличия является для детей более легким действием, чем нахождение общего, а также добиться четкой дифференциации понятий «звук» и «буква». С гласными буквами И и Ы звукобуквенный анализ слов с твердыми и мягкими согласными звуками проводить нужно, так. как в словах типа «мыл — мил» гласные звуки в словах разные, и мы не будем провоцировать ошибку в написании гласной буквы (в отличие отданных слов, в словах типа «мак—мяч» гласные звуки в словах одинаковые, и дети начинают писать букву А там, где имеется только звук А, так как им еще непонятна разница между терминами «звук» и «буква». А на уроке в классе от них учительница постоянно добивается, чтобы они отвечали: звук А. Вот и получаем мы на письме ошибки типа «лубит», «мач», «мод»).
В позиции начала слова и в положении после гласной и разделительных Ь и Ъ буквы Я, Е, Е, Ю обозначают два звука. В данном случае стоит познакомить детей с секретом этих букв: обозначать два звука, один из которых — согласный [И]. Этот звук хорошо выделяется, его можно произнести длительно и таким образом развивать фонематический слух учащихся.
В данной теме показывается также буква Ь в роли смягчителя (на конце слов и в середине). Со словами типа «конь» проводится полный звукобуквенный анализ, так как здесь очень удобно показать разницу между твердыми и мягкими согласными звуками (мягкий знак как раз и указывает на эту мягкость). Выкладывая схемы звукового состава слов с мягким знаком, обязательно показываем букву Ь в нужном месте слова, таким образом преобразуя звуковую схему в звукобуквенную. Делается это для предупреждения ошибок на пропуск буквы Ь на письме. Если ограничиваться только звуковой схемой, в которой, естественно, нет места букве Ь, как не обозначающей самостоятельного звука, мы будем провоцировать детей на пропуск этой буквы при написании, так как дети не дифференцируют четко понятия «звук» и «буква». Новых согласных звуков и букв во второй четверти не вводится, весь речевой материал состоит из слов и первых коротких предложений, составленных из сонорных и гласных букв.
Третья четверть отводится дифференциации глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных: П—Б, Т—Д, К—Г, Ф—В, С—3, Ш—Ж- Порядок работы следующий : вначале знакомимся с глухим звуком и буквой, при этом речевой материал не содержит парных звонких звуков; затем вводится звонкий звук при отсутствии оппозиционного ему глухого варианта. После усвоения каждого из. членов пары начинается сравнение данных звуков и букв с установлением как сходства, так и различия.
Четвертая четверть посвящается непарным по глухости-звонкости согласным звукам и буквам X, Ц, Ч, Щ (глухие, И (звонкий, а также буквам Ь и Ъ. Дети читают небольшие стихотворные тексты; пословицы.
Грамматические темы вводятся в содержание занятий интегрирование, выбор темы зависит от рассматриваемого лексического материала. Предполагается чисто практическое усвоение грамматического материала, без использования избыточной терминологии, хотя вводится понятие «предлог»