Наталья Попова
Речевое дыхание как основа правильного звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое дыхание - основа правильной речи.
Одним из самых важных направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевое недоразвитие, я считаю развитие речевого дыхания, как основы правильной речи. Что такое речевое дыхание и чем оно отличается от обычного, физиологического?
Публикация «Речевое дыхание как основа правильного звукопроизношения» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем, что в процессе речи вдох и выдох осуществляется через рот (при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос). В отличие от физиологического дыхания, речевое – во многом управляемый процесс.
Печальная статистика: у 80% детей с нарушением речи речевое дыхание не сформировано! Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. При этом объем легких существенно ниже возрастной нормы.
В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха.
Поэтому дыхательные упражнения для формирования у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом - неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения и профилактики вирусных заболеваний у всех детей.
Существуют упражнения для развития речевого дыхания, которые проводятся ежедневно в течении 5-10 минут с детьми от 3 до 6 лет, имеющими различные нарушения речи- это дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания. Параллельно ведется работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить звуки речи. Данные упражнения можно использовать как физкультминутки в процессе логопедических занятии или в домашних условиях.
Так как в детском саду ведущий вид деятельности - игра, то и все упражнения проводим только в игровой форме, весело и интересно.
Вот примерные игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха:
Игра «Подуем в трубочку»
Цель: тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.
Описание. Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку.
Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.
Игра «Разноцветные листочки»
Цель: развить плавный, длительный, направленный выдох.
Оборудование: небольшая палочка, разноцветные сухие листья с разных деревьев.
Описание. На уровне рта ребенка на нитках подвешены сухие листья различной формы. Ребенок рассматривает их, называет, определяет цвет, затем медленно набирает воздух через нос (следить, чтобы не поднимались плечи) и дует на листочки через трубочку из губ, не раздувая щек.
Игра «Фокус»
Цель: отработать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.
Описание. Губы в улыбке, нижняя губа оттянута вниз, широкий язык плотно прижат к верхней губе. Сделать глубокий вдох носом и в этом положении языка подуть на ватку, лежащую на кончике носа так, чтобы она взлетела вертикально вверх.
Следить, чтобы выдох производился на язык, а не на верхнюю губу.
Игра «Задуй ватку в ворота»
Цель: выработать умение целенаправленно менять силу выдоха.
Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.
Описание. Взрослый вместе с ребенком сооружает широкие «ворота» из кубиков или другого строительного материала и кладет перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попадания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, его можно слегка усложнить, постепенно делая «ворота» узкими.
Игра «Буря в стакане»
Цель: развить сильный, целенаправленный выдох.
Оборудование: стакан с водой, соломинка.
Описание. В стакан с водой опускается соломинка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соломинку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать дополнительного вдоха.
Игра «Лодочки»
Цель: научить детей менять силу и направление выдоха, укрепить мышцы губ.
Оборудование: таз с водой, бумажные или легкие деревянные (пластмассовые) лодочки, небольшой флажок.
Описание. Ребенок (или дети) сидит около таза с водой, в котором плавают лодочки. Взрослый предлагает совершить путешествие в другой «город», обозначенный флажком на другом краю таза. Для этого ребенок должен плавно дуть на лодочку, стараясь пригнать ее к другой стороне таза в том месте, где стоит флажок. При необходимости можно изменять направление и силу выдоха, но соблюдать определенное положение речевых органов : губы растянуты, как для звука [ф] - для плавного выдоха, вытянуты трубочкой - для сильного выдоха.
Игра «Загадай желание»
Цель: развить сильный, направленный выдох, укрепить мышцы губ.
Оборудование: песочный набор, маленькие свечки для торта.
Описание. Взрослый предлагает ребенку задувать свечки. Ребенок делает глубокий вдох и одним сильным длительным выдохом старается задуть все горящие свечки. При этом по желанию ребенка он может про себя загадать желание.
Так же огромное значение имеет работа с родителями и привлечение их к работе по формированию правильного речевого дыхания. С этой целью целесообразно проведение мастер-классов, распространение брошюр и оформление информационных стендов в ДОУ.