Елена Рожкова
Коррекционно — развивающая работа с детьми, имеющими нарушение зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Работа нашего дошкольного учреждения направлена на воспитание, обучение, разностороннее развитие детей с нарушениями зрения с целью ранней коррекции отклонений развития, адаптации к окружающей среде и социальной интеграции.
В своей коррекционной работе мы опираемся на программу под редакцией Плаксиной Любови Ивановны, пользуемся комплексом примерных развернутых конспектов коррекционных занятий под редакцией Дружининой Лилии Александровны. Коррекционно – образовательная работа проводится фронтально, по подгруппам и индивидуально. Проводим диагностику по Подколзиной Е. Н.
Темочки:
Тифлопедагог имеет возможность выявить отклонения в развитии познавательной и социальной сфер ребенка. Это позволит определить направления коррекционно-педагогической работы, конкретное содержание и методические приемы, адекватные для каждого ребенка, возможности педагогической коррекции и компенсации зрительной недостаточности и других нарушений в его развитии.
Основные принципы организации коррекционно-педагогического и образовательного процесса:
• учет особенностей развития детей с нарушением зрения
• комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям
• дифференцированный подход к детям
• модификация учебных планов и программ
Целью коррекционно-образовательной работы является всестороннее развитие ребенка и подготовка его к школе. Вся работа педагогов ведется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога. Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность, вытекающую из плана перспективной работы.
Тифлопедагог на своих занятиях в рамках общеобразовательного обучения решает следующие коррекционные задачи :
• формирование представлений о своих зрительных возможностях
• формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов
• обучение использованию получаемой информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности
Важнейшая задача, которую педагог решает на коррекционных занятиях всех видов - формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения.
Учитель - дефектолог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:
- развитие зрительного восприятия;
- ориентировка в пространстве;
- социально-бытовая ориентировка.
Развитие осязания и мелкой моторики входит в ряд других занятий.
Развитие зрительного восприятия.
На этих занятиях тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением, выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (цвет, форма, величина). Также формирует алгоритм зрительного восприятия; учит внимательно слушать словесные описания и сопоставлять с ними зрительно воспринимаемые объекты; вырабатывает у детей согласованные движения глаз и руки.
Обучение ориентировке в пространстве.
Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной патологией:
- создать у детей четкие представления о своем теле, о пространственном расположении его частей;
- формировать навыки ориентировке в окружающем пространстве,
- обучение детей моделированию предметно практических построений;
- обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.
Обучение социально-бытовой ориентировке
На занятиях происходит знакомство с окружающим. Тифлопедагог активно использует сформированные у детей навыки предметно-практической деятельности.
Полученные представления об окружающем расширяются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, на экскурсиях и в беседах.
Развитие осязания и мелкой моторики
Происходит во всех видах деятельности.
Развитие у дошкольников со зрительной патологией, осязания и мелкой моторикой расширяет их познавательные возможности, способствует развитию мыслительной деятельности и речи; обогащает их представления об окружающем мире, позволяет лучше ориентироваться.
Тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, повышающие осязательную чувствительность пальцев рук, развивающие точность и координированность движений рук.
Таким образом, на специальных коррекционных занятиях у детей формируется понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться, всестороннее развитие ребенка. В результате работы всего коллектива происходит успешная адаптация детей с нарушенным зрением к социуму и его поступление в общеобразовательную школу.