Папки-передвижки

Музыкотерапия в работе с дошкольниками (из опыта работы)

Елена Егорова
Музыкотерапия в работе с дошкольниками (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 «Дюймовочка» г. Павлово

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ПЕДАГОГАМИ

МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ЕГОРОВОЙ ЕЛЕНЫ БОРИСОВНЫ

на тему

«Музыкотерапия в работе с дошкольниками».

г. Павлово – 2020 г.

«Музыка – не только фактор облагораживающий,

воспитывающий, но и целитель здоровья».

/В. М. Бехтерев/

Публикация «Музыкотерапия в работе с дошкольниками (из опыта работы)» размещена в разделах

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Достоинствами музыкотерапии являются :

• Абсолютная безвредность

• Легкость и простота применения

• Возможность контроля

Существует два аспекта воздействия музыкотерапии :

1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное

воздействие на функции организма);

2) психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки

осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии,

психоэмоционального состояния).

Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии :

• рецептивной

• активной

• интегративной

Существуют такие активные методы и приёмы музыкотерапии

• метод цветотерапии;

• игротерапия;

• психогимнастические этюды и упражнения;

• вокалотерапии;

• прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах.

• Сказкотерапия

Цветотерапия

Данный метод включает в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например, в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях можно предложить детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т. к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки также рекомендуется использовать эти цвета.

Используют цвет и для обучения нотной грамоты и игре на музыкальных инструментах, что тоже способствует быстрому овладению нотами и умению находить их на инструменте.

Психогимнастические этюды и упражнения

Они способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).

Игротерапия

Игротерапия также, в большой мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей. Рекомендуется использование как контактных, объединяющих игр, так и познавательных игр, игр на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтических игр. Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы.

Вокалотерапия

Также очень популярен метод вокалотерапии. В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены наформирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент.

Музицирование

Использование приема музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свойвнутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением.

Сказкотерапия

Но наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.

Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем, медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.

Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.

Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания. Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слона стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, кому необходимакоммуникабельность.

Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Прослушивание быстрой, громкой музыки после медленной может привести к эффекту, описанному Ницше: «Мои возражения против музыки Вагнера являются физиологическими. Мне становится трудно дышать, когда на меня воздействует его музыка». Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным. Обычно такой эффект имеют песнопения, современные оркестровки и народная музыка.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. Как заметил Игорь Стравинский: «Ударные и басы действуют как система центрального отопления».

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма - ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно статьсоздание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка.

Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

Музыкотерапия благотворно влияет на общее эмоциональное состояние детей, повышает их эмоциональный статус, конечно же для этого:

• нужны благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;

Нужно продумывать методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;

• нужно задействовать все органы чувств у детей;

• устанавливать интеграцию музыкального воздействия с другими видами деятельности.

Музыкотерапия противопоказана :

Детям с предрасположенностью к судорогам;

Детям, страдающим отитом;

Детям, у которых резко повышается внутричерепное давление.

Практическое задание:

Исполнение жизнеутверждающей песни-формулы «Я, я, я – хороший» (формула музыкального самовнушения).

Цель: повышать самооценку, уверенность в себе, стойкость при неудачах, развивать чувство коллективизма.

Дети (педагоги) стоят в кругу, в середине круга – солист (педагог).

Гладя себя, он поет:

Я, я, я – хороший.

Я, я, я – спокойный.

Я, я, я – здоровый. И веселый я!

Остальные дети (педагоги, держатся за руки. Следующий куплет поют все дети (педагоги, а солист (педагог) молчит.

Ты, ты, ты – хороший.

Ты, ты, ты – спокойный.

Ты, ты, ты – здоровый. И веселый ты!

И так далее (по очереди)

Я, я, я – очень добрый.

Я, я, я – очень нежный.

Я, я, я – самый лучший. Я просто чудо!

Ты, ты, ты – очень добрый.

Ты, ты, ты – очень нежный. Ты, ты, ты – самый лучший.

Ты просто чудо!

Терапевтическая игра: «Подушка-упрямка»

Цель: Снятие общего напряжения, упрямства.

Практическое задание: «Моё настроение».

Цель: Выразить своё настроении с помощью музыки. На столиках расположены музыкальные инструменты. Педагог выбирает музыкальный инструмент и с помощью звучания передаёт своё настроение.

Упражнение «Шум моря».

Слушают звуки моря, а затем предложить им «подышать», как море. Делать тихий, мягкий вдох животом и плавно поднять вверх руки. А потом выдохнуть на звук «Ш». Выдыхать долго-долго, втягивая живот, чтоб вышел весь воздух. Мягко опустить руки и снова вдохнуть.

Задание : «Подбери Картинку»

Инструмент - Скрипка

Действие - активизирует тонкий кишечник

Инструмент - Гитара

Действие - гасит раздражение и «разгружает» сердце

Фортепиано, рояль др. клавишные – интеллектуальная сфера.

Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

Звучит спокойная музыка со звуками природы. Педагог предлагает сесть удобнее, расслабиться, закрыть глаза. Установка: «Вы сейчас погрузитесь в волшебный сон. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому присниться хороший добрый сон».

Ресницы опускаются…Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем (2раза,Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко…

Наши руки отдыхают…Ноги тоже отдыхают…Отдыхают, засыпают… (2 раза)

Шея не напряжена, а расслаблена…

Губы чуть приоткрываются,Всё чудесно расслабляется… (2 раза)

Дышится легко… ровно… глубоко…

Напряженье улетело…И расслаблено всё тело (2раза,

Будто мы лежим на травке, на зелёной, мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…Ноги тёплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Губы тёплые и вялые и нисколько не усталые.

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!Но пора уже вставать!

Публикации по теме:

Из опыта работы «Проектная деятельность в работе с родителями» ФГОС ДО предусматривает взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Фотоотчёт о работе над лексической темой «Весна» из опыта работыФотоотчёт о работе над лексической темой «Весна» из опыта работы Цели. 1. Коррекционно – образовательные: - закреплять у детей представления о времени года – весне, её характерных признаках (изменения.

Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы)Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Данный материал может быть полезен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Цель предлагаемых.

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками»Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками» «Каков ребёнок в игре, таков во многом от будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних поделок из разных материалов с дошкольникамиМетодическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних поделок из разных материалов с дошкольниками Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних поделок из разных материалов с детьми дошкольного возраста. Пояснительная.

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе логопеда «Здоровье — это главное!» Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда • «Здоровье это состояние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкотерапия в работе с дошкольниками (из опыта работы)
Опубликовано: 31 января 2020 в 13:37
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкотерапия в работе с дошкольниками (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Егорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД