Елена Клименчук
Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
«Каков ребёнок в игре, таков во многом от будет в работе,
когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля,
происходит, прежде всего в игре»
А. С. Макаренко
Игровая технология нашла широкое применение в дошкольном образовании, потому что реализация программ ДО в форме игры – один из принципов ФГОС ДО.
Игровая педагогическая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Публикация «Из опыта работы „Игровая технология в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Мы используем игровую технологию, так как она
есно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игровая технология, даёт ребё нку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Главный компонент игровой технологии – непосредственное систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
-максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
-позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровая технология помогает детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе.
Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Выбор игровой технологии обоснован тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует у них над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.
Я в своей работе активно использую игровую технологию, так как именно она фундамент всего дошкольного образования.
Используя игровую технологию в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Для меня основной задачей является формирование эмоционального контакта, доверия детей ко мне, умение видеть во мне доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. Для этого я использую фронтальные игровые ситуации, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. В дальнейшем я стараюсь, чтобы игровые моменты проникали во все виды деятельности детей, так как игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В процессе применения игровой технологии у дошкольников развивается внимание, память, мышление, развитие речи, коммуникативные и познавательные способности детей.
Целью использования игровой технологии в работе каждого воспитателя является повышение мотивации к занятиям, актуализация знаний дошкольников, обеспечение заинтересованного восприятия изучаемого материала, стимуляция речевой активности, формирование положительного отношения к образовательному процессу в целом, который благодаря игре становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребёнку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.
В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности : внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.
Так же в игре возможно вовлечение каждого ребёнка в активную работу, эта форма занятия противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной ситуации.
Психологи рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.
Сначала игровую технологию я использовала как игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в
период адаптации детей в детском учреждении. Работая с детьми четырех – пяти лет для меня основная задача — это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. Использую фронтальные игровые ситуации, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Одни игры создаются самими детьми под нашим руководством (самостоятельные) - это творческие игры, другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на дидактические и подвижные игры.
В нашем детском саду для развития воображения детей мы используем ролевые игры, в которых игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается, главным образом, также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Для возникновения и развития сюжетно – ролевой игры необходимо наличие у ребенка развернутых представлений об окружающих его предметах (об их свойствах, качествах, назначении, событиях и явлениях общественной жизни.
Театрализованная игра - разновидность сюжетно- ролевой игры, требующая наличия у дошкольников уже сформированных речевых, коммуникативных, поведенческих навыков. Данные виды игр способствуют развитию у детей выразительных средств языка (интонации, мимики, жестов), а так же умения передавать эмоции персонажей, навыков импровизации несложных сюжетов песен, сказок.
Строительная игра многообразна, и чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Такие игры способствуют развитию конструктивного праксиса и мелкой моторики детей.
Дидактическая игра – это всё многообразие обучающих игр. Их основное назначение - развитие познавательной сферы дошкольников. Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия и игровые правила. В то же время дидактические игры являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.
Подвижные игры каждый воспитатель также использует постоянно в своей практике. В таких играх одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею
положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки.
В заключении хочется отметить, что в настоящее время актуальность игры повышается: современный ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники предоставляют, как правило, материал для пассивного восприятия, а игра, всё таки, является одной из форм практического мышления ребёнка.