Анна Бондарева
Музыкальные игры для развития слуха
▼ Скачать + Заказать документы
То, что мы называем музыкальным слухом, — это целый ансамбль разнообразных способностей и задатков: чувство ритма, ладовое чувство, абсолютный слух и т. д. Какая-либо из этих способностей не является только наследственной (врожденной) и может быть создана умелой тренировкой. Другими словами, музыкальный слух можно воспитать у любого нормального ребенка: у одних это пойдет легче, у других потребует больше усилий.
Публикация «Музыкальные игры для развития слуха» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Чтобы развить музыкальный слух у ребенка, вовсе не обязательно усаживать его за инструмент, или заставлять петь, или изучать с ним нотную грамоту. В раннем дошкольном возрасте (три-четыре года) полезней играть в различные игры, незаметно для ребенка тренируя у него чувство ритма, умение различать высоту звука, тембровый слух и музыкальную память.
Что нужно делать для этого? Вот несколько простейших игр, в которые можно играть с детьми дошкольного возраста (от трех лет и более) для развития музыкального слуха.
Игра «Простучи и ты»
Вы отстукиваете карандашом по столу такт простой песенки или танца (вальс, марш, полька, мазурка, венгерка, полонез, повторяете в одном темпе три-четыре раза, потом предлагаете ребенку так же отстучать этот ритм. Варьируйте игру: пусть ребенок сначала повторит такт, отстукивая карандашом по столу (как вы ему показали, потом — по стеклу: сначала в том же темпе, что и вы, а потом — варьируя темпы («можешь то же самое выстукать быстрее? медленнее?»). Конечно, понемногу и рисунок ритма усложняйте: сначала фраза ритма берется из трех, пяти, семи звуков (стуков, потом больше, по мере продвижения ребенка.
Игра «Музыкальная лесенка»
Ребенку предлагается прослушать движение звука вверх и вниз по ступенькам музыкальной лесенки (поем песенку «Про лесенку», сопровождая свое пение движением ладони по воображаемым ступеням.
Сту-пень-ки зву-ки вверх и-дут,
За-тем о-ни нас вниз све-дут.
Упражнение повторяется несколько раз вместе с ребенком.
Для закрепления представлений детей о поступенчатом движении мелодии вверх и вниз используем наглядность (например, 8-ступенчатую лесенку из кубиков и фигурку, которая перемещается по ней вверх и вниз).
Игра «Кто поет?»
Ребенок слушает рассказ о музыкальной семье (при этом надо показывать соответствующие картинки, в которой все любят музыку и песню, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сынок – высоким голосом. Ребенок прослушивает исполнение трех пьес, звучащих в разных регистрах и получает разъяснения. Пьеса, звучащая в низком регистре называется «Рассказ папы» (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре называется «Колыбельная песня» (мама поет своему сыну колыбельную); пьеса, звучащая в высоком регистре называется «Маленький марш» (мальчик, напевая, марширует под музыку).
После повторного исполнения каждой из пьес ребенок отгадывает, чья музыка звучала, выбирает нужную карточку и показывают ее, объясняя свой выбор.
Игра «Путаница»
В эту игру можно играть только тогда, когда дошкольник уже запомнил (безошибочно узнает на слух, если сам не умеет пропеть или проговорить) несколько разных песенок. Можно слова одной песни пропеть на мотив другой. Например, детскую песню «Я играю на гармошке» на мотив «В лесу родилась елочка» и т. д. Ребенок должен узнать, что с чем спутано, но не обязательно спеть обе песни, а любым способом показать, что он их припомнил, назвать слова обеих или названия и т. д.