МААМ-картинки

Конспект мастер-класса для педагогов «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Яна Щеникова
Конспект мастер-класса для педагогов «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект мастер-класса для педагогов

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с ОНР

через речедвигательные упражнения»

Выполнила:

Щеникова Яна Сергеевна

музыкальный руководитель

МДОУ №5 «Радуга» Тутаев, Ярославская область

Форма проведения: ритмическое попурри.

Участники: педагоги

Цель: Представление и распространение опыта работы в области развития чувства ритма с помощью речедвигательных упражнений у детей дошкольного возраста с ОНР.

Задачи:

Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР“» размещена в разделах

• Представить практический опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности по развитию чувства ритма у детей с ОНР;

• Показать на практике эффективность использования приемов с помощью пособия «Ритмические шашки» и ритмических карточек-схем;

• Совместно отработать применения методических подходов и приемов в деятельностно-имитационном режиме.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, интерактивная доска, синтезатор, пособие «Ритмические шашки» (1 большое, 5 маленьких, стаканчики 7 шт., клубок ниток, ножницы, текст стихотворения «Как у деда Ермолая», ДМИ в трех корзинках (для участников и жюри, шляпки 6 шт., шкатулки 6 шт., корзинки 6 шт., диск «Ритмическое попурри» 7 шт.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА :

I Организационный момент.

II Мотивация к деятельности.

Цель: погружение в тему, эмоциональный настрой на работу.

III. Демонстрация практических приемов.

Цель – создать настрой на понимание практических процессов и использование его в работе над ритмическими упражнениями.

IV. Продуктивная деятельность.

Цель: построение, создание результата деятельности всех участников мастер-класса.

V. Рефлексия.

Цель: выявить уровень заинтересованности от полученных результатов участников мастер-класса.

Актуальность.

В связи с введением в дошкольную образовательную систему Федерального Государственного Образовательного Стандарта изменилась сама ориентация дошкольного образования, а именно социализация и индивидуализация стали прерогативой. А это, в свою очередь, немало важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Так как именно для таких детей процесс социализации особенно затруднен. В связи с этим, все содержание образования, в том числе и музыкального, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений.

Столкнувшись в своей практике с детьми с общим недоразвитием речи, я выявила ряд проблем, одной из которых является слабо развитое чувство ритма.

Этому факту я нашла подтверждение в научной психолого-педагогической литературе. Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др., показали, что у данной категории детей слабо развито чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь, замедлялось становление развернутой речи, она была не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорил примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозило развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников остается актуальной.

Развитие музыкально-ритмических способностей, повышение эффективности коррекционно-логопедического воздействия возможно с помощью универсального характера чувства ритма при взаимодействии музыки, движения и речи.

Основываясь на вышесказанном и опираясь на опыт в данной области, я пришла к выводу, что использование именно речедвигательных упражнений эффективно в развитии чувства ритма детей с ОНР.

Ход мастер-класса :

I Организационный момент

СЛАЙД №1 – название темы

- Доброе день, коллеги! Мне очень приятно видеть Вас на своем мастер-классе. Для совместной деятельности приглашаю шесть участников. Проходите, вставайте в круг.

«Ритмическое приветствие»

- Для приветствия друг друга, предлагаю пропеть слова «Та-ба-да-ба-да» и прохлопать по коленям на каждый слог, а, пропевая слово «Здравствуйте», да 3 раза прохлопаем в ладоши соседа справа, тем самым будем дарить друг другу частичку тепла.

Та-ба-да-ба-да (хлопки по коленям восьмыми длительностями)

Здрав-ствуй-те! (3 хлопка в ладони соседа)

II Мотивация к деятельности

1. Коллеги, прошу внимания.

Фонограмма биения сердца

- Что Вы слышите? (биение сердца)

СЛАЙД №2 – УЗИ плода в 3 недели (фоном звучит ритмичная музыка)

- Совершенно верно: это биение детского сердечка.

- Через 3 недели после зарождения жизни, сердечко малыша уже начинает биться. Оно еще не перекачивает кровь, оно просто пульсирует, задавая тонус и ритм растущему организму. И любящая мама, напевая колыбельные и веселые детские песенки, невольно способствует развитию чувства ритма своего ребенка.

СЛАЙД № 3 - ВЗАИМОСВЯЗЬ

Ведь чувство музыкального ритма присуще большинству людей и является одной из основных музыкальных способностей.

Доказано, что во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма. В этом мы с вами сейчас убедимся. Подойдите к этому столу.

Игра «Берем-отдаем».

Сейчас мы будем передавать по кругу стаканчики правой рукой, при этом произносить слова «берем-отдаем».(1 круг) Не трудно?

Усложним нашу игру, теперь будем передавать обеими руками. Берем стакан левой рукой, перекладываем в правую и передаем соседу справа. А я буду читать стихотворение «Как у деда Ермолая» (проигрываем в новом варианте).

Вот мы с вами убедились во взаимосвязи двигательных реакций с восприятием ритма.

Прошу вас пройти за столы (на стулья).

СЛАЙД №4 - ДИАГРАММА

2. Ритм – это ключ к развитию не только координации, моторики, но и речевых способностей дошкольника.

Работая с детьми с общим недоразвитием речи, определила, что они испытывают отставание не только в речевом развитии, но и в развитии двигательной, эмоционально-волевой сферы. Это проявляется в низком уровне развития чувства темпа и ритма, нарушении координации движений, в снижении внимания и памяти. Поэтому я провожу большую работу по развитию чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на такое многофункциональное пособие как «Ритмические шашки».

III. Демонстрация практических приемов.

Но прежде чем познакомить детей с этим пособием, нужно дать им понять и прочувствовать, чем отличается длинный звук от короткого.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА – КЛУБОК НИТОК

1. В этом мне помогает обычный на наш взгляд клубок ниток. А для детей он превращается в волшебный звучащий клубочек, потому что, когда начинает виться ниточка, появляется звук, а когда ниточка обрывается, звук перестает звучать. (рисую длинную и короткую нитки из клубка) Так перед детьми появляются ниточки разной длины.

- Как вы считаете, к какому выводу приходят дети? (у длинных ниток звук длинный, а у коротких ниточек – звук короткий).

- Далее я знакомлю детей с графическим изображением длительности звука с помощью игры «Ритмическое эхо». Поиграем? Я буду начинать, а вы за мной повторять.

2. СЛАЙД №5 -

- Так обозначаются длинные звуки: «та», «та». (произношу и прохлопываю)

- Повторите за мной. (произносим и прохлопываем вместе)

открываю на экране продолжение ритмической цепочки -

- А так обозначаются короткие звуки: «ти», «ти». (произношу и прохлопываю, участники повторяют за мной)

продолжаю цепоку - (произношу и прохлопываю, участники повторяют за мной).

Продолжаю цепочку -

- Продолжите цепочку самостоятельно (прохлопывают и проговаривают самостоятельно)

- Эту ритмическую цепочку можно озвучить не только при помощи хлопков в ладоши. Подскажите, какие еще звучащие жесты можно использовать? (притопы, шлепки по коленям, по бедрам, по животу, по столу и др. предметам). Начинать следует с какого-то одного жеста, в дальнейшем можно комбинировать несколько жестов в зависимости от уровня подготовленности детей.

СЛАЙД №6 - БУСИНКИ

- Вся музыка состоит из звуков-бусинок.

- Как же мы наши ниточки превратим в кружочки-бусинки? (соединим концы ниточек в кружочки) (соединяю сама)

- Как вы думаете, какой вывод могут сделать дети? (Из длинных ниточек получились большие кружочки-бусинки, а из коротких – маленькие)

(показываю пособие «Ритмические шашки»)

СЛАЙД №7 - ПОСОБИЕ

-Из таких бусинок состоит пособие «Ритмические шашки», которое имеет прямое отношение к музыке. На ритмических шашках зашифрован музыкально-ритмический язык. И сегодня мы вместе с вами научимся его читать. Давайте рассмотрим, как они устроены. Это деревянный планшет с прорезями для лески и кружочки-бусинки двух цветов: белого и черного.

Большими белыми бусинками мы обозначаем длинные звуки «та», а маленькими черными – короткие «ти». Передвигая бусинки на середину, можно получить ритмический рисунок. Точно также можно использовать флипчарт «Интерактивные шашки», созданный мною в программе «АктивИнспаер».

- Непременным условием использования ритмических шашек является то, что выкладывать и читать ритм мы будем слева направо. Точно так же как пишутся и читаются слова в русском языке.

3. Работа в группах

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА – ШАШКИ

- Выложите, пожалуйста, на своих планшетах такие ритмические рисунки. (Раздаю карточки-задания по группам)

- А кто уверен в своих силах, предлагаю выложить оба рисунка на интерактивной доске. (5 участников выкладывают рисунок на маленьких планшетах, 1 участник выкладывает на интерактивной доске).

- Давайте прочитаем и озвучим ритмические рисунки с помощью жестов: длинные звуки будем хлопать в ладоши, короткие – по коленям Начинают участницы первой команды, а продолжат вторые. (проговариваем и озвучиваем вместе).

4. Именно составление ритмических цепочек легло в основу одного из видов речедвигательных упражнений.

СЛАЙД № 8 - «ПЫХ, ПЫХ».

Пример такого упражнения перед вами на слайде. Попрошу Вас прочитать стихотворение.

Солнце село на сосну,

Пых, пых, пых.

Я немножко отдохну,

Пых, пых, пых.

Я окошко отворю,

Пых, пых, пых.

Желтый лучик подарю,

Пых, пых, пых.

Сейчас мы будем придумывать различные ритмические цепочки на повторяющиеся слова «пых-пых», а на остальные предлагаю маршировать на месте. Встаньте около стульев. Попробуем:

Солнце село на сосну (шаг на месте)

пых, пых, ПЫХ. – (показываю сама)

пых, пых, ПЫХ. – (повторяют участники)

Спасибо. Присаживайтесь.

Вот так у ребенка появляется не только опыт создания ритмических цепочек, но и развиваются его творческие проявления.

IV. Продуктивная деятельность.

1. Разминка.

Продолжаем нашу разминку. Предлагаю разгадать кроссворд и узнать ключевое слово.

СЛАЙД №9 – КРОССВОРД

Первый вопрос:

1) Какой нормативный документ вступил в силу в январе 2014 года, с введением которого изменилась ориентация дошкольного образования? (стандарт)

2) Социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО (ориентиры)

3) Заранее намеченная последовательность осуществления какой-либо работы, проведения мероприятий. (план)

4) Как называется организация звуков по их длительности? (ритм)

5) Продуктивная форма активности человека, результатом которой являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений (творчество)

6) Тип совместной деятельности между родителями и образовательным учреждением, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования (партнерство)

7) То, что получает педагог в итоге деятельности (результат).

8) Какое же задание было зашифровано в нашем кроссворде? (попурри)

- Правильно.

СЛАЙД № 10 - ПОПУРРИ

2. Что такое попурри? (В толковом словаре Даля попурри - это музыкальная, инструментальная пьеса, составленная из популярных мотивов других сочинений.) Попурри бывает не только инструментальное, но и песенное, танцевальное и даже кулинарное.

- Вы хотите создать попурри? Наше попурри будет состоять из стихотворения, музыкального оркестра, звучащих жестов, ритмичных движений.

Поможет вам музыка, послушайте ее. (играю музыкальный отрывок)

В помощь вам также текст стихотворения «Как у деда Ермолая», который вы найдете на своих столах. Прошу участников подобрать соответствующие движения и «звучащие жесты» к данному ритму (хлопки в ладошки, по коленям, притопы) и приготовиться их продемонстрировать.

Выполнение задания участниками

3. Работа с залом

Особую сложность для детей с тяжелыми нарушениями речи имеет работа над дикцией. Эффективным методом при работе над дикцией является использование вокально-артикуляционных упражнений.

Самым любимым упражнением для моих детей являются скороговорки.

- Уверена, все вы знаете скороговорку «Три сороки» («Три сороки тараторки тараторили на горке») Давайте вспомним ее. (произносим все вместе)

- Сороки тараторят так: «тр-р-р» (произносим все вместе)

- Теперь мы эту скороговорку расскажем по ролям: наше многоуважаемое жюри будет внятно и ритмично проговаривать текст скороговорки, а вы, дорогие зрители будете на сильную долю произносить звукосочетание «тр-р-р». Попробуем все вместе? (произносим по ролям)

- Сороки ведь тараторят гораздо быстрее. Попробуем ускорить темп? (произносим с постепенным ускорением темпа) Спасибо. У нас получилось очень слаженно. Теперь предлагаю поменяться ролями: зрители будут ритмично произносить текст скороговорки, а жюри произносить звукосочетание «тр-р».

- Интересно? Обычно, когда игра интересная, в ней усложняются правила игры, или увеличивается количество игроков. Для создания нашего попурри приглашаю к участию членов жюри и всех зрителей.

Для вас, уважаемые коллеги, попрошу передать друг другу текст стихотворения, а вы, многоуважаемое жюри, выберите себе музыкальные инструменты.

4. Демонстрация совместного результата практической деятельности.

СЛАЙД № 11 - СТИХОТВОРЕНИЕ

А теперь попрошу всех внимания. Давайте объединим усилия в большой оркестр и создадим попурри.

- Участников в зале попрошу читать стихотворение с паузами между строк.

- Роль музыкантов будет исполнять многоуважаемое жюри,

- А вас, дорогие участницы, прошу приготовиться для демонстрации движений.

- Разрешите мне взять на себя роль дирижера нашего попурри. Вы готовы?

(совместное проигрывание).

- Спасибо, коллеги. Какой слаженный и ритмичный номер-попурри у нас получился.

СЛАЙД №12 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

- Вместе с ритмом мы можем петь, танцевать, заниматься физкультурой, решать логопедические задачи, знакомиться с математикой, изобразительным искусством и просто поднимать свое настроение.

СЛАЙД №13 - ЦИТАТА

Важно помнить, что у человека слышат не только уши, но и каждая клетка организма. И чем младше ребенок, тем восприимчивее он относится к звуковому воздействию. И, совершенно неважно, воспитатель вы, логопед или музыкальный руководитель. Важно развивать чувство ритма у детей и начинать это как можно раньше. Ведь ритм - это удивительный мир, и он достоин того, чтобы познакомить с ним ребенка.

V. Рефлексия

Уважаемые коллеги, перед вами на столе лежат предметы: шляпки, шкатулки и корзинки. Если вас заинтересовала данная тема, и вы готовы применять ее в своей практике, возьмите шкатулку, ведь именно в шкатулке хранят самое ценное и дорогое. Если вы выберете шляпку, значит, вы хотите поразмышлять над данной темой и возможностью ее применения на практике. А если тема развития чувства ритма вас не заинтересовала, возьмите корзинку. Выйдите, пожалуйста, на середину.

Сегодня мы с вами познакомились с таким многофункциональным пособием, как «Ритмические шашки». В нашем детском саду это пособие используется не только на музыкальных занятиях. Его используют в работе, как узкие специалисты, так и воспитатели. На Ваш взгляд, каким образом использовали бы его вы? (ответы участниц)

СЛАЙД №13 – приглашаю к сотрудничеству

- Спасибо, уважаемые коллеги. Мы видим, что тема развития чувства ритма стала вам интересна и близка.

- На память о нашей встрече я дарю Вам свой диск «Ритмическое попурри» с подбором методических материалов и алгоритмами изготовления моих пособий.

Публикации по теме:

Конспект «Чудеса на песке» для педагогов на развитие воображения для детей старшего дошкольного возраста КОНСПЕКТ «ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ» ЦЕЛЬ : Ознакомление детей с игрой. Изучение эмоциональной сферы детей через воображение. Обогащение знаний.

Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Знакомство участников.

Проект «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях»Проект «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях» Проект по художественно – эстетическому развитию «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических.

Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях Наименование проекта: «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях». Автор проекта:.

Развитие чувства ритма у детей Развитие чувства ритма у детей. Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Ритм, который музыка.

Развитие чувства ритма у детей через игрыРазвитие чувства ритма у детей через игры В детской психологии хорошо известна значимость становления слуха и формирования ритмических способностей. Если чувство ритма несовершенно,.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста. «Жизнь есть музыка с ее живым и творящим ритмом» (Э. Жак-Далькроз). Чувство ритма.

Развитие чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста с элементами психогимнастики «Веселые мордашки» В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психологических средств и методов развития, коррекции тех или.

Семинар-практикум «Влияние чувства ритма на развитие речевой активности детей» Цель: Раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей. Форма проведения: семинар –.

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста по средствам музыкально- дидактических игр. Одной из важных задач всестороннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса для педагогов «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Опубликовано: 29 октября 2016 в 20:57
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса для педагогов «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Яна Щеникова (УИ 694135) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД