Анагиз Камалутдиновна Аминова
Конспект занятия по обучению письму в группе общеобразовательной направленности «Звуки [р]-[р’] и буква Рр»
▼ Скачать + Заказать документы
Нижневартовск, 2024 г.
Конспект занятия по обучению письму
в группе общеобразовательной направленности № 14«»
по теме звуки [р — р’] и буква Рр.
Аминовой Анагиз Камалутдиновны
воспитателя первой квалификационной категории.
Тема непосредственной образовательной деятельности: Звуки [р – р’] и буква Рр.
Цель: уточнить артикуляцию звуков [р – р’];
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по обучению письму в группе общеобразовательной направленности „Звуки [р]-[р’] и буква Рр“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Образовательные: - упражнять детей в звуковом анализе слов – паронимов (отличающих одним звуком);
Развивающие: - упражнять в дифференциации звуков [р], [л];
- знакомить с буквой Рр;
- закреплять образы букв.
Воспитательные: - способствовать развитию сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности за свои действия.
Оборудование: панно букв, наборное полотно, набор картинок, задание «Обведи букву», звуковая запись голоса егеря, презентация к занятию.
Этап.
Деятельность педагога
Деятельность воспитанника.
1 этап.
Организационно-мотивационный.
Создать положительный настрой на совместную работу.
Формирование интереса к предстоящей деятельности.
(Дети заходят в группу и встают на ковре полукругом)
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, как мы занимаемся и чему мы научились с вами на занятиях по обучению письму.
- Ребята, какое у вас сегодня настроение?
- Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Воспитатель: - Ребята, вспомните, с каким звуком мы знакомились на прошлом занятии.
А сейчас поиграем в игру «Пила»
Запилила пила,
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и стала.
Начинай сначала.
(Игру повторить 2-3 раза)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, весело поиграли.
- А сейчас я предлагаю вам пройти к столам и сесть на свои места.
- Приветствие.
- Хорошее, радостное, веселое.
- Дети берутся за руки и улыбаются друг другу.
- Со звуком [ л и л’]
- Дети встают парами, руки крест - накрест.
- Ребята пилят дрова, сопровождая действия словами.
- Дети проходят к столам и садятся на свои места.
2 этап.
Основная часть.
Слого - звуковой анализ слова пила.
(Работа с интерактивной доской слайд 1)
Воспитатель: - Ребята, какой инструмент вы видите на слайде?
- Сколько слогов в слове пила?
- Назовите первый слог.
- Назовите второй слог.
Воспитатель: Сколько звуков в первом слоге?
- Сколько звуков во втором слоге?
- Сколько всего звуков в слове пила?
- Ребята, давайте дадим каждому звуку характеристику, а для этого вы должны выложить схему слова пила на своих столах.
Воспитатель:- А сейчас проверим, как вы справились с этим заданием.
(Открывается 2 слайд)
Воспитатель: Назовите первый звук в слове пила.
- Какой первый звук?
- А почему, звук [ п’] мягкий?
- Назовите второй звук в слове пила.
- Назовите третий звук в слове пила.
- Назовите четвертый звук в слове пила.
- Пила.
- Два.
- [ Пи]
- [Ла]
- Два.
- Два.
- Четыре.
- Дети выкладывают схему слова пила, с помощью карточек.
[п’] - согласный, мягкий.
После звука [п’] стоит гласная [и ]которая смягчает согласный звук.
[и] – гласный
[л] — согласный, твердый;
[а] — гласный
Артикуляция звуков.
Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами отправимся в поход, и по дороге будем собирать не грибы и ягоды. А слова со звуками [р] и [р’]
- Но сначала вспомним, как правильно произносятся эти звуки.
Педагог рассказывает: «При произнесении звуков [р — р’] губы приоткрыты, зубы сближены, кончик языка поднят к верхним зубам и дрожит, голосовые связки вибрируют.
- Воспитатель: Посмотрите, как я его произнесу.
(Воспитатель произносит звуки [р — р’]) и дает характеристику звукам)
- Характеристика звуков. Звуки [р — р’] — согласные, бывают твердыми и мягкими.
Воспитатель: - Ребята, давайте выйдем на полянку и соберём вещи, необходимые в походе и сложим их в рюкзак.
Воспитатель выставляет следующие картинки: кружка, топор, палатка, табурет, продукты, мясорубка, утюг, аптечка, карта, компас, самовар, будильник, удочка, матрешка, гири.
- Остальные картинки убираются (красный цвет)
и другие картинки.
(воспитатель берет не большой рюкзачок)
Воспитатель: - Ребята, давайте положим в рюкзак сначала предметы со звуками [ р — р’],
- А затем все остальные предметы,
Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы отправляемся в поход и будем искать слова со звуками [ р — р’] в лесу.
Воспитатель: Ребята, на полянке нас встречает егерь, это человек который наблюдает за жизнью лесных животных и птиц и помогает им в трудную минуту.
(выставляется картинка егеря)
- Дети повторяют произношение звуков[р — р’] за воспитателем.
Дети отбирают необходимые предметы и объясняют, для чего они нужны.
- Палатка, чтобы отдыхать в ней. Прятаться от дождя и т. д.
- Продукты, что бы перекусить…
- Аптечка, оказать первую помощь, если, кто - то пораниться в походе и т. д.
- Дети, отбирают картинки на звуки [р — р’] и кладут их в рюкзачок.
- Кружка, топор, продукты, карта.
- Палатка, аптечка, компас.
Физкультминутка «Вороны»
Для снижения утомляемости и смены вида деятельности.
Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем и поиграем.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар – кар – кар! (Громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар – кар – кар! (Громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар – кар – кар! (Тихо)
- Дети выполняют упражнение согласно тексту.
Звуковой анализ первой пары
слов
Слого - звуковой анализ
слов
(звучит запись)
- Ребята, я знаю, зачем вы пришли в лес. Слов со звуками [ р — р’] в моем лесу видимо-невидимо.
Только вы не так их ищете. Я вам помогу. Что вы видели в лесу?
— Как их называют, одним словом?
- Вот вам первое слово, которое вы искали.
- А в названиях частей дерева тоже слышен звук [ р ]. Назовите их.
- А теперь сами подумайте и назовите слова, которые могут находиться в лесу.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Много слов нашли у егеря в лесу
- А сейчас мы поиграем в игру «Слова»
Воспитатель: - Я буду говорить слова на звук [л], а вы будете заменять на звук [р]
(лак, игла, булки, жалко, лама)
Воспитатель: - Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
(дети вместе с воспитателем подходят к столам, где находятся карточки)
Воспитатель: - Ребята, давайте сделаем звуковой анализ слов.
Лак.
Рак.
Игла
Игра
Воспитатель: - Ребята, вы все правильно справились с заданием, молодцы!
- Сосны, ели,
- Деревья.
- Корень, кора, верхушка, крона. - Тропинка, трава, ромашки, грибы, кустарник, звери, муравейник и др.
- Рак, игра, бурки, жарко, рама.
Лак
[л] - согласный, звонкий, твёрдый.
[а ] - гласный,
[к] - согласный, глухой, твёрдый.
Слово состоит из 3 букв, 3 звуков.
Рак
[р] - согласный, звонкий, твёрдый.
[а ] - гласный
[к] - согласный, глухой, твёрдый.
Слово состоит из 3 букв, 3 звуков.
- Слово «игла» состоит из 2 слогов: иг - ла.
[и]— гласный, безударный-
[г]— согласный, звонкий, твёрдый
[л]— согласный, звонкий, твёрдый.
[а ]— гласный.
Слово состоит из 4 букв, 4 звуков.
Слово «игра» состоит из 2 слогов: иг - ра.
[и]— гласный.
[г]— согласный, звонкий, твёрдый
[р]— согласный, звонкий, твёрдый.
[а ]— гласный.
Слово состоит из 4 букв, 4 звуков.
IV. Знакомство с буквой.
Закрепление и дифференциация образов букв.
Воспитатель: - Ребята, звукам [р — р’], соответствует буква (эр, вот она.
(Воспитатель показывает букву Рр и размещает ее на панно букв)
Воспитатель: - Ребята, на что похожа буква Р (эр)
Воспитатель:
Дрожу от страха
До сих пор!
- Воскликнуло полено:
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
(воспитатель раздает детям листочки с цепочкой букв)
Воспитатель: - Ребята, вам нужно найди в цепочке букв, букву Рр (эр) и обвести её.
РорБСрАРВШрбР
Воспитатель: - Ребята, проверьте друг у друга задания.
- Кто-то допустил ошибки?
Воспитатель: Молодцы, я очень рада что все выполнили задание без ошибок.
- Вот и подошло наше занятие к концу, подойдите все ко мне.
- На топор.
- Дети обводят букву Р (эр).
- Дети меняются листочками и проверяют друг у друга выполнение задания.
- Нет.
- Дети подходят к воспитателю.
3. Заключительный.
Подведение итогов НОД, обобщение полученных знаний, рефлексия.
Коммуникативная деятельность (вопросы к детям, поощрение).
Воспитатель: - Ребята, с каким новым звуком мы сегодня познакомились?
- Какой это звук?
Воспитатель: - Ребята, если занятие вам понравилось – поднимите зеленый квадрат, понравилось не очень – синий, не понравилось – красный.
Воспитатель: - Ребята, вы сегодня хорошо работали на занятии, я вами очень довольна.