Лучший педагог года

Моя педагогическая находка «Познавательно-исследовательская деятельность»

Наталья Мигловец
Моя педагогическая находка «Познавательно-исследовательская деятельность»

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.

Публикация «Моя педагогическая находка „Познавательно-исследовательская деятельность“» размещена в разделах

Основными принципами дошкольного образования в соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, согласно стандарта, предполагает поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

1) Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.

2) Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

3) Не директивную помощь детям поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Я хочу вам рассказать, как это делаю я в своей группе посредством познавательно- исследовательской, опытно – экспериментальной деятельности.

Эта форма организации деятельности оказывается очень эффективной в условиях, когда решение образовательных задач осуществляется преимущественно путем создания специальной развивающей среды.

Оборудованная исследовательская мини –лаборатория в группе, привлекает внимание и интерес детей тем, что можно использовать специальные инструменты, это место, где, дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на детей старшего возраста. Лаборатория постоянно пополняется всё новыми материалами для экспериментирования.

Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Глубокое знакомство ребёнка со свойствами окружающего мира трудно представить без его исследовательской деятельности в природе.

Одной из задач воспитания экологической культуры дошкольников является ознакомление детей со взаимосвязями, существующими в природе. Именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребёнку в настоящем, а главное, в будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе.

Особый восторг и интерес например вызывает посадка огорода на подоконнике (это хлопотный подготовительный этап, - насыпать землю, разрыхлить ее, подготовить воду,, а в этом году мы усложнили этот процесс настоящими исследованиями условий роста растения (несколько луковиц у нас были без солнечного света, несколько луковиц росли без воды, не сколько луковиц росло в более прохладной комнате, а часть растений находились в нужных условиях для его роста) благодаря созданию именно таких разных условий для роста растений я смогла вызвать интерес к довольно длительному по времени эксперименту, дети ждали появление первых росточков,замеряли в каких условиях и на сколько быстро растут, сами заносили результаты экспериментов в дневник наблюдений. Это помогло нам при изучении темы по окружающему миру «Мир комнатных растений» потому что занятие проходило с опорой на полученный опыт и знание детей. Дети правильно расставили в группе светолюбивые и тенелюбивые растения, смогли обосновать свой выбор.

Следующее, о чем я хочу рассказать это о коллекционировании как одном из видов познавательно- исследовательской деятельности дошкольников.

Коллекционирование в нашей группе началось с ракушек, камушков, с берегов морей и рек,из мест, где дети отдыхали летом. И вот в нашей группе появилась коллекция разных камушков, ракушек, раковин. Мы их рассматривали визуально и с помощью луп сыщика, любовались ими, конечно, каждый ребенок рассказал о том, где он его нашел, с какими событиями связан этот предмет в жизни ребенка. Результат мне понравился - коллекция помогает в развитии речи детей, в расширении их кругозора (узнали название водоема, населенного пункта).Постепенно в нашей группе стали появляться различные коллекции. Причины были разные, то ли у ребят возникли вопросы к данным объектам, то ли это нужно было для нашего проекта, например,«Из чего делают пуговицы», то ли это было подготовительным этапом к нашему занятию «Открытка для мамы, папы».

Коллекции, которые есть в нашей группе, мы не только исследуем, но и используем их на занятиях. (Например пуговицы на математике – найдите предмет в группе похожий на (геометрическую фигуру, или при формировании навыка ориентировки на листке бумаги, при составлении схем, орнамента).

Портфолио воспитанников – я воспринимаю тоже как коллекцию, которая регулярно обновляется за счет постоянной смены содержательного наполнения разделов и рубрик. Что мне нравится, это то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, ребенка и родителя, педагогов и родителей.

это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это- маршрут развития ребенка. В нашей группе еженедельно (в четверг) проходит час портфолио где дети сами оценивают и сравнивают свои работы, делятся впечатлениями друг с другом -это помогает, развивать у ребенка речь, коммуникативные навыки, поддерживать положительные эмоции.

Непременный спутник детства и важнейший инструмент игры игрушка, она же часто является средством и предметом первых собственных исследований. Обычно предлагаемая нами игрушка не рассчитана на то, что ее потенциальные возможности и содержимое будут активно исследовать (разбирать, ломать) А стремление ребенка включить игрушку в программу собственной исследовательской деятельности приводит к тому, что ее бросают, топят в воде, закапывают в песок разбирают. Все это обычно приводит игрушку в негодность.

Есть альтернативный и притом весьма продуктивный путь – давать ребенку минимум готовых игрушек, стараться делать так, чтобы он играл с игрушками, которые сделал сам или в создании которых сам принимал участие. Ему гораздо интересней то что не имеет жестко фиксированных функций, а потому может быть использована в самых разных целях. В своей группе я придумала исследовательскую коробку (это в общем не кому не нужные предметы, а вернее части из поломанных игрушек, это оказалось очень хорошим источником новых замыслов и одновременно материалом для проведения исследования. А еще это взаимный обмен информацией между детьми который просто необходим.

Тесные деловые контакты друг с другом, обмен идеями и способами их воплощения позволяет включать их активно использовать различные варианты взаимного обучения. Что существенно повышает не только продуктивность познавательно – исследовательской работы, но и делает ее важным средством развития интеллекта и креативности ребенка.

В старшем дошкольном возрасте познавательно исследовательская деятельность- это особая деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанными намерениями.

Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нём, эмоционально переживал, строил предположения, видел результат.

Так знакомясь со свойствами воды мы от опытов и экспериментов

(прозрачная, жидкая) в младшей группе дошли до экспериментирования с растворами воды, в которые добавляли загустители (мука, гипс, они послужили нам материалом для творчества: дети сделали из теста медальки для папы, а сколько восторга, старания и радости от того что собственными руками сделали гипсовые игрушки украсили их. С гордостью подарили мамам открытки которые нарисовали с помощью водного раствора.

Познавательно – исследовательская деятельность тесно связана со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой познавательно – исследовательская деятельность и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах : при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Связь с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат исследования.

Также имеется связь с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д.

Для меня главный результат этой работы не просто красиво детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, а прежде всего бесценный в воспитательном отношении, опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, целый спектр новообразований отличающих истинного творца от простого исполнителя. Мои ориентиры в познавательно-исследовательской деятельности с детьми это :

1. опираться на собственный опыт ребенка

2. обучать в действии

3. побуждать ребенка к наблюдению и экспериментированию

4. Чередовать индивидуальную и коллективную работу.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность детей в зимний периодПознавательно-исследовательская деятельность детей в зимний период «Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.

«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области «Познавательное развитее» «Усваивается все крепко.

Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе»Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе» .

Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы познакомились с такой субстанцией, как гидрогель. Нам его прислала.

Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки»Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки» Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки». Цель: Изготовление цветных льдинок, украшение участка. Задачи: Уточнить.

Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни»Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни» Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни». Цель: развивать исследовательскую деятельность и познавательную активность.

Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды»Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группеПознавательно-исследовательская деятельность в младшей группе Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моя педагогическая находка «Познавательно-исследовательская деятельность»
Опубликовано: 12 апреля 2022 в 19:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД