Наталья Мигловец
Моя педагогическая находка «Познавательно-исследовательская деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.
Публикация «Моя педагогическая находка „Познавательно-исследовательская деятельность“» размещена в разделах
Основными принципами дошкольного образования в соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, согласно стандарта, предполагает поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
1) Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.
2) Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
3) Не директивную помощь детям поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Я хочу вам рассказать, как это делаю я в своей группе посредством познавательно- исследовательской, опытно – экспериментальной деятельности.
Эта форма организации деятельности оказывается очень эффективной в условиях, когда решение образовательных задач осуществляется преимущественно путем создания специальной развивающей среды.
Оборудованная исследовательская мини –лаборатория в группе, привлекает внимание и интерес детей тем, что можно использовать специальные инструменты, это место, где, дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на детей старшего возраста. Лаборатория постоянно пополняется всё новыми материалами для экспериментирования.
Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Глубокое знакомство ребёнка со свойствами окружающего мира трудно представить без его исследовательской деятельности в природе.
Одной из задач воспитания экологической культуры дошкольников является ознакомление детей со взаимосвязями, существующими в природе. Именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребёнку в настоящем, а главное, в будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе.
Особый восторг и интерес например вызывает посадка огорода на подоконнике (это хлопотный подготовительный этап, - насыпать землю, разрыхлить ее, подготовить воду,, а в этом году мы усложнили этот процесс настоящими исследованиями условий роста растения (несколько луковиц у нас были без солнечного света, несколько луковиц росли без воды, не сколько луковиц росло в более прохладной комнате, а часть растений находились в нужных условиях для его роста) благодаря созданию именно таких разных условий для роста растений я смогла вызвать интерес к довольно длительному по времени эксперименту, дети ждали появление первых росточков,замеряли в каких условиях и на сколько быстро растут, сами заносили результаты экспериментов в дневник наблюдений. Это помогло нам при изучении темы по окружающему миру «Мир комнатных растений» потому что занятие проходило с опорой на полученный опыт и знание детей. Дети правильно расставили в группе светолюбивые и тенелюбивые растения, смогли обосновать свой выбор.
Следующее, о чем я хочу рассказать это о коллекционировании как одном из видов познавательно- исследовательской деятельности дошкольников.
Коллекционирование в нашей группе началось с ракушек, камушков, с берегов морей и рек,из мест, где дети отдыхали летом. И вот в нашей группе появилась коллекция разных камушков, ракушек, раковин. Мы их рассматривали визуально и с помощью луп сыщика, любовались ими, конечно, каждый ребенок рассказал о том, где он его нашел, с какими событиями связан этот предмет в жизни ребенка. Результат мне понравился - коллекция помогает в развитии речи детей, в расширении их кругозора (узнали название водоема, населенного пункта).Постепенно в нашей группе стали появляться различные коллекции. Причины были разные, то ли у ребят возникли вопросы к данным объектам, то ли это нужно было для нашего проекта, например,«Из чего делают пуговицы», то ли это было подготовительным этапом к нашему занятию «Открытка для мамы, папы».
Коллекции, которые есть в нашей группе, мы не только исследуем, но и используем их на занятиях. (Например пуговицы на математике – найдите предмет в группе похожий на (геометрическую фигуру, или при формировании навыка ориентировки на листке бумаги, при составлении схем, орнамента).
Портфолио воспитанников – я воспринимаю тоже как коллекцию, которая регулярно обновляется за счет постоянной смены содержательного наполнения разделов и рубрик. Что мне нравится, это то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, ребенка и родителя, педагогов и родителей.
это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это- маршрут развития ребенка. В нашей группе еженедельно (в четверг) проходит час портфолио где дети сами оценивают и сравнивают свои работы, делятся впечатлениями друг с другом -это помогает, развивать у ребенка речь, коммуникативные навыки, поддерживать положительные эмоции.
Непременный спутник детства и важнейший инструмент игры игрушка, она же часто является средством и предметом первых собственных исследований. Обычно предлагаемая нами игрушка не рассчитана на то, что ее потенциальные возможности и содержимое будут активно исследовать (разбирать, ломать) А стремление ребенка включить игрушку в программу собственной исследовательской деятельности приводит к тому, что ее бросают, топят в воде, закапывают в песок разбирают. Все это обычно приводит игрушку в негодность.
Есть альтернативный и притом весьма продуктивный путь – давать ребенку минимум готовых игрушек, стараться делать так, чтобы он играл с игрушками, которые сделал сам или в создании которых сам принимал участие. Ему гораздо интересней то что не имеет жестко фиксированных функций, а потому может быть использована в самых разных целях. В своей группе я придумала исследовательскую коробку (это в общем не кому не нужные предметы, а вернее части из поломанных игрушек, это оказалось очень хорошим источником новых замыслов и одновременно материалом для проведения исследования. А еще это взаимный обмен информацией между детьми который просто необходим.
Тесные деловые контакты друг с другом, обмен идеями и способами их воплощения позволяет включать их активно использовать различные варианты взаимного обучения. Что существенно повышает не только продуктивность познавательно – исследовательской работы, но и делает ее важным средством развития интеллекта и креативности ребенка.
В старшем дошкольном возрасте познавательно исследовательская деятельность- это особая деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанными намерениями.
Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нём, эмоционально переживал, строил предположения, видел результат.
Так знакомясь со свойствами воды мы от опытов и экспериментов
(прозрачная, жидкая) в младшей группе дошли до экспериментирования с растворами воды, в которые добавляли загустители (мука, гипс, они послужили нам материалом для творчества: дети сделали из теста медальки для папы, а сколько восторга, старания и радости от того что собственными руками сделали гипсовые игрушки украсили их. С гордостью подарили мамам открытки которые нарисовали с помощью водного раствора.
Познавательно – исследовательская деятельность тесно связана со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой познавательно – исследовательская деятельность и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах : при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Связь с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат исследования.
Также имеется связь с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д.
Для меня главный результат этой работы не просто красиво детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, а прежде всего бесценный в воспитательном отношении, опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, целый спектр новообразований отличающих истинного творца от простого исполнителя. Мои ориентиры в познавательно-исследовательской деятельности с детьми это :
1. опираться на собственный опыт ребенка
2. обучать в действии
3. побуждать ребенка к наблюдению и экспериментированию
4. Чередовать индивидуальную и коллективную работу.