Лучший педагог года

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста (1 фото)

Жукова Анна
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Составитель:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

воспитатель Жукова Анна Ивановна

Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития человека. В этот период происходит становление важных сфер психики и умственного развития.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из средств, способствующих познавательному развитию детей младшего школьного возраста, является опытно-экспериментальная деятельность, или точнее, познавательно-исследовательская деятельность согласно Федеральному государственному образовательному стандарту.

Опытно-экспериментальная деятельность увлекает детей младшего дошкольного возраста, демонстрируемые взрослым опыты, побуждают детей к анализу, элементарным вопросам, стимулируют познавательную активность младших дошкольников. Опыты, организуемые под руководством взрослого, способствуют формированию у детей конкретных умений и навыков познавательной деятельности. Таким образом, систематически организованная работа по опытно-экспериментальной деятельности позволяет детям научиться исследовать объекты и предметы окружающего мира. Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группе помогает детям переносить полученные во взаимодействии со взрослым знания на самостоятельную деятельность.

Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника, ведь недаром китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», удовлетворить присущее ему любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду на сегодняшний день очень актуальна. Детям очень нравится наблюдать за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет им стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дети с младшего дошкольного возраста, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. Уже в возрасте 3-4 лет дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Педагог должен стараться создать им условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Опытно-экспериментальная деятельность не только чрезвычайно увлекательна, но и очень полезна: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Дети уже с 3-4 лет способны экспериментировать с тонущими и плавающими предметами, деревянными, металлическими, бумагой, пластмассой, стеклом.

Эксперименты и опыты можно проводить не только в детском саду, но и дома.

Я предлагаю интересные опыты и эксперименты, которые можно проводить дома с родителями.

Опыт с водой : «Тонет – не тонет».

Цель: познакомить с тем, что в воде предметы могут тонуть, а другие плавают на поверхности; развивать умение различать предметы, которые тяжелые, а какие легкие, воспитывать любознательность.

Оборудование: таз с водой, камешки, резиновая игрушка утенок.

Ход опыта:

Необходимо взять таз с водой, камушки и игрушка утенок. Опустите камушек и утенка в воду. Задайте вопрос: «Почему камушек потонул, а утенок плавает?». Предложите потрогать камушек. Задайте вопрос: «Какой он?» (тяжелый). Сделайте вывод: Камень тяжелый, поэтому он тонет. А утенок легкий, поэтому, он не тонет, а плавает на поверхности.

Предложите детям самостоятельно провести опыт.

Опыт с водой : «Круги на воде».

Цель: вызвать у детей положительно – эмоциональный отклик; развивать умение выдувать струю воздуха, складывая губы трубочкой; воспитывать желание играть с водой.

Оборудование: таз с водой.

Ход опыта:

Необходимо взять таз с водой.

Взрослый предлагает показать фокус с водой. Он наклоняется над тазом и дует на воду. На воде появились круги.

Предложите детям самостоятельно провести опыт.

Игра с песком: «Испечем пирожки…» (на прогулке)

Цель: продолжать совершенствовать умения детей играть с песком, насыпать, переворачивать, лепить; развивать воображение; воспитывать интерес к играм с песком.

Оборудование: игрушка Мишка, лопатки, ведра, формочки.

Ход опыта:

Взрослый вносит Мишку и предлагает ему поможем испечь много пирожков, дает формочки и лопатки., показывает и сопровождает их словами.

-Набираем песок, насыпаем его в формочку, переворачиваем, стучим и поднимаем формочку.

Предложите детям самостоятельно провести опыт.

Опыт с песком «Домик для собачки» (на прогулке).

Цель: продолжать учить детей раскапывать ямку совком; Развивать моторику рук; воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: лопатки, игрушка-собачка.

Ход опыта:

Взрослый показывает игрушку-собачку и предлагает построить ей домик. берем лопатку и копает ямку, затем ставит собачку в ямку.

Предложите детям самостоятельно провести опыт.

Опыт с бумагой : «Скатывание бумаги в шарики»

Цель: вызвать интерес к свойствам бумаги, развивать умение скатывать шарики из бумаги; воспитывать бережное отношение к бумаге.

Оборудование: бумажные салфетки, листы бумаги для рисования.

Ход опыта:

Взрослый обращает внимание детей на то, что бумага всегда бывает в виде листов, она может быть в виде шариков? Он предлагает ребенку оторвать небольшие полоски бумаги и скатать из них шарики, а затем ответить на вопрос – из какой бумаги легче скатать шарики, из тонкой или толстой? Ребенок делает вывод, что из тонкой бумаги легче скатать шарики,, чем из толстой.

Опыт с бумагой : «Видно ли сквозь бумагу?»

Цель: вызывать интерес самостоятельно, добывать знания о свойствах бумаги; развивать знания о прозрачности и не прозрачности бумаги; воспитывать бережное отношение к бумаге.

Оборудование: листы белой бумаги, листы кальки, цветные картинки.

Ход опыта:

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть листы бумаги, а затем положить на стол картинку, а на нее сверху положить лист белой бумаги. Задает вопрос: «Видно картинку?». Ребенок отвечает, что картинку не видно. Взрослый говорит, то ее не видно, потому что бумага непрозрачная. Взрослый предлагает вместо листа белой бумаги положить кальку, и сделать вывод, что изменилось.

Ребенок делает вывод, что бумага бывает прозрачная и непрозрачная.

Я понимаю, что дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе, и они учатся самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, чтением, игрой, позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ, и т. д.

Для меня важно активизировать детей в будущем к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций через экспериментирование познавательной деятельности, потому что оно является эффективным средством на мой взгляд.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Дидактическая игра «Я познаю мир» для развития познавательной активности детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Я познаю мир» для развития познавательной активности детей дошкольного возраста «Я ПОЗНАЮ МИР» для детей 4-7 лет Цель: развитие познавательной активности ребенка, внимания, памяти. Задачи: Образовательные: расширять.

Дидактические игры из фетра для развития познавательной активности детей дошкольного возрастаДидактические игры из фетра для развития познавательной активности детей дошкольного возраста Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Я предлагаю применять в работе пособия из фетра, ведь фетр.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 февраля 2025 в 14:21
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Жукова Анна (УИ 3535197) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 апреля 2025 понедельник
Давайте обмениваться книгами!
На зарядку становись!
Лепим, рисуем и печем русские пряники!
Всемирный день творчества и инновационной деятельности
22 апреля 2025 вторник
Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД