Жукова Анна
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»
Составитель:
воспитатель Жукова Анна Ивановна
Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития человека. В этот период происходит становление важных сфер психики и умственного развития.
Одним из средств, способствующих познавательному развитию детей младшего школьного возраста, является опытно-экспериментальная деятельность, или точнее, познавательно-исследовательская деятельность согласно Федеральному государственному образовательному стандарту.
Опытно-экспериментальная деятельность увлекает детей младшего дошкольного возраста, демонстрируемые взрослым опыты, побуждают детей к анализу, элементарным вопросам, стимулируют познавательную активность младших дошкольников. Опыты, организуемые под руководством взрослого, способствуют формированию у детей конкретных умений и навыков познавательной деятельности. Таким образом, систематически организованная работа по опытно-экспериментальной деятельности позволяет детям научиться исследовать объекты и предметы окружающего мира. Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группе помогает детям переносить полученные во взаимодействии со взрослым знания на самостоятельную деятельность.
Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника, ведь недаром китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», удовлетворить присущее ему любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду на сегодняшний день очень актуальна. Детям очень нравится наблюдать за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет им стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дети с младшего дошкольного возраста, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. Уже в возрасте 3-4 лет дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Педагог должен стараться создать им условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Опытно-экспериментальная деятельность не только чрезвычайно увлекательна, но и очень полезна: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Дети уже с 3-4 лет способны экспериментировать с тонущими и плавающими предметами, деревянными, металлическими, бумагой, пластмассой, стеклом.
Эксперименты и опыты можно проводить не только в детском саду, но и дома.
Я предлагаю интересные опыты и эксперименты, которые можно проводить дома с родителями.
Опыт с водой: «Тонет – не тонет».
Цель: познакомить с тем, что в воде предметы могут тонуть, а другие плавают на поверхности; развивать умение различать предметы, которые тяжелые, а какие легкие, воспитывать любознательность.
Оборудование: таз с водой, камешки, резиновая игрушка утенок.
Ход опыта:
Необходимо взять таз с водой, камушки и игрушка утенок. Опустите камушек и утенка в воду. Задайте вопрос: «Почему камушек потонул, а утенок плавает?». Предложите потрогать камушек. Задайте вопрос: «Какой он?» (тяжелый). Сделайте вывод: Камень тяжелый, поэтому он тонет. А утенок легкий, поэтому, он не тонет, а плавает на поверхности.
Предложите детям самостоятельно провести опыт.
Опыт с водой: «Круги на воде».
Цель: вызвать у детей положительно – эмоциональный отклик; развивать умение выдувать струю воздуха, складывая губы трубочкой; воспитывать желание играть с водой.
Оборудование: таз с водой.
Ход опыта:
Необходимо взять таз с водой.
Взрослый предлагает показать фокус с водой. Он наклоняется над тазом и дует на воду. На воде появились круги.
Предложите детям самостоятельно провести опыт.
Игра с песком: «Испечем пирожки…» (на прогулке)
Цель: продолжать совершенствовать умения детей играть с песком, насыпать, переворачивать, лепить; развивать воображение; воспитывать интерес к играм с песком.
Оборудование: игрушка Мишка, лопатки, ведра, формочки.
Ход опыта:
Взрослый вносит Мишку и предлагает ему поможем испечь много пирожков, дает формочки и лопатки., показывает и сопровождает их словами.
-Набираем песок, насыпаем его в формочку, переворачиваем, стучим и поднимаем формочку.
Предложите детям самостоятельно провести опыт.
Опыт с песком «Домик для собачки» (на прогулке).
Цель: продолжать учить детей раскапывать ямку совком; Развивать моторику рук; воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: лопатки, игрушка-собачка.
Ход опыта:
Взрослый показывает игрушку-собачку и предлагает построить ей домик. берем лопатку и копает ямку, затем ставит собачку в ямку.
Предложите детям самостоятельно провести опыт.
Опыт с бумагой: «Скатывание бумаги в шарики»
Цель: вызвать интерес к свойствам бумаги, развивать умение скатывать шарики из бумаги; воспитывать бережное отношение к бумаге.
Оборудование: бумажные салфетки, листы бумаги для рисования.
Ход опыта:
Взрослый обращает внимание детей на то, что бумага всегда бывает в виде листов, она может быть в виде шариков? Он предлагает ребенку оторвать небольшие полоски бумаги и скатать из них шарики, а затем ответить на вопрос – из какой бумаги легче скатать шарики, из тонкой или толстой? Ребенок делает вывод, что из тонкой бумаги легче скатать шарики,, чем из толстой.
Опыт с бумагой: «Видно ли сквозь бумагу?»
Цель: вызывать интерес самостоятельно, добывать знания о свойствах бумаги; развивать знания о прозрачности и не прозрачности бумаги; воспитывать бережное отношение к бумаге.
Оборудование: листы белой бумаги, листы кальки, цветные картинки.
Ход опыта:
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть листы бумаги, а затем положить на стол картинку, а на нее сверху положить лист белой бумаги. Задает вопрос: «Видно картинку?». Ребенок отвечает, что картинку не видно. Взрослый говорит, то ее не видно, потому что бумага непрозрачная. Взрослый предлагает вместо листа белой бумаги положить кальку, и сделать вывод, что изменилось.
Ребенок делает вывод, что бумага бывает прозрачная и непрозрачная.
Я понимаю, что дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе, и они учатся самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой, позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ, и т. д.
Для меня важно активизировать детей в будущем к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций через экспериментирование познавательной деятельности, потому что оно является эффективным средством на мой взгляд.