дарья мельниченко
Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшей группы
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. Именно через игру малыш познает мир. Хорошим стимулом для развития речи являются игры и упражнения для развития мелкой моторики. Развитие моторики рук и развитие речи связаны между собой. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС.
Форма проведения может быть, как подгрупповая, так и индивидуальная. Пальчиковые игры могу быть различными видами, такими как пальчиковый театр, пальчиковая гимнастика, лепка с стихотворным сопровождением, шнуровки, пазлы. Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой игрой?
Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться в речь взрослого и понимать смысл, повышает речевую активность ребенка. Развивается память, так как ребенок старается запомнить стиховое сопровождение и положение пальцев рук. У ребенка развивается воображение и фантазия. В результате освоения всех упражнений пальцы и кисти становятся сильнее, приобретают подвижность и гибкость.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим способом, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, что становится, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Пальчиковые игры — это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детей. Ведь малыши узнают мир через прикосновения. Для детей в возрасте 2-3 года нужные особые игры, в том числе и пальчиковые гимнастики, которые проводятся в режимных моментах в течение дня.
Пример любимых игр детей ниже.
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я с игрушками играю:
(Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю,
(Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю,
(Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю.
(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
В огороде много гряд,
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат,
(Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород
(Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
На дверях висит замок
(Пальцы в замок)
Кто его открыть бы смог?
(Наклонить замочек влево-вправо)
Мы замочком повертели,
(круговые движения кистями рук, сложенными в замок)
Мы замочком покрутили,
(Пальцы сомкнуты, ладошки трутся друг о друга.)
Мы замочком постучали,
(Пальцы сомкнуты, ладошки стучат друг о друга.)
Постучали, и открыли!
(Показать ладошки.)
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Цель: развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движений пальцев и кистей рук
Мы делили апельсин
Много нас – а он – один! (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)
Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Цель:
(Ладошка вверх, пальцы раскрыты)
Этот пальчик - дедушка,
(Загибаем большой палец)
Этот пальчик - бабушка,
(Загибаем указательный палец)
Этот пальчик - папочка,
(Загибаем средний палец)
Этот пальчик - мамочка,
(Загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик - я,
(Загибаем мизинец)
Вот и вся моя семья!
(Загибаем и разгибаем все пальчики одновременно)