Лариса Щерба
Проект «Живая память прошлого». Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Живая память прошлого»
Я хочу представить разработанный долгосрочный проект «Формирование любви к малой родине» для детей старшего дошкольного возраста, время его реализации (на 2013-2015гг.).
Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок.
Публикация «Проект „Живая память прошлого“, Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Формирование любви к отчизне, начинается с привития любви к своей малой родине, месту, где ты родился. В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.
Все эти идеи раскрываются в задачах проекта.
ЗАДАЧИ:
- Формирование интереса к прошлому и настоящему родного края; чувства гордости за своих земляков.
- Воспитание любви и привязанности к семье, дому, близкому окружению, улице, станице, городу, краю, стране.
- Развитие интереса к традициям и промыслам.
- Обогащение знаний о животном и растительном разнообразии родного края, формирование бережного отношения к нему.
- Воспитание уважительного отношения к местному фольклору, «традициям» родного края.
- Создание эмоционального фона и ярких впечатлений от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
- Знакомство детей с символикой города, края, нашего государства (герб, флаг, гимн).
Одной из задач проекта, на которой я хочу остановиться: Формирование интереса к прошлому и настоящему родного края; чувства гордости за своих земляков.
Для реализации работы по данной задаче проекта, был составлен и выделен отдельный тематический план «Живая память прошлого» приуроченный к празднованию«70 - я окончания ВОВ».
Планирование воспитательно-образовательной работы посвящённой празднованию «70 - я окончания ВОВ» для детей старшего возраста «Живая память прошлого», разработан на основании план работы ДОУ по патриотическому воспитанию к 70-летию победы на 2013-2015 г. г.
Сроки проведения
Тема, цель работы и вид деятельности
Сентябрь 21.09.14г. День освобождения города Анапа от фашистских захватчиков.
26.09.14г. День освобождения ст. Благовещенской от фашистских захватчиков.
Цель: Дать элементарные знания об этом дне.
Беседа о подвиге капитана Слесова - освободителя и защитника нашей станицы;
Возложить цветы к памятнику Защитников Отечества с привлечением родителей в сквере станицы.
Рекомендовать родителям посетить с детьми в городе сценические площадки, на которых будут отмечать «День освобождения», попробовать солдатскую кашу с «Полевой кухни», посетить музей ВОВ в станице.
Октябрь «Анапа – Город воинской славы»
Цель: знакомство с творчеством Кубанских писателей и поэтов.
Изготовление папки-раскладушки «Прогулки по городу»
Ноябрь
Развлечение «Весёлые старты».
Цель: физическое развитие.
Игры эстафеты между детьми старшего дошкольного возраста.
Декабрь
«О чём рассказала медаль»
Цель: познакомить с орденами и медалями, которыми награждали участников ВОВ во время войны.
Просмотр презентаций «Ордена и медали»
Январь «Большая книга признаний любимому городу». Цель: сделать с детьми книгу, состоящую из детских рисунков, из высказываний о родном городе.
Выпустить стенгазету «Путешествие по Краснодарскому краю»
Февраль «Защитники земли Русской»
Цель: познакомить детей с русскими богатырями и их подвигами, на благо нашей Родины. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине и её защитникам.
«Наша Армия»
Цель: дать элементарные знания о родах войск в Российской армии, рассмотреть их форму. Рассказать о подвигах Защитников Отечества в годы ВОВ. Воспитывать уважение к своему народу.
Рассматривание демонстрационных пособий, картин,беседы,чтение художественной литературы, пословиц, поговорок об Армии, о подвигах, о славе.
Источник:Л. А. Кассиль «Твои защитники»
Творческая деятельность детей лепка, рисование.
Изготовление поделок «Подарок папе»
Праздник пап.
Фотовыставка «Наши защитники отечества» (семейные фотографии службы папы, дедушки в армии)
Цель: развивать интерес к миру взрослых людей, вызывать желание подрожать в достойном поведении; рассказать о взаимоотношениях между ребёнком и отцом в семье; воспитывать доброжелательное отношение и желание поделиться своими мыслями и чувствами о своей семье.
Март
Развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья».
Цель: физическое развитие, формирование представлений о здоровом образе жизни; воспитание любви и уважения к членом своей семьи.
Апрель
«Кубанские казаки-Защитники Отечества»
Цель: Рассказать о героических подвигах наших соотечественников в годы войны.
Чтение сказок Кубанских авторов о подвигах казаков.
Цель: знакомить детей со стихами о ВОВ кубанских авторов. Воспитывать любовь к художественной литературе, а также чувство гордости и патриотизма.
Тематические беседы к предстоящему празднику 9 мая.
Источник: С. В. Конкевич (учебное издание)
- Родина-мать зовёт!
- Этот День Победы.
- Великие битвы.
- Мы пол-Европы прошагали, полземли.
- Дети войны.
- Музыка войны.
-Подвиг блокадного Ленинграда.
«Знамя победы»
Цель: познакомить детей с знаменем красой армии, с его значением.
Чтение художественной литературы
Источник: Л. А. Кассиль «Твои защитники»
Знакомство с песней «Синий платочек».
Выставка рисунков
«Знамя победы»,
«Солдатский подарок – платок» (расписанный одной из росписей).
Постановка музыкальной открытки к 9 мая совместно с педагогом психологом и музыкальным руководителем МБДОУ. Участие с ней в конкурсе и на праздничном концерте.
Май «Женщины – Защитницы Отечества»
Цель: Рассказать о подвигах женщин-героинь, участвующих в боях за нашу Родину. Познакомить с профессией военной медсестры. Развивать чувство патриотизма.
Рассматривание наглядных пособий.
Знакомство с электронной книгой памяти «С великой Победой! Гордимся, помним, чтим!»
«Праздник Великой Победы»
Просмотр презентаций «Детям о ВОВ».
Цель: воспитывать уважение к своему народу, уважение к ветеранам.
Экскурсии к памятнику «Воинов освободителей»(совместно с родителями воспитанников).
Встреча с воинами-пограничниками
Цель: Дать элементарные знания детям о службе пограничников на Благовещенской погранзаставе.
Экскурсия на заставу с праздничным концертом.
Творческая деятельность детей аппликация, рисование. Передача впечатлений.
Для реализации проекта накоплен следующий методические и дидактические материалы:
- конспекты НОД, бесед, картотеки игр (сюжетно-ролевых, дидактических, коммуникативных, художественная литература: сказки о подвигах казаков, пословицы и поговорки об Армии, о подвигах, о славе, фотографий, открытки, слайд - шоу, презентации «Ордена и медали», «Места воинской славы».
- фонотеку музыкальных произведений.
Ознакомление дошкольников с историческим прошлым должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала по Кубановедению.
Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому - культурно - историческим фактам.
В работе используем деятельный подход, с его помощью приобщаем детей к истории, культуре, родного края, т. е. они сами выбирают тот или иной вид деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (дидактическая игра, составление рассказов, изготовление поделок (макетов, аппликация, лепка, рисование.
Принимаем с детьми участие в городских праздниках, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу исторического прошлого, общей радости таких как День освобождения станицы от фашистских захватчиков, 9 мая.
В ДОУ работаем над созданием такой развивающей среды, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал. Мы имеем мини-музей Кубанского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, подборку музыкальных произведений; уголки на участках групп «Кубанский курень» и «казачье подворье».
Свою работу строим в тесном контакте с родителями воспитанников (в проекте имеется и направление работы с родителями, так как их собственный положительный пример отношений к историческому прошлому и к старшему поколению оказывает благоприятное воздействие на формирование нравственно-патриотических чувств их детей. Мы привлекаем родителей для участия в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях. Они помогают нам в сборе, и оформлении наглядного материала. Чем повышают свою педагогическую компетентность.