Светлана Емельяненкова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе организации работы по краеведению
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Семинар – практикум
«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в процессе организации работы по краеведению»
2 слайд
Нормативно-правовое обеспечение.
Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются:
• Конституция Российской Федерации.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе организации работы по краеведению» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
• Федеральные законы РФ: Закон РФ «Об образовании», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г.».
• Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 о концепции национальной безопасности РФ.
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» 2011-2015гг.
• Проект Национальной доктрины образования в РФ от 4 октября 2000 г. № 751.
• Проект закона Брянской области «О патриотическом воспитании» 28 января 2015г.
• План мероприятий Управления образования Брянской городской администрации, посвященных 70-летию со Дня Победы в Великой отечественной войне 1941-1945годов.
• План мероприятий МБДОУ детского сада №56 «Медвежонок», посвященных 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Итак, заказ государства – это воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего народа.
3 слайд
Основные задачи ДОУ:
- воспитывать привязанность к семье через любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развивать умение любоваться своей страной, своим краем, городом, воспитывать чувство патриотизма и гордость за свою страну;
- формировать представления о героизме;
- продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;
- систематизировать и закреплять знания о природе страны, края, города;
- формировать интерес у семьи к созданию условий по нравственно патриотическому воспитанию.
4 слайд
В первой младшей группе формируем
- внимательное отношение к родителям, близким людям;
- представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.);
- напоминаем детям названия города (Брянск) в котором они живут.
Во второй младшей группе формируем:
- знания ребенка о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком);
- положительное отношение к детскому саду ( обращаем внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты: светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки;
- формируем чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада;
- уважительное отношение к сотрудникам детского сада;
- обращаем внимание на красивые растения, на их разнообразие и красоту;
- формируем интерес к малой родине и первичные представления о ней;
- побуждаем рассказывать о том, как они гуляли в выходные дни в парках, в скверах, детских городках Бежицкого района города Брянска.
5 слайд
В средней группе формируем:
- представления о родственных отношениях в семье;
- знакомим с традициями детского сада (Праздник посвященный Дню города «Будем городом своим гордиться», возложение цветов к памятнику А. И. Виноградова, конкурс рисунков на тему «Подвиги наших прадедов», конкурс чтецов «Шумел сурово Брянский лес», «Масленица», привлекаем к обсуждению и посильному участию в оформлении группы, к созданию ее символики и традиций;
- рассказываем детям о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях (цирк, храм, железнодорожный вокзал, дворец культуры БМЗ, парк – роща «Соловьи», парк деревянной скульптуры им. А. Н. Толстого и т. д.)
-даем представления о государственных праздниках (День России, День города, День защитника Отечества и др.);
- рассказываем о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики)
Слайд 6-7
В старшем дошкольном возрасте формируем :
- представления о Москве - главном городе, столице России
- представления детей об истории семьи в контексте истории родного края;
- продолжаем знакомить с достопримечательностями города Брянска, Бежицкого района,в котором живут дети (железнодорожный вокзал «Оржоникидзеград», дворец культуры БМЗ, музей братьев Ткачевых., парк им. А. С. Пушкина и т. д);
- закрепляем знания о флаге, гербе и гимне страны, а также о гербе,флаге и гимне «Шумел сурова Брянский лес» города Брянска;
- развиваем представления о том, что Российская Федерация – огромная, многонациональная страна.
- воспитываем уважение к людям разных национальностей и их обычаям;
- расширять знания о государственных праздниках и праздников своего региона (день города 17 сентября, день партизан и подпольщиков 29 июня, день Бежицы 5 июня, фестиваль «Славянское единство»);
- углубляем знания о Российской армии;
- знакомим с людьми,прославившими город в годы войны А. И. Виноградов, П. Камозин, Д. Н. Медведев, А. А. Морозов и т. д. ;
- воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов;
- знакомим с парком А. К. Толстого, его значением для жизни горожан;
- знакомим с произведениями брянских художников братьев Ткачевых;
- привлекаем детей и родителей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини – музея народного промысла: резьба по дереву город Злынка, Мглинской глиняной игрушки, вышивка рушников и костюмов Брянской обла
8 слайд
4. Модель формирования патриотических чувств у дошкольников с учетом регионального компонента.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ ВОЗВРАЩЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ
духовная материальная приобщение к истокам, традициям,
культура культура культуре народов Брянщины
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУСКОГО НАРОДА
Семья Окружающий мир Учреждения социума
рукотворный нерукотворный
мир мир
РЕЗУЛЬТАТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ : ИНТЕРЕС И ПРИВЯЗАННОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ К РОДНОМУ КРАЮ
к родному дому к семье к роду
к городу к стране
9 - 15 слайд
Для формирования патриотических чувств у дошкольников в ДОУ необходимо создать условия
16-30 слайд
Пути формирования патриотических чувств к культуре и традициям русского народ
Работа с семьей.
- сотрудничество с Советом ветеранов Бежицкого района;
- общественная организация «Ветераны войны»);
- «Движение юных патриотов»);
- районная библиотека им. П. Л. Проскурина;
- музей боевой славы им Д. Н. Медведева;
- музей боевой славы им. А. И. Виноградова школа №12
Окружающий мир:
• Рукотворный мир
- творческая мастерская (подарки ветеранам);
- создание альбома «Воинская слава земли Брянской» - мастерская «Народных промыслов» (изготовление сувениров);
-выставка поделок из природного материала «Дары родной матушки природы»;
- выставка рисунков «Подвиги наших дедов», «Мы за мир»;
- сбор наглядного материала с помощью детей и родителей (значки, открытки и прочее).
• Нерукотворный мир -проведение цикла экскурсий, прогулок по местам боевой славы Бежицкого района (экскурсия к бюсту П. М. Камозина, А. А. Морозова, Д. Н. Медведева, мемориалу Воинской славы на Бежицком кладбище, музей боевой славы им. Д Н. Медведева во дворце культуры, музей боевой славы им. А. И. Виноградова школы №12);
- проведение встреч с ветеранами ВОВ;
- просмотр иллюстративного материала о подвигах детей в годы ВОВ; - прослушивание аудиозаписей для детей «Дедушкины рассказы» Любарской, песни «Катюша», «День Победы», «Брянск», грамзапись «Брянская частушка». ;
- чтение произведений из серии «Дедушкины медали».
- чтение стихов Брянских поэтов.
31- 33 слайд
Результаты патриотического воспитания : интерес и привязанность у дошкольников к родному краю
34 -36 слайд
Направления нравственно - патриотического воспитания
1. Экологическое направление
Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребёнка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирования чувства Родины. Знание природы своего края даёт возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учить правильному поведению, заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. Поэтому в своей работе по экологическому направлени мы знакомим детей с такими местами родного края как:
- парк «Соловьи» (Советский район г. Брянска);
- судки: Верхний и Нижний (Советский район г. Брянска);
- «Красная книга» Брянской области;
- «Чашин курган» (Бежицкий район г. Брянска);
- памятник природы - «Белый колодец» (Советский район г. Брянска);
- заповедник «Брянский лес» (Суземский район).
37 - 40слайд
2. Историко-краеведческое направление
Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребёнку, что его родной город славен историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми.
Поэтому в работе с детьми по историко – краеведческому направлению знакомим детей с архитектурой зданий: цирк, театр юного зрителя, храм «Преображенья Господня» и т. д.
Великими людьми : Афанасьев Виктор Михайлович(1948, российский космонавт, полковник, Герой Советского Союза.
Куркина Лариса Николаевна (1973, российская легкоатлетка, выступающая в толкании ядра. Чемпионка мира 2003г.
Медведев Дмитрий Николаевич (1898-1954, Герой Советского Союза, полковник НКВД, командир партизанского отряда «Митя», позднее – командир партизанского отряда специального назначения «Победители».
Проскурин Пётр Лукич (1928-2001) советский писатель, Герой Социалистического Труда(1988, лауреат Госпремии России 91974) и Госпремии СССР (1979).
Трошин Максим Юрьевич (1978-1995, российский певец, поэт и композитор.
Название улиц: улица Азарова (названа в честь летчика Сергея Азарова, ул. Виноградова, ул. Медведева, ул. Бурова и т. д.)
41- 45 слайд
3. Культурное направление
Знакомим детей с фольклором родного края: чтение поговорок, пословиц, дорожовское пение, частушки. (конкурс «Севская частушка», праздник народного творчества, славянской письменности и культуры «На земле Баяна» г. Трубчевск,», праздник «Троицкие хороводы с Комаричи»).
Знакомим с творчество знаменитых земляков: Тютчев Ф. И., Толстой А. К., Николаева Т. Н.
Знакомим с народным творчеством: резьба по дереву (Злынка, «Мглинская игрушка» возрожденная талантом и любовью народного мастера России Александром Владимировичем Хомрачевым, вышивка рушников и костюмов Брянской области народным мастером Королевой Татьяной Ивановной.
Знакомство с музеями: музей братьев Ткачёвых, музей «Брянский лес», парк-музей им. А. К. Толстого-декоративно-парковый ансамбль деревянной скульптуры, мемориальный музей Д. И. Медведева, музей А. К. Толстого (Красный Рог, музей-заповедник Ф. И. Тютчева (Овстуг, Брянский краеведческий музей, Брянский музей этнографии и ремёсел.
Театры: Брянский областной театр кукол, Брянский областной театр юного зрителя, Детский музыкальный театр «Орфей», цирк, планетарий.
Традиции: Проводы зимы, Масленица, Пасха, Рождество Христово, Святки. Свенская ярмарка, Фестиваль славянского единства.
Современные праздники: 17 сентября - День города, 5июня - День Бежицы, 29 июня-День партизан и подпольщиков.
46 слайд
Итог