Екатерина Тарасенко
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» Воспитатель : Тарасенко Екатерина Викторовна
Слайд 1
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Слайд 2
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Ознакомление дошкольников с родным городом и страной — это знакомство с историей своего народа, с культурой русского народа, его обычаями, традициями.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к семье, к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять приумножать богатство своей Родины. Поэтому
работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:
Слайд 3
• Познакомить с историей, культурой;
• Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• Воспитывать патриотические чувства: любовь к местам, в которых ребенок живет, к Родине, родному краю, бережное отношение к природе, чувства сопереживания, гордости за свой народ, желание приумножать его богатства, уважения к труду;
• Расширение представлений о городах России;
• Знакомство детей с символами края и государства;
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
• Формирование толерантности, чувства уважения к людям других национальностей, их традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Слайд 4
Чувство Родины.
Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, поселком, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Поэтому система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
Слайд 5
Чувство Родины.
Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, поселком, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Поэтому система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
Слайд 6
Всю работу по воспитанию патриотизма можно распределить по следующим компонентам:
- культурно-патриотический: приобщение к духовным и культурным ценностям, традициям; прививается интерес к языку и культуре страны, города (экскурсии по родному городу, по родному краю – с помощью фотографии, посещение мини музея, знакомство с декоративно-прикладным творчеством, драматизации русских народных сказок и сказок разных народов, чтение потешек, закличек, песен и т. д. ;
- гражданско-патриотический (беседы и занятия «Я и моё имя»,», «Права ребенка», знакомство с гербом, флагом родного города, края и России);
- героико-патриотический (НОД «Богатыри земли Русской», «Защитники Отечества»; беседы «Русские традиции проводов в армию», о Великой Отечественной войне, «Памятники воинской славы в России», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т. д. ; пение песен военных лет и о современной армии, экскурсия к обелиску памяти, высаживание цветов на клумбы детского сада;
- спортивно-патриотический ( спортивные праздники с мамами и папами: «Вместе с мамой», «Мама, папа, я – спортивная семья).
Слайд 7
Соответственно должна быть оформлена и развивающая среда в группе, которая отражает работу педагога по патриотическому воспитанию. В данной работе помогают:
- семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы: «Генеалогическое древо»;
- тематические папки и альбомы с иллюстрациями и фотографиями: «Мой город», «Предприятия и учреждения города», «Знаменитые земляки», картотеки стихов, песен о родном городе, о семье, детском саде, о стране и т. д.
- тематическая папка «Мой край», карта и символика Краснодарского края, материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (хата, курень);
- портрет президента,
- флаг (страны, края,
- герб (страны, края,
- гимн (страны, края) (в записи) ;
- тематические папки с иллюстрациями «Наши предки - славяне», «Богатыри земли Русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия», художественная литература о войне;
- альбомы: «Предметы старины», «Русские народные костюмы», куклы в русских костюмах, дидактические игры;
- сказки (русские народные и других народностей, былины, предания;
- глобус, карта мира, иллюстрации о жизни людей в других странах.
Слайд 8
Фото
Слайд 9
Работа по каждой теме включает непосредственную образовательную деятельность (НОД, игры, экскурсии, беседы, праздники, развлечения, дидактические и подвижные игры.
Фото.
Слайд 10
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
• повсюду люди трудятся для всех;
• везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
• повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
• люди берегут и охраняют природу;
• есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет, о разнообразной природе России, а также элементарные сведения об экономической и социальной структуре страны. Однако не всякие сведения такого характера в одинаковой мере способствуют воспитанию высших нравственных чувств. Поэтому при отборе познавательного материала педагог должен руководствоваться следующими принципами:
Слайд 11
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
1. «Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний)
2. Непрерывность и преемственность педагогического процесса
3. Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
4. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
5. Принцип маятника (Изучая историю своей улицы, дети связывают её с историей своего района, города, и наоборот, знакомясь с другими городами, они возвращаются к истории своего района и улицы)
6. Систематическое изложение материала идёт от близкого и понятного к более сложному.
7. Принцип спирали (когда дети, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам из года в год, углубляют свои познания).
Слайд 12
В процессе реализации задач можно получить следующие результаты:
- повысить уровень развития дошкольников;
- обеспечить комплексный подход к развитию патриотических чувств у дошкольников;
- повысить познавательный интерес у детей к родному краю, к своей стране;
- повысить значимость патриотического воспитания в глазах родителей воспитанников.
Воспитатель знакомит детей с народными праздниками и обрядами Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Яблочный Спас. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей: разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со своими склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, и он первый в пляске, кто-то знает много частушек и с удовольствием исполняет их, а у кого-то замечательные актерские способности, и он исполняет роли главных героев.
Слайд 13
Фото
Слайд 14
Семья - первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Родители осознают, что важным является приобщение дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, дети начинают ощущать себя членами семьи.
Постепенно ребёнок пронимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.
Слайд 15.
Спасибо за внимание!
Слайд 16