Бэлла Вербицкая
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом». (Пётр Синявский)
Мама, храм, отеческий дом и есть основа каждого человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос. Помнит, знает и гордится историческими свершениями своего народа и своей культуры.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Тема нравственно-патриотического воспитания дошкольников была всегда актуальна, но сегодня стала ещё значимей. Воспитание любви и
уважения к родному краю является основой нравственно – патриотического воспитания.
Чтобы воспитать патриотов своего края, нужно знать его историю.
Ведь, как известно: «не знающий своего прошлого - не имеет будущего».
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной
стране постепенно формируют личность ребёнка.
В последние годы патриотическое воспитание каждого ребёнка является для нашей страны главной целью. Ведь только по настоящему любящие свою Родину люди смогут защитить её, сделать сильнее, привести к процветанию и благополучию. Чтобы достичь этой цели нужно начинать с воспитания любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Мы можем этого достичь, если сохраним преемственность поколений,
сохраним своё историческое и культурное наследие. И начинать нужно
именно с детей дошкольного возраста.
Для того чтобы наши дети выросли достойными гражданами своей Родины, помнили свои исторические корни, нам педагогам и родителям нужно объединиться.
Ведь только вместе мы сильная и единая Россия.
Цель моей работы, как музыкального руководителя по нравственно-
патриотическому воспитанию дошкольников – это воспитание любви к своей малой Родине на основе ознакомления детей с историей родного края.
Для этого проводится познавательная беседа на тему «Древняя история
родного посёлка Тумботино», с использованием краеведческих материалов о посёлке Тумботино Павловского музея, где решаются задачи о приобретении и закреплении детьми знаний:
- о географическом расположении посёлка Тумботино,
- о происхождении названия посёлка Тумботино,
- о природе посёлка Тумботино,
- о легендах посёлка Тумботино,
- о первых видах промыслов – рыбной ловле, охоте, скотоводстве,
домашнем птицеводстве.
- о первых промышленных и культурных объектах посёлка Тумботино.
В процессе проведения музыкально-тематического праздника «С днём
рождения, родной посёлок Тумботино!» в игровой форме развивается
интерес:
- к историческим героям прошлого и игровым персонажам настоящего,
- к исторической дате возникновения посёлка Тумботино,
- к промышленным объектам посёлка Тумботино в наши дни (Заводы по
изготовлению медицинского инструмента, ножниц,
- к социальным спортивным и культурным объектам нашего времени.
Проводятся календарно-тематические творческие музыкальные конкурсы к фотовыставкам «Песенные куплеты музыки родного края», где
воспитывается художественно-эстетическое восприятие и развивается
песенное творчество;
Творческий конкурс частушек к фотовыставке «Мы на финочке поедем»,
посвящённый традиционному уже очень известному и популярному
Тумботинскому «Празднику финок».
Проводятся музыкально-литературные встречи с Тумботинскими
поэтами, музыкантами-композиторами, где развивается умение слышать
прекрасное, ценить его, гордиться им, в процессе ознакомления с
творчеством Тумботинских поэтов и композиторов, прославляющих свой
родной край.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии прочно входят во
все сферы жизни человека. Соответственно, система образования
предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного
возраста. Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе дошкольников развивает заинтересованность, творческие способности детей и является одним из мощных современных средств предоставления информации, следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.
Распространёнными средствами мультимедийных технологий для детей дошкольного возраста в музыкальном воспитании являются презентации, видеофильмы. Например, для расширения знаний дошкольников о родном крае, обогащении музыкальных впечатлений, мы используем фильм «Родной Тумботинский край» положенный на песню местного поэта и композитора Владимира Усова.
В рамках духовно нравственного воспитания в детском саду проводятся
Познавательные беседы с настоятелем тумботинского храма «В честь
благовещения Пресвятой Богородицы» отцом Александром;
Концертные вокальные выступления в форме духовных песнопений с
бывшими выпускниками детского сада «Юбилейный» - учащимися
Тумботинской воскресной школы.
- Проведение цикла духовно-познавательных бесед и музыкальных
праздников:
«Рождество»;
«Крещение»;
«Сретение»;
«Прощённое воскресение»;
«Вербное Воскресение»;
«Пасха»;
«Троица»;
Проводятся музыкальные календарно-тематические ежегодные
патриотические праздники:
«День народного единства»;
«День матери»;
«День защитника Отечества»;
«День Победы»;
«День независимости России»;
Проведение спортивного праздника «Олимпиада 2014».
Немаловажное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.
Ребенок, придя в детский сад, постепенно знакомится с ним, со своей улицей, посёлком, районом, областью, а затем и со страной, её столицей и символами.
В связи с этим я как музыкальный руководитель использую различные
средства музыкального воспитания и подбираю музыкальный репертуар для восприятия и для детской исполнительской деятельности.
В младшем дошкольном возрасте это -
Русские народные песни;
Песни о семье, о маме;
Песни о детском саде;
В среднем дошкольном возрасте :
Песни о родном крае – посёлке;
Песни о воинах, охраняющих нашу Родину;
В старшем дошкольном возрасте :
Песни о своей стране - России.
Гимн РФ;
Песни о событиях ВОВ;
Песни о мире и дружбе.
Очень важно в доступной форме знакомить детей с историей своей страны.
Для этого использую познавательные беседы, презентации, видеофильмы,
выставки, экскурсии, участие в конкурсах, встречи с ветеранами –
участниками Великой Отечественной Войны.
Ни что так не оставляет след в детской памяти, как общение воочию
с участниками военных исторических событий.
2015 год стал знаковым для всей нашей страны, так как ознаменован
празднованиями семидесятилетия Победы в Великой Отечественной Войне
над фашистской Германией. Сейчас, видя, как за последние годы укрепилась
наша страна – великая Россия на мировой арене, политическая обстановка в мире приобретает по отношению к ней, мягко говоря, не дружелюбные
формы.
Значимость и правдивость мировых исторических событий, в которых Россия сыграла главенствующую роль, пытаются замалчивать или искажать.
Поэтому наша общая задача – сохранить своё историческое наследие и
передать его следующим поколениям.
Самое главное в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников,
чтобы дети с самого детства знали и помнили историю своей страны,
уважали историческое прошлое и его героев, стремились быть достойными гражданами своего государства, готовыми в любой момент встать на его защиту. Ведь не зря гласит русская народная пословица:
Кто за Родину горой, тот истинный герой.