Ирина Полетаева
«Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй».
Полетаева И. В.
МБДОУ детский сад
комбинированного вида
№33 «Снежанка»
Нравственно-патриотическое воспитание – одна из основных проблем, которая остается актуальной во все времена.
Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию. Это и любовь к близким людям, к родным местами, гордость за свою страну, за свой народ, и привязанность к тем местам, где родился и вырос
Публикация «„Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
В основе патриотического воспитания лежит воспитание нравственных качеств у детей, которые мы развиваем в процессе деятельности с дошкольниками.
Свою работу я базировала по трем этапам:
Первый этап, с помощью бесед, наблюдений я выявила уровень нравственно-патриотического воспитания детей своей группы.
Второй этап, я провела работу, направленную на повышение уровня нравственно – патриотического воспитания : это организованная образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, создание предметно-развивающей среды, игровых ситуаций, проведение праздников, развлечений.
Третий этап подведение итогов проделанной работы.
Любовь к родному краю, родной культуре, начинается - с любви к своей семье, к своему дому, к детскому саду, где он учится взаимодействовать с коллективом. Постепенно эта любовь перерастает ко всему человечеству, в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему. Исходя из этого, я определила следующие задачи:
1. Сформировать чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду.
2. Привить детям чувства любви к своей малой родине на основе ознакомления с природой родного края.
3. Воспитать чувство патриотизма, любви к своему родному городу средствами эстетического воспитания.
Чувство Родины - у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке.
Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание теме «Семья». Каждое утро я напоминаю детям о том, что прежде чем зайти в группу, надо обязательно попрощаться с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, пожелать им удачного дня.
Организуя беседы о своей семье на темы : «У меня дружная семья», «Моя любимая бабушка (дедушка)», «Как мы провели выходной день», «Чем я могу порадовать маму (папу, бабушку, дедушку)» и другие, я всегда делаю акцент на то, что не только взрослые обязаны заботиться о детях, радовать их, но и дети должны им платить тем же.
В беседах на темы: «Где работают мои родители», «Какую работу выполняет дома мама (папа)», «Как я помогаю маме (папе)» и других я рассказываю о значимости труда взрослых и необходимости оказывать им посильную помощь. Все это приучает детей проявлять желание трудиться не только для своей заинтересованности, но и для пользы своим близким, а в дальнейшем и для общества.
Любовь и уважение к своей семье находит отражение и в художественном творчестве детей: рисовании, аппликации, лепке. На этих занятиях я предлагаю изготовить для наших мам, пап, бабушек, дедушек рисунки, подарки, небольшие сувениры, которые радуют их.
В нашей группе стало традицией проводить праздник «День рождения мамы (папы)». Этот праздник мы отмечаем по временам года. Дети рисуют рисунки, делают поделки – чем очень радуют своих родителей и учатся проявлять о них заботу. На этих праздниках мы проводим различные игры «Наряди маму», «Мой папа самый умелый» «Назови ласково» и другие, устраиваем чаепитие.
К празднику «День матери» я предлагаю детям нарисовать портрет моей мамы и поместить его на выставку. А мамы должны угадать свой портрет. К этому празднику мы изготавливаем подарки, устраиваем чаепитие с концертом, где не только дети поздравляют мам, но и мамы должны приготовить какой-нибудь номер. Бывает очень интересно и увлекательно.
В течение всего года мы воспитываем в детях желание радовать своих мам и пап подарками, сделанными своими руками, формируя любовь к родным.
В группе, при активном участии родителей, оформлен уголок «Моя семья», где поместили фотографии детей с их близкими родственниками - дети рассматривают фотографии и рассказывают о своей семье; расположили различные поделки, которые мамы и папы сделали своими руками – малыши с удовольствием рассказывают о том, что их родители умеют делать.
У нас в группе живет персонаж «Клоун Петя», который приходит вечером, когда родители забирают детей домой.
Клоун Петя, вместе с детьми и с их родителями, рассматривает картинки в любимой книжке; показывает мамам и папам чем ребенок занимался в детском саду. Дети бывают рады тому, что родителям интересно, как у них проходит день. Дети стараются тоже интересоваться, чем занимались их родители. Все это воспитывает в детях желание как можно больше знать о своих близких.
Природа родного города для маленьких детей – это все Родина. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чем он интересуется и что вызывает отклик в его душе.
Воспитание патриотических чувств человека начинается с привития любви ребенка к его малой Родине: природа родного края, улица, город в котором он живет. Постепенно дети получают представления о России, о ее значимости в жизни каждого человека.
Решая задачи по воспитанию нравственно-патриотических чувств, я знакомлю детей с природой родного города. Это и беседы, и рассматривание альбомов, фотографий. Свои впечатления и знания они отражают в рисунках, в рассказах. На прогулке я обращаю внимание детей на необычные цветы, траву, насекомых. В нашей группе есть мастерская «Удивительное рядом», где совместно с родителями дети создают коллажи о природе: «Затейливые цветы», «Зимняя сказка», «Птицы нашего края» и другие. Я считаю, что природное окружение выступает в роли первого педагога по воспитанию нравственно-патриотических чувств.
В нашей группе есть игротека с подборкой игр по ознакомлению с природой родного города «Птицы в нашем крае», «С какого дерева листок?», «Укрась город цветами» и другие.
Воспитывая у детей любовь к природе, мы развиваем у них эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты – все это является источником формирования любви к родному городу, а в дальнейшем к Родине.
В группе есть уголок «Мой родной город». В уголке подобран материал: «Старооскольская игрушка» «Картины старооскольских художников», фотографии на которых изображены здания нашего города, достопримечательности, «Природа Старого Оскола», «Старый Оскол в дни праздника». Воспитывая любовь к малой родине, я провожу беседы «Улица, на которой я живу», «Что мне нравится на улицах нашего города», «Как мы украсим город к празднику» и другие. Знакомство с городом находит отражение и в сюжетно – ролевой игре «Автобус». Где мы вместе с детьми путешествуем по знакомым местам.
Воспитывая любовь к своей Родине, я знакомлю дошкольников с людьми создавших своим трудом все, что делает ее прекрасной и сильной, об их стремлении сделать ее еще краше, а жизнь всех людей радостной и счастливой.
Расширению представлений детей о труде, углублению чувства уважения к людям труда способствует рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, отражающих деятельность людей разных профессий. В группе мы оформили альбом «Мои мама и папа на работе». Рассматривая его вместе с детьми, я рассказываю о том, как важен труд каждого человека для общества, для создания красоты в окружающем мире.
В процессе проведенной работы были получены следующие результаты:
Дошкольники с удовольствие рассказывают о своих родителях, о совместных играх и развлечениях, о делах, которые они выполняют вместе с ними.
Проявляют стремление помочь родителям.
Знают название своего города и проявляют к нему свое уважение и стремление украсить его.
Называют профессии, их значимость для общества, качества человека, которые помогают им трудиться.
Литература:
1. Новицкая М. Ю. Наследие «Патриотическое воспитание в детском саду» Москва 2003г.
2. Дошкольная педагогика № 10(85) декабрь 2012.