Татьяна Иванова
Мой подход в работе с детьми с задержкой психического развития.
Дети с задержкой развития психического (ЗПР) - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью - до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. У многих детей отмечается повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность целенаправленных действий, основных понятий и представлений. Поэтому в моей работе особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных организационных приёмов активной и дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества. В процессе коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР решаю следующие задачи:
Публикация «Мой подход в работе с детьми с задержкой психического развития,» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Создание ребёнку возможности для осуществления содержательной деятель-ности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития.
2. Осуществление раннего мониторинга, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
3. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием.
4. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
5. Обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка.
6. Коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития.
7. Профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Посредством игровой деятельности формирую практические навыки по применению полученных знаний. Использую игры на занятиях, что способствует лучшему усвоению программного материала, развитию речи, логического мышления, памяти, наблюдательности, внимания, поддержанию интереса. Разработала и применяю в работе с детьми систему методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия воспитанников в процессе освоения новых знаний Стремлюсь формировать познавательные интересы и творческое мышление. Средством управления мышления выявляю проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания. Организую учебный процесс при проблемно-поисковом подходе. Так же использую в работе компьютерные технологии, что повышает интерес к обучению, его эффективности, всестороннему развитию ребенка. Применяю на занятиях медиапрезентации, как наглядно-дидактический материал, развивающих компьютерных игр, программ, как средств обучения. Совместно с детьми вырабатываю цели, содержание занятия, даю оценку, находясь в состоянии сотрудничества и сотворчества. Провожу работу по охране и укреплению физического и психического здоровья детей через сохранение и поддержку их индивидуальности; по формированию желания и умения учиться быть здоровыми; развитию ребенка, как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
В процессе обучения использую различные формы организации непосредственной образовательной деятельности: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. Деление детей на подгруппы осуществляю с учетом возраста и результатов мониторинга. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов мониторинга, вида непосредственной образовательной деятельности и индивидуальных достижений и течение года. Коррекционная работа направлена на формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие речевого слуха, уточнение, расширение и систематизация словарного запаса, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.
Использование личностно-ориентированных технологий позволяет мне выявлять личностные особенности детей, проводить работу по устранению недостатков психомоторного и речевого развития, развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление, развивать коммуникативность и успешность в общении, формировать всесторонне развитую личность. Создаю условия для максимального влияния коррекционно-образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка, а именно: оказываю детям помощь в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, в раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов, оказываю содействие ребенку на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
В заключении - собственное стихотворение, посвященное лучшей из профессий.