Евгения Наливайко
Консультация «Коррекционная развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое ЗПР?
Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личная незрелость, не грубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. Термин «задержка» подчеркивает временной и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.
Публикация «Консультация „Коррекционная развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Причины отставания в развитии.
ЗПР может возникнуть вследствие различных причин, условно их можно разделить на биологические и социальные.
К биологическим причинам относятся:
поражения ЦНС в период внутриутробного развития : травмы и инфекции во время беременности, вредные привычки матери, гипоксия плода;
недоношенность, симптомы желтухи;
гидроцефалия;
пороки развития и новообразования головного мозга;
эпилепсия;
врожденные эндокринные патологии;
наследственные заболевания – фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинемия, синдром Дауна;
тяжелые инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит, сепсис); заболевания сердца, почек;
рахит;
нарушение сенсорных функций (зрения, слуха).
К социальным причинам можно отнести:
ограничение жизнедеятельности малыша;
неблагоприятные условия воспитания, педагогическая запущенность;
частые психотравмы в жизни ребенка.
Характерные особенности детей с задержкой психического развития.
С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – на выполнении заданий учебного плана.
К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.
С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.
Таким образом, можно выделить признаки ЗПР.
Восприятие: замедленное, неточное, невозможность сформировать целостный образ. Дети с задержкой психического развития лучше воспринимают информацию зрительно, нежели на слух. Внимание: поверхностное, нестойкое, кратковременное. Переключению внимания способствуют любые внешние стимулы.
Память: преобладает наглядно-образная память, мозаичное запоминание информации, низкая мыслительная активность при воспроизведении информации.
Мышление: нарушение образного мышления, абстрактное и логическое мышление только при помощи педагога или родителя. Дети с ЗПР не могут сделать выводы из сказанного, подытожить информацию, сделать заключение.
Речь: искажение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, трудности в построении высказывания, нарушение слуховой дифференциации, задержка речевого развития, дислалия, дислексия, дисграфия.
Коррекционно- развивающая работа с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
Коррекционно-образовательная работа с дошкольниками с ЗПР в числе прочих имеет специфическую особенность - чем меньше возраст детей, тем больше удельный вес приобретают задачи развивающего характера. Работа строится с учетом индивидуально-типологических и психологических особенностей ребенка. Если работа с ребенком начинается в старшем дошкольном возрасте, то коррекционные и развивающие задачи начинают занимать одинаковое место в работе с ним.
Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса является принцип индивидуально - дифференцированного подхода. Он предполагает создание педагогических условий для обеспечения образовательных потребностей каждого воспитанника специального детского сада.
Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, как на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории.
Стоит отметить, что не маловажной является задача по развитию моторики. Упражнения для развития общей моторики направлены на повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота.
Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
Существует много игр и упражнений по развитию моторики.
• Лепка из глины и пластилина (из снега - зимой, летом из песка и камешков).
• Рисование, раскрашивание картинок.
• Изготовление поделок из бумаги (аппликации).
• Изготовление поделок из природного материала.
• Конструирование.
• Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
• Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
• Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков.
• Нанизывание бус и пуговиц.
• Плетение косичек из ниток, венков из цветков.
• Переборка круп (горох, гречка, рис – перебрать).
• «Показ стихотворения» (ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.)
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: развивают его руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Необходимым направлением коррекционной работы является развитие восприятия.
Так же хочу отметить, что существуют альтернативные виды коррекции ЗПР.
Альтернативные, нетрадиционные методы рекомендуется применять лишь как дополнение к основным видам коррекционной деятельности, потому что нет никакой статистики, в том числе научной, о результатах их воздействия на психофизическое развитие больного ребенка.
• Кинезитерапия
• Дельфинотерапия
• Иппотерапия
• Арт-терапия
• Песочная терапия
• Фитотерапия
И так, в настоящее время специалисты-дефектологи, занимающиеся коррекционно-педагогической работой с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии, доказали, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии этих детей. Для достижения максимальной эффективности, при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми необходимо учитывать:
- структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР;
- информацию о здоровье ребенка
- микросоциальные условия в семье;
- возраст ребенка, в котором он поступил в специальный детский сад;
- предполагаемую длительность пребывания ребенка в ДОУ компенсирующего вида и др.
Используемые источники:
1. https://forsmallbaby.ru/zaderzhka-psixicheskogo-razvitiya/
2. https://doktordetok.ru/nevrolog/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-u-detej-kak-ponyat-chto-rebenok-osobennyj.html
3. Шевченко С. Г «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Москва. «Школьная пресса» 2005 г.