Екатерина Баранова
Эссе «Мой подход в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Мой подход в работе с детьми»
«Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятам и великого терпения».
М. Горький.
Я – воспитатель! 1 год я живу в этой профессии, я дышу ей. Почему? Сама себе задавала этот вопрос и всегда находила на него ответ.
Во-первых, профессия воспитателя дает возможность постоянно находиться в мире детства, сказки и фантазии. Видеть удивительные глаза детей и понимать, что именно ты, закладываешь ростки первых характеров, поддерживаешь детей своей любовью, отдаешь тепло своего сердца.
Публикация «Эссе „Мой подход в работе с детьми“» размещена в разделах
Во-вторых, в профессии воспитателя заложена миссия сотворения личности, утверждение человека в человеке. В. А. Сухомлинский писал, что «детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В-третьих, работая воспитателем, я понимаю, что именно мне, педагогу дошкольного образования, отводиться особая роль в воспитании и образовании дошколят, личность взрослого – это «мощный фактор развития личности ребенка». Ни одна из профессий не ставит таких строгих требований относительно чистоты и духовного благородства. Поэтому я стараюсь быть образцом для детей и родителей, так как понимаю, что через воспитателя осуществляется освоение нравственных норм и правил.
Понимая важность своей профессии, я буду предана ей все свои профессиональные годы и буду продолжать служить детям и их родителям, честно исполняя свой профессиональный долг.
В системе образования в России приоритетным в работе с детьми становится диалоговая модель воспитания, основанная на ценностно-смысловом развитии педагога и ребенка.
Высшим достижением в моей работе с детьми считаю :
1. сохранение самоценности детства в понимании уникальности личности каждого ребенка;
2. поддержание программы саморазвития каждого ребенка, развитие его интересов, склонностей;
3. развитие познавательных и творческих способностей;
4. принятие ребенком воспитателя в свою деятельность как равного партнера;
5. «очеловечивание» среды, в которой живет ребенок.
В воспитании и образовании детей дошкольного возраста придерживаюсь принципов личностно-ориентированного подхода :
1. принцип самоактуальности (любой ребенок принимается таким, каков он есть);
2. принцип индивидуальности (развитие индивидуальности в соответствие со способностями ребенка, его психофизическим развитием, типом темперамента, половой принадлежности).
3. принцип субъектности (использую субъектный опыт ребенка, создаю условия для того, чтобы ребенок был субъектом своей деятельности);
4. принцип выбора (предоставляю свободу выбора предметов и видов деятельности каждому ребенку, способствую развитию инициативности);
5. принцип творчества и успеха (включаю в образовательный процесс задания продуктивного, творческого характера, повышаю самооценку)
6. принцип веры, поддержки и доверия (доверяю детям, принимаю любой ответ, направляя ребенка в нужное русло, постоянно поддерживаю малоактивных и тревожных детей: «У тебя все получится!»
7. принцип сотрудничества (позиция педагога «рядом», мнение педагога – одно из многих)
8. принцип здоровьесбережения (формирую ценностное отношение к своему здоровью, создаю комфортные условия для ведения образовательной деятельности, использую здорвьесберегающие технологии в образовательном процессе).
Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, положительного отношения к миру. С этой целью я использую современные педагогические технологии, которые обеспечивают вариативность педагогического взаимодействия с моими воспитанниками.
Гуманно-личностные технологии, используемые мной в организации воспитательного процесса, помогают мне избежать в работе с детьми принуждения, помогают реализовать идею всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в творческие силы детей (Ш. Амонашвилли)
Технология «Сотрудничества», Ш. Амонашвилли помогает мне реализовать в работе с детьми равенство, построить партнерство в субъект субъектных отношениях педагога и ребенка, совместно с ребенком выстроить цели, содержание занятия, дать оценку деятельности, постоянно находится в состоянии сотрудничества, сотворчества с детьми. Личностно-ориентированный подход в воспитании детей помогает мне создать такую предметно-развивающую среду в группе, где каждый ребенок может реализовать свои индивидуальные интересы и потребности. В группе созданы детские центры и уголки (центр игры, природы, познания, книги и др.) для развития познавательных и творческих способностей каждого ребенка.
Технология «Развивающего обучения», Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова помогает мне открыть в детях потенциальные и личностные способности, развивать у детей умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, воспитывать интерес к познанию, к поиску новых источников информации. А так же развивать личностные качества: способность к сотрудничеству в коллективной деятельности, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результат.
Игровая технология Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой помогает мне строить обучение и воспитание детей в форме игры, формировать у детей игровые умения, обеспечивающие самостоятельную творческую игру, в которой детипо собственному желанию могут реализовать разнообразные сюжеты, свободно вступать во взаимодействие со сверстником и взрослыми.
Проблема здоровья моих воспитанников – это приоритетное направление работы детского сада и группы, поэтому я активно использую здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Технологию В. Т. Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления» помогает выстроить оздоровительно-развивающую работу в группе по 2-м линиям:
• приобщение к физической культуре, развитие двигательного опыта детей;
• использование развивающих форм оздоровительной работы.
В работе с детьми использую следующие формы оздоровительной работы : дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, артикуляционную гимнастику, гимнастику по профилактике плоскостопия, точечный массаж, провожу беседы о сохранении своего здоровья, игры и упражнения на развитие двигательного творчества детей.
Для развития поисково-познавательной деятельности, развитие и обогащение социально-личностного опыта детей, использую технологию проектной деятельности. В группе постоянно действуют познавательные, игровые и творческие проекты, такие как «Русская изба», «Русская матрешка» и другие проекты. Результаты реализации проектной деятельности в группе показывают, что у детей развивается активность, дети могут выделять проблему, ставить элементарную цель, добывать знания и приходить к результату, происходит обогащение эмоционального мира, совершенствуются коммуникативные умения и навыки, что создает благоприятные предпосылки для своевременного социального и личностного развития детей группы.
Мечтая о будущем я, конечно же, представляю детский сад будущего, в котором я обязательно буду работать, творить, совершенствоваться. Детский сад моей мечты – это:
1. детский сад – открытая система, где дети и педагоги делают свободный выбор образовательных маршрутов, где происходит взаимообогащение детей, педагогов, родителей;
2. детский сад – дом радости, в котором каждое утро, день и вечер это минуты радости от общения, познания, игры
3. детский сад – «город игр» где приоритет развития отдан развитию детской игры (режиссерской, сюжетно-ролевой, строительной, подвижной, обрядовой);
4. детский сад – конкурентоспособное учреждение, в котором созданы условия для реализации инновационных проектов, ведется мониторинг потребностей населения в образовательных услугах. Профессия воспитателя престижна, зарплата – достойная, отбор сотрудников происходит на конкурсной основе, ликвидирована нехватка детских садов, тем самым наполняемость группу соответствует требованиям ФГОС.
Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к воспитателю.
Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).
- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в технологии организации образовательного процесса, организации проектной и исследовательской деятельности;
- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами,
- профессиональная, определяемая неготовностью педагога к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
Эти проблемы возникли не потому, что мне не хочется научиться и познать, а потому, что ТРУДНО познать и научиться.
Пути решения проблем:
1. проводится анализ ННОД в работе с детьми
2. разрабатываются индивидуальные маршруты для детей (карты индивидуального развития)
3. продолжать организацию работы по внедрению методик и технологий, способных реализовать идею целостного развития личности в образовательной деятельности;
4. организовать психологическое сопровождение детей в группе
5. организация психолого-педагогической диагностики и ее анализ,
6. вести индивидуальную работу по устранению психологических проблем у детей по рекомендациям психолога
7. получать консультации психолога для коррекции работы в целях повышения эффективности образовательной деятельности в течении дня (рекомендации по развитию психических процессов – внимания, мышления, памяти) и т. д.
Самое важное для успешной работы– компетентный педагог, а для этого важно желание воспитателя узнать что-то новое и способность видеть проблемы, а не их следствия.
Баранова Екатерина Вячеславовна