Алёна Гадяцкая
Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук (мелкой моторики). Рекомендуется стимулировать развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей и учёта развития детей. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Я в своей работе использую игры и упражнения, которые представляю вашему вниманию.
Игры для развития тактильных ощущений
Публикация «Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие тактильных ощущений напрямую связано с развитием речи и интеллекта.
1. «Угадай, из чего сделан предмет»
Цель: определение фактуры материала при прикосновении.
Оборудование: набор предметов с различной фактурой материала (мех, вата, ткань, бумага, кожа, дерево)
Содержание: на столе находится набор предметов. Ребенок закрывает глаза, кладет правую ладонь на какой-либо предмет и говорит, из чего сделан (какой на ощупь, на что похоже, в каких целях можно использовать). Затем левую ладонь кладет на второй предмет и сравнивает с предметом в правой руке.
2. «Домик для фасоленки»
Цель: развитие осязательных ощущений руки.
Оборудование: коробочка с ячейками, фасоленки.
Содержание: ребенок закрывает глаза и на ощупь раскладывает фасоль по ячейкам, стараясь идти последовательно и не пропускать ни одной ячейки.
3. «Золушка»
Цель: различение мелких предметов, сравнение предметов по величине, поверхности.
Оборудование: миска со смесью зерен (горох, гречка, фасоль) и разделенная по секторам коробочка.
Содержание: ребенок закрывает глаза и на ощупь перебирает смесь зерен и раскладывает по секторам.
Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков
1.» Ручки»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие мелкой моторики и активизация межполушарного взаимодействия, ориентация в названии рук.
Оборудование: нарисованные ладони с красными кружочками.
Содержание: дефектолог просит ребенка при произнесении звука ставит пальцы на кружки нарисованной ладони соответственно. Сначала отрабатывается правая рука, затем левая рука, а потом обе руки одновременно. Для дифференциации звуков ребенок ставит пальчик вначале на правую руку и произносит звук «С», а затем ставит пальчик на левую и произносит звук «Ш» .
Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков
2. «Ножки»
Цель: автоматизация звуков, развитие статических и динамических движений пальцев рук.
Оборудование: «звуковая дорожка»
Содержание: ребенок при выполнении этого задания должен не только удерживать пальцы в позиции «ушки», но и попеременно переставлять пальцы на квадратики. При этом указательный и средний палец выполняют роль «ножек», которые идут по дорожке: указательный палец наступает на синий квадрат (твердый согласный звук) или зеленый (мягкий согласный звук, а средний – на красный квадрат (гласный звук). Когда ребенок переносит палец на синий квадрат, он произносит, например «шипит змея» (звук Ш, палец на красный квадрат – заданный гласный звук.
Ребенок ставит «ножки» на линию старта и по команде педагога начинает «звуковую дорожку». Если ребенок произнес автоматизированный звук неправильно - он возвращается в начало. Аналогично выполняем упражнение и левой рукой.
Игры на развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики
Артикуляционная гимнастика + движения рук.
Например: упражнение «Качели» + взмахи руками: язычок вверх - руки вверх, язычок вниз - руки вниз.
Закрепление поставленного звука с движениями рук + зрительная опора
Например: Звук «З» - зрительный образ + схема артикуляции звука + положение пальчиков (большой, указательный и средний вместе - нос комара)+стихотворная фраза.
Вот большой комар летит
И сердито он звенит: З-З-З
Большой комар улетел,
Но кто-то снова зазвенел!
Маленький звенит теплее,
Он, наверное, добрее! З’-З‘- З‘
Закрепление поставленного звука с движениями рук + зрительная опора
Например: Звук «Ж» - зрительный образ + схема артикуляции звука + положение пальчиков (все пальчики раздвинуты в разные стороны - «лапки жука»)+стихотворная фраза.
Целый день жуки жужжат:
Ж-Ж-Ж
Словно целый их отряд:
Ж-Ж-Ж
От цветка к цветку летят:
Ж-Ж-Ж
И друг с другом говорят.
Также с целью развития мелкой моторики пальцев рук, в своей работе я использую различные виды пальчиковой гимнастики, конструирования с помощью пальцев разных существ или объектов. Такие игры помогают разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее.
Применяю самомассаж и массаж кистей и пальцев рук.
Массаж может производиться взрослым или самостоятельно самим ребенком. Упражнения использую как с речевым, так и без речевого сопровождения.
Также использую массаж с использованием предметов: массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок «Колючий колобок, мячиками – ежиками, прыгунками, шишками; массаж шестигранными карандашами (грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение); массаж грецкими орехами (каштанами) .
Шнуровка - идеальная игрушка для формирования устной речи и подготовки руки к письму. Шнурование - незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимания.
«Чудо - прищепки», которыми можно рисовать картины!
Активно использую в работе рисование по трафарету различных фигур; штриховку; рисование – соединение фигур по точкам, пунктирным линиям; раскрашивание и штриховка рисунков.