Надежда Маргаченко
Модифицированная программа дополнительного образования «Just dance» для воспитанников СРЦН 7–18 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Новокубанский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Модифицированная программа по реализации программ дополнительного образования «Just dance»
Разработчик:
Воспитатель диагностики
и социальной реабилитации
Н. Е. Маргаченко
хут. Марьинский 2018 г.
Публикация «Модифицированная программа дополнительного образования „Just dance“ для воспитанников СРЦН 7–18 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
Пояснительная записка.
Программа по реализации программ дополнительного образования «Just dance» имеет художественно-эстетическую направленность. Ориентирована на то, чтобы заложить в детях стремление к здоровому образу жизни и самосовершенствованию средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.
В конце XIX – начале XX века в Германии и Америке зарождается современное направление хореографии – танца модерн. Истоки зарождения проявились в искусстве Айседоры Дункан, педагога Э. Жака-Далькроза. Это стремление создать новую хореографию, отвечающую потребностям человека ХХ столетия, получило большую поддержку. Основополагающие принципы данного направления: отказ от канонов в противовес танцу классическому, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами. Это направление в хореографическом искусстве стало очень привлекательным для детских хореографических коллективов, т. к. классический танец довольно труден для изучения и доступен далеко не всем воспитанникам, а принципы освоения современного танца помогают достигать любому ребенку самовыражения через движения. С каждым годом все больше и больше российских балетмейстеров и педагогов-хореографов обращаются к современному танцу.
Приобретая опыт исполнения танца, ребенок овладевает не только двигательными навыками и умениями, но также творческого осмысления музыки, ее эмоционально – телесного выражения.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение.
Участники: воспитатель, воспитанники от 7 до 18 лет, с учетом их опыта, интересов и возрастных особенностей.
Сроки реализации: в течение всего реабилитационного периода.
Актуальность и значимость программы
Актуальность данной программы заключается в систематизации принципов работы с воспитанниками в данном направлении. Современное танцевальное искусство среди подростков в России по большей части формировалось на улице (например, направления «стрит-джаз», «брейк-данс», «хип-хоп» и т. д., и реализовать их потребности и способности на «законном основании» задача педагога. Данная программа позволяет методически настойчиво направлять энергию подростков в русло красивых сценических форм, отвлекая от стихийно рожденной вычурности, некрасивости, безвкусицы. Получив возможность осваивать импровизации, подросток избавляется от физических и психологических зажимов, у него изменяются движенческие привычки, в повседневной жизни появляются новые, более гармоничные движения, он получает удовольствие от выражения эмоций и свободы мысли средствами пластики. Кроме прикладных знаний, в программе учтены воспитательные мероприятия в виде тематических бесед, диспутов, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Художественно-эстетическая направленность данной программы прослеживается в том, что изучение воспитанниками современного танца, проходит неразрывно с изучением истории современного хореографического искусства, знакомства с постановками современных балетмейстеров и мировой музыкальной культуры. Средствами этих занятий у детей формируются творческие способности в опоре на эстетическое сознание: эстетических эмоций, чувств, интереса, вкуса, потребностей, представлений о красоте движений, звука, формы, цвета.
Педагогическая целесообразность настоящей программы определена тем, что планируемый учебно-воспитательный процесс нацелен на изучение воспитанниками выразительной палитры движений танца; избавление от физических зажимов; развитие физической выносливости и творческой активности, средствами свободной импровизации; расширение кругозора в стилях и современных течениях музыкальной культуры; на знаниях законов драматургии, на примере классических и современных балетов. А так же, занятия улучшают душевное состояние ребенка, формируют характер, наделяя его лучшими качествами: упорством, терпением, дисциплинированностью, чувством ответственности, умением преодолевать трудности. Все эти необходимые качества приобретаются на занятиях и переносятся воспитанниками из танцевального класса в другие сферы деятельности детей.
Практическая значимость настоящей программы обусловлена тем, что движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, учат благородным манерам, способствуют укреплению здоровья.
Цель
Формирование у подростков вкуса и системы ценностей в восприятии современной культуры, ознакомление воспитанников с различными стилями исполнения современного танца.
Задачи
Развивающие:
• Развивать чувство ритма через обучение танцам;
• Развивать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в танце;
• Развивать двигательные навыки, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
• Формировать детский коллектив через совместную деятельность;
• Развивать способность импровизировать.
Образовательные :
• Расширять музыкальный кругозор;
• Обогащать двигательный опыт разнообразными видами танцевальных движений;
• Познакомить детей с основами хореографического искусства, различными видами современных танцев, стилями и направлениями.
Воспитательные :
• Воспитание потребности в положительном отношении к собственному здоровью;
• Формирование моральных и волевых качеств личности (ответственности, сознательности, организованности и т. д.);
• Воспитывать нравственно-коммуникативные качества, умение вести себя в группе во время движения, такта;
• Воспитание интереса и любви к искусству.
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать :
1. Принципы здорового образа жизни;
2. Танцевальные направления современных уличных танцев хип-хоп;
3. Стили и разновидности техники исполнения и принципа движения тела и исполнять их под музыкальное сопровождение;
4. Изученные базовые шаги различных стилей, изученные комбинации и композиции, групповые постановки;
5. Комплекс упражнений по общей физической подготовке и стрейчингу.
Воспитанники должны уметь :
1. Слышать музыку и ритм;
2. Исполнять движения в соответствии с характером стиля танца;
3. Выполнять базовые танцевальные шаги хип-хопа под музыкальное сопровождение;
4. Импровизировать;
5. Исполнять хореографию;
6. Выступать командой, дуэтом, соло в соответствии с выученными композициями.
Формы и методы проведения занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
-теоретические занятия;
- обучающие занятия;
- тренировочные занятия;
- коллективно – творческие занятия;
- контрольные занятия;
- индивидуальные занятия;
- музыкальные занятия (прослушивание музыкального материала, беседы о музыке, музыкальные игры).
А также различные методы:
-наглядно-слуховой (представление музыкального материала, разбор по форме, составление сюжета танца);
-наглядно-зрительный (показ движений педагогом, показ иллюстраций, помогающий составить более полное впечатление о композиции);
-словесный (объяснение, беседа, диалог);
-практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Для реализации данной программы, как показывает практика работы с подростками, необходимо учитывать некоторые особенности:
• возрастные особенности воспитанников;
• личные интересы и приоритеты воспитанников;
• потенциал группы в целом и каждого воспитанника отдельно;
• качество подготовки к моменту начала изучения предмета;
• происходящие в мире перемены.
Методическое обеспечение
Все занятия сопровождаются аудиозаписями, атрибутикой по теме занятия. Педагог должен подбирать разнообразный музыкальный материал, который знакомит подростков с различными стилями и направлениями, формирует музыкальную культуру, слух, а также и манеру исполнения.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю (выходные дни и каникулярный период). Продолжительность занятия – 1 час.
Форма организации образовательного процесса :
• групповая (занятия по сформированным группам);
• в парах (работа с партнерами)
• индивидуально-групповая (свободная импровизация);
• ансамблевая (творческая деятельность ансамбля).
Структура занятия
1. Вводная часть. 10-15 мин.
Разминка по теме занятия.
2. Основная часть. 40 мин.
Повторение и закрепление ранее пройденного материала.
Разучивание основных движений, составных элементов основного движения.
Упражнения на развитие творческого воображения (танцевальные импровизации).
Музыкальная игра, коммуникативные танцы-игры
3. Заключительная часть. 5 мин.
Упражнения на восстановление дыхания. Релаксация.
Форма подведения итогов
Для оценки уровня обученности проводится текущий и итоговой контроль обучаемых на итоговых занятиях. Также воспитанники имеют набор танцевальных номеров для выступлений на праздниках и соревнованиях, баттлах.
Содержание программы
Занятие 1
Разучивание движений танца «Маленькие звезды»
-Наглядно-слуховой метод (использование презентации о стиле и жанрах).
-Наглядно-зрительный метод (показ педагогом правильного исполнения движений).
-Практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Занятие 2
Закрепление элементов танца «Маленькие звезды»
-Наглядно-зрительный метод (показ педагогом правильного исполнения движений).
-Практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Занятие 3
-Совершенствование элементов танца «Маленькие звезды»
-Наглядно-зрительный метод (показ педагогом правильного исполнения движений).
-Практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Теоретическое занятие – 1час. Практическое занятие – 2часа.
Занятие 4
Разучивание движений танца «Дружат дети всей земли»
-Наглядно-слуховой метод (использование презентации о стиле и жанрах).
-Наглядно-зрительный метод (показ педагогом правильного исполнения движений).
-Практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Занятие 5
Повторение движений танца «Дружат дети всей земли»
-Наглядно-зрительный метод (показ педагогом правильного исполнения движений).
-Практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Практическое занятие -2 часа.
Занятие 6
Разучивание движений танца «Недетское время»
-Наглядно-зрительный (показ педагогом правильного исполнения движений).
-Словесный (объяснение, беседа, диалог).
-Игровой (музыкальные игры по теме для развития творческой инициативы и фантазии, а также для сплочения коллектива).
Занятие 7
Закрепление движений танца «Недетское время»
-Наглядно-зрительный (показ педагогом правильного исполнения движений).
-Словесный (объяснение, беседа, диалог).
-Игровой (музыкальные игры по теме для развития творческой инициативы и фантазии, а также для сплочения коллектива).
Занятие 8
Совершенствование движений танца «Недетское время»
-Наглядно-зрительный (показ педагогом правильного исполнения движений).
-Словесный (объяснение, беседа, диалог).
-Игровой (музыкальные игры по теме для развития творческой инициативы и фантазии, а также для сплочения коллектива).
Теоретическое занятие – 1 час. Практическое занятие – 2 часа.
Занятие 9
Разучивание движений танца «А у нас Новый год!»
-Наглядно-зрительный (показ педагогом правильного исполнения движений).
-Словесный (объяснение, беседа, диалог).
Игровой (музыкальные игры по теме для развития творческой инициативы и фантазии, а также для сплочения коллектива).
Занятие 10
Совершенствование движений танца «А у нас Новый год!»
-Наглядно-зрительный (показ педагогом правильного исполнения движений).
-Словесный (объяснение, беседа, диалог).
-Игровой (музыкальные игры по теме для развития творческой инициативы и фантазии, а также для сплочения коллектива).
Практическое занятие – 2 часа.
Занятие 11
Разучивание движений танца «Ну ка все вместе!»
-Наглядно-слуховой метод (использование презентации о стиле и жанрах).
-Наглядно-зрительный метод (показ педагогом правильного исполнения движений.
-Практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Занятие 12
Закрепление движений танца «Ну ка все вместе!»
-Наглядно-зрительный метод (показ педагогом правильного исполнения движений.
-Практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Занятие 13
Совершенствование движений танца «Ну ка все вместе!»
-Наглядно-зрительный метод (показ педагогом правильного исполнения движений.
-Практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Теоретическое занятие – 1 час. Практическое занятие – 2 часа.
Занятие 14
Разучивание движений танца «Танцуют все»
-Наглядно-зрительный метод (показ педагогом правильного исполнения движений.
-Практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Занятие 15
Закрепление движений танца «Танцуют все»
-Наглядно-зрительный метод (показ педагогом правильного исполнения движений.
-Практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Практическое занятие – 2 часа.
Занятие 16
Разучивание движений танца «Безграничный танец»
-Наглядно-слуховой (использование презентаций для лучшего представления о стиле, жанрах).
-Наглядно-зрительный (показ педагогом правильного исполнения движений).
-Практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Занятие 17
Закрепление движений танца «Безграничный танец»
-Наглядно-зрительный (показ педагогом правильного исполнения движений).
-Практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Занятие 18
Совершенствование движений танца «Безграничный танец»
-Наглядно-зрительный (показ педагогом правильного исполнения движений).
-Практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Теоретическое занятие – 1 час. Практическое занятие – 2 часа.
Занятие 19
-Разучивание движений танца «Все танцуют как хотят»
-Наглядно-зрительный (показ педагогом правильного исполнения движений).
-Практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Занятие 20
Совершенствование движений танца «Все танцуют как хотят»
-Наглядно-зрительный (показ педагогом правильного исполнения движений).
-Практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Практическое занятие – 2 часа.
Занятие 21
Разучивание движений танца «Команда Just dance»
-Наглядно-слуховой метод (использование презентации о стиле и жанрах).
-Наглядно-зрительный метод (показ педагогом правильного исполнения движений.
-Практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Занятие 22
Разучивание движений танца «Команда Just dance»
-Наглядно-зрительный (показ педагогом правильного исполнения движений).
-Практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Занятие 23
Совершенствование движений танца «Команда Just dance»
-Наглядно-зрительный (показ педагогом правильного исполнения движений).
-Практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Теоретическое занятие – 1 час. Практическое занятие – 2 часа.
Занятие 24
Разучивание движений танца «Прыг-скок»
-Наглядно-зрительный (показ педагогом правильного исполнения движений).
-Практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Занятие 25
Совершенствование движений танца «Прыг-скок»
-Наглядно-зрительный (показ педагогом правильного исполнения движений).
-Практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
Практическое занятие – 2 часа.
Литература
1. А. Е. Чибрикова – Луговская. Ритмика. - М., – 1998. : Издательский дом «Дрофа».
2. Барышникова Т. Азбука хореографии. - М., - 2001.
3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб, 1997г.
4. Г. Я Власенко. Сочинение танцевальных комбинаций. (Методическое пособие для руководителей самодеятельных хореографических коллективов, Москва - 1988 г. : ВНМЦ им. Н. К. Крупской.
5. Ерохина О. В. Школа танцев для детей. – Ростов н/Д; Феникс, 2003.-224с.
6. Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб. ; «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000
7. Захаров В. М. Танцы народов мира. - М., 2001.
8. Конорова Е. В. Хореографическая работа со школьниками. – Ленинград – 1958.
9. Борзов А. А. Народный танец на самодеятельной сцене. – М., – 1986.
10. Лисицкая Т. С. Хореография и танец - М., - 1998.
11. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития: 2000.-112 с.
12. Организация дополнительного образования в школе : планирование, программы, разработки занятий/авт. -сост. Н. А. Белибихина, Л. А. Королева. - Волгоград: Учитель, 2009.
13. Ткаченко Т. Народный танец. - М., - 1967.
14. Изд. «учитель» 2009г. Волгоград.
15. О. В. Усова «Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца». Екатеринбург 2001г.