Ольга Сафонова
Программа дополнительного образования «Игровые виды спорта»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
Пояснительная записка…. 3
Учебно-тематическое планирование….…6
Ожидаемые результаты и способы их проверки (педагогическая диагностика…. 12
Диагностика эффективности реализации программы…. 13
Список используемой литературы…. …16
Приложение…18
Пояснительная записка
«Мяч есть нечто такое, что в единении с наклонностью ребенка к деятельности, благодаря своей бесконечной подвижности и разнообразию своего применения постоянно и всевозможными способами побуждает ребенка к игре… мяч имеет еще особенную прелесть, такую полную жизненного значения привлекательность для первого детства, равно как и для следующего за ним юношеского возраста, что без всякого сравнения является первой и самой важной игрушкой…»
Публикация «Программа дополнительного образования „Игровые виды спорта“» размещена в разделах
Ф. Фребель
Актуальность программы. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.
Современные родители, ведущие здоровый образ жизни озабочены состоянием здоровья своих детей. Они понимают всю необходимость двигательной активности в дошкольном возрасте и являются инициаторами создания дополнительного физкультурно-оздоровительного кружка в условиях ДОУ.
Сегодня дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ независимо от осваиваемой или основной образовательной программы и усиливает вариативную составляющую образовательной программы.
Разработанная автором программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:
- Конвенции ООН о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г.);
- Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012;
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года,и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях в качестве дополнительного образования.
Данная программа педагогически целесообразна, т. к. способствует корректировке физического развития старших дошкольников путем применения специальных средств и методов (в данной программе – мяча, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, совершенствование движений – ловкости, координации, глазомера, меткости.
Отличительной особенностью разработанной автором программы является исследование влияния отдельных игровых видов спорта (футбол, волейбол, баскетбол, элементы ручного мяча, теннис) на развитие старших дошкольников.
Цели настоящей программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Одной из главных задач, которую ставит настоящая программа, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки потребности в двигательной активности.
Настоящая программа рассчитана на обучающихся дошкольных учреждений старших и подготовительных групп. Данные статистики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития. Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение одного года.
Количество детей – 12 – 15 человек. Такое количество детей оптимально как для проведения занятий, так и для организации показательных выступлений, соревнований.
Ожидаемые результаты и способы их проверки: образовательный, воспитательный, социальный. Диагностика эффективности будет определяться через индивидуальное выполнение заданий, беседы, наблюдения.
Учебно-тематическое планирование для старшей группы
месяц №
занятия Тема Цель и содержание Методическое обеспечение Количество часов по данной теме
сентябрь 4 занятия Обследование детей. Инструктаж по технике безопасного поведения в физкультурном зале. Знакомство с мячом. Подготовить детей к обучающему процессу Мячи 8 часов
октябрь 4 занятия Обучение элементам волейбола: упражнения на овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек в волейболе. Игра в пионербол по упрощенным правилам. Научиться управлять мячом, чувствовать его Мячи 8 часов
ноябрь 4 занятия Обучение элементам волейбола: упражнения на освоение техники приема и передачи мяча в волейболе Игра в пионербол по упрощенным правилам. Контролировать мяч в движении Мячи 8 часов
декабрь 4 занятия Обучение элементам баскетбола: правила игры, техника передвижения с мячом, повороты и остановки. Игра по упрощенным правилам мини баскетбола Научить точности передачи мяча партнеру, закрепление правил игры в баскетбол Мячи 8 часов
январь 4 занятия Обучение элементам футбола: правила игры, совершенствование ударов по мячу, остановки мяча, ловли и отбивания вратарем. Двусторонняя игра. Совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах Мячи 8 часов
февраль 4 занятия Обучение элементам баскетбола: упражнения на освоение ловли и передачи мяча. Комбинации из освоенных элементов. Игра в мини - баскетбол по упрощенным правилам. Подготовить детей к игре в баскетбол с двумя мячами, развивать ловкость, умения принимать решения в процессе игры баскетбол Мячи 8 часов
март 4 занятия Обучение элементам ручного мяча: передача мяча друг другу, стоя на месте и в движении, бег с мячом, ориентируясь в игровой ситуации, отнимание мяча у противника, перехват летящего мяча; забрасывание мяча в пустые ворота противника. Игра на счет по упрощенным правилам. Разработать тактику игры Мячи 8 часов
апрель 4 занятия Обучение элементам пионербола: упражнения на закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей. Игра в пионербол по упрощенным правилам. Совершенствовать технику игры Мячи 8 часов
май 4 занятия Обучение элементам футбола: правила игры, упражнения на овладение техникой передвижения, остановок, поворотов, ударов по мячу остановок мяча, на освоение техникой ведения мяча. Разработать тактику игры Мячи 8 часов
июнь 4 занятия Обучение элементам тенниса: упражнения с мячом (бросание мяча в стену и ловля его одной и двумя руками, подбрасывание и ловля, перебрасывание через сетку, с ракеткой (разные способы действий, с мячом и ракеткой вместе (подкидывание и отбивание мяча ракеткой, направление его через сетку партнеру и др.). Разработать тактику игры Мячи, ракетки 8 часов
Учебно-тематическое планирование для подготовительной группы
месяц №
занятия Тема Цель и содержание Методическое обеспечение Количество часов по данной теме
сентябрь 4 занятия Обследование детей. Инструктаж по технике безопасного поведения в физкультурном зале. Подготовить детей к обучающему процессу. Мячи 8 часов
октябрь 4 занятия Обучение элементам футбола: жонглирование мячом подъемом ноги; ведение мяча по прямой, по кругу с обводкой предметов; подбивание мяча бедром, ногой и ловля; передача мяча друг другу. Научиться управлять мячом, чувствовать его. Мячи 8 часов
ноябрь 4 занятия Обучение элементам волейбола: упражнения на освоение техники приема и передачи мяча в волейболе. Игра в пионербол по упрощенным правилам Контролировать мяч в движении. Мячи 8 часов
декабрь 4 занятия Обучение элементам тенниса: подбивание мяча на ракетке, стоя на месте и с продвижением вперед; выполнение одиночных и серийных ударов о стенку после отскока от пола справа и слева. То же без отскока от пола (слета);выполнение ударов справа, чередуя их с ударами слева; игра в парах на счет, попадая в обозначенный ориентир (квадрат, круг и др., размером 1м2) на стенке. Закрепление правил игры в теннис. Мячи, ракетки 8 часов
январь 4 занятия Обучение элементам футбола: попадание в предмет, ворота с 3-4 метров; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой; игра по упрощенным правилам. Научиться управлять мячом. Мячи 8 часов
февраль 4 занятия Обучение элементам баскетбола: упражнения на освоение ловли и передачи мяча. Комбинации из освоенных элементов. Игра в мини - баскетбол по упрощенным правилам Подготовить детей к игре в баскетбол с двумя мячами. Мячи 8 часов
март 4 занятия Обучение элементам тенниса: на столе перебрасывание мяча ударом справа и слева после отскока от стола;игра на счет со взрослыми, друг с другом и парами по упрощенным правилам;
подача мяча, выполнение падающих ударов сверху. Развивать ловкость, умения принимать решения в процессе игры в теннис. Мячи, ракетки 8 часов
апрель 4 занятия Обучение элементам пионербола: упражнения на закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей. Игра в пионербол по упрощенным правилам Совершенствовать технику игры. Мячи 8 часов
май 4 занятия Обучение элементам футбола: правила игры, упражнения на овладение техникой передвижения, остановок, поворотов, ударов по мячу остановок мяча, на освоение техникой ведения мяча. Совершенствовать технику игры. Мячи 8 часов
июнь 4 занятия Обучение элементам ручного мяча: передача мяча друг другу, стоя на месте и в движении, бег с мячом, ориентируясь в игровой ситуации, отнимание мяча у противника, перехват летящего мяча; забрасывание мяча в пустые ворота противника. Игра на счет по упрощенным правилам. Мячи 8 часов
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Формы занятий:
• групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП игры;
• занятия оздоровительной направленности;
• праздники.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса :
• оснащение спортивных площадок;
• учебно-методическая литература;
• наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки, с описанием комплексов упражнений, альбомы, фотографии;
• спортивный инвентарь (мячи разного диаметра, веса, ракетки).
Ожидаемые результаты и способы их проверки (педагогическая диагностика)
Образовательный :
овладение естественными и жизненно важными двигательными умениями,и качествами, обогащение двигательного опыта;
формирование у детей умения объективно оценивать свои физические возможности, чтобы грамотно действовать в необычных ситуациях с точки зрения опасности или безопасности совершения определенных действий;
развитие двигательных творческих способностей;
формирование устойчивого интереса к физической культуре и спорту.
Воспитательный:
формирование потребности в здоровом образе жизни и ответственного отношения детей к своему здоровью;
развитие способности к координации и урегулированию совместных действий при выполнении двигательных задач;
воспитание моральных и волевых качеств детской личности.
Социальный:
формирование сознательного отношения к своим и чужим физическим возможностям;
воспитание отрицательного отношения к вредным здоровьеразрушающим привычкам.
Формой подведения итогов работы будут соревнования среди участников секции, а также соревнования с детьми других секций.
Диагностика эффективности реализации программы
Диагностика эффективности будет определяться через индивидуальное выполнение заданий, беседы, наблюдения, а также с помощью разработанной автором диагностической методики, направленной на выявление уровня усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом.
• Броски мяча вверх и ловля его:
не менее 10 раз – 3 балла,
от 5 до 10 раз – 2 балла,
менее 5 – 1 балл.
• Отбивание мяча об пол одной рукой:
не менее 10 раз подряд – 3 балла,
от 5 до 10 раз – 2 балла,
менее 5 – 1 балл.
• Отбивание правой – левой рукой на месте:
не менее 10 раз подряд – 3 балла,
от 5 до 10 раз – 2 балла,
менее 5 – 1 балл.
• Ведение мяча, продвигаясь бегом:
технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет упражнение – 3 балла,
допускает ошибки при выполнении упражнения – 2 балла,
не справляется с выполнением задания – 1 балл.
• Перебрасывание мяча через сетку друг другу:
технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет упражнение – 3 балла,
допускает ошибки при выполнении упражнения – 2 балла,
не справляется с выполнением задания – 1 балл.
• Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо:
технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет упражнение – 3 балла,
допускает ошибки при выполнении упражнения – 2 балла,
не справляется с выполнением задания – 1 балл.
• Ведение мяча прыжками:
технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет упражнение – 3 балла,
допускает ошибки при выполнении упражнения – 2 балла,
не справляется с выполнением задания – 1 балл.
• Бросание мяча вдаль до указанных ориентиров:
технически правильно, результативно, уверенно, точно выполняет упражнение – 3 балла,
допускает ошибки при выполнении упражнения – 2 балла,
не справляется с выполнением задания – 1 балл.
Старшая группа.
Низкий. Неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действий с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм работы с мячом.
Средний. Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе.
Высокий. Уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Способен придумать новые варианты с мячом.
Подготовительная к школе группа.
Низкий. Допускает ошибки в основных упражнениях с мячом. Слабо контролирует выполнение движений, затрудняется в их оценке.
Средний. Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом, проявляет усилия, активность и интерес. Способен оценить движения, с мячом других детей, упорен в достижении своей цели. Может придумать и выполнить несложные действия с мячом.
Высокий. Технически правильно, результативно, уверенно, точно, выполняет все упражнения с мячом. Правильно оценивает движения с мячом других детей. Проявляет элементы творчества в работе с мячом. Самостоятельно составляет простые упражнения с мячом.
Список используемой литературы
1. Конвенция ООН о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г.).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года.
4. Лебедева Л. В Стране веселых мячей / Л. Лебедева, Т. Зуева // Ребенок в детском саду. -2009.-№2.-С. 52-53.
5. Леви-Гориневская Е. Г. Особенности детского организма и физическое воспитание дошкольника / Е. Г. Леви-Гориневская // Дошкольное воспитание. -2009.- №2. – С. 22 – 27.
6. Макарова Т. Игры с мячом / Т. Макарова // Дошкольное воспитание. -2007.-№3.-С. 106-112.
7. Решетнева Г. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания / Г. Решетнева, С. Абольянина // Дошкольное воспитание. -2008.-№4.-С. 54-60.
8. Свитцова Т. Физическое воспитание: формы организации / Т. Свитцова // Дошкольное воспитание. -2006.-№12.-С. 23-24.
9. Такашова Л. Физкультурные досуги и развлечения / Л. Такашова, А. Нечитайлова, О. Хабибуллина // Ребенок в детском саду. -2009.-№3.-С. 49-57.
10. Теплова И. Школа мяча / И. Теплова // Дошкольное воспитание. -2008.-№10.-С. 43-46.
11. Толстикова Т. Растим здорового ребенка / Т. Толстикова // Дошкольное воспитание. -2007.-№4.-С. 19-23.
12. Шебеко В. Физическая культура дошкольника / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. -2009.-№5.-С. 18-22.
13. Шебеко В. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. -2009.-№3.-С. 21-27.
Приложение
Краткий словарь педагогических терминов
Гуманизация образования — распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.
Детство — этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. Д., по международным нормам, закрепленным в Конвенции ООН о правах ребенка, охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста (до 18 лет). По возрастной периодизации, принятой в педагогике, детством считается период до 11 лет, который включает: младенчество — до 1 года; раннее детство — до 3 лет; дошкольный возраст — до 7 лет; младший школьный возраст — до 10—11 лет.
Здоровье — состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; представляет собой не только биологическую, но и соц. категорию, т. е. здоровье — это состояние полного телесного, душевного и соц. благополучия. Здоровье является личной и общественной ценностью. Формированием у человека установки на сохранение и поддержание собственного здоровья занимается новая отрасль знания, получившая название валеология — наука о здоровье.
Игра — один из видов деятельности, значимость к-рой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.