Татьяна Филатова
Рабочая программа дополнительного образования «Школа экспериментов» для воспитанников 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель: Филатова Т. А.
Пояснительная записка:
Детское экспериментирование — основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Школа экспериментов“ для воспитанников 6–7 лет» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :
– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
– Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
– В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Актуальность темы. На современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.
Цель:
- создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
Задачи:
1. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
2. Знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
3. Развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)
4. Формировать у детей элементарные географические представления;
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
6. Развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.
7. Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Планируемые результаты по освоению детьми содержания рабочей программы.
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования
- навыки исследовательской деятельности: самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;
- расширять знания об объектах и их свойствах.
Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю по 30 минут
Срок реализации данной программы – 1 год.
Форма подведения итогов: создание альбома «Наша лаборатория экспериментов»
Учебно – тематический план:
Месяц Тема Цель Кол-во
часов
Сентябрь «Свойства воздуха»
свойства воздуха: занимать место,
нагреваться и остывать, прозрачность,
давление воздуха.
30 мин
Сентябрь «Воздух есть везде. Прогулки невидимки»
Учить находить воздух в различных
предметах,
веществах (почва, вода,
губка и т. д.)
Дать представление об использовании
свойств воздуха человеком, показать,
как можно поиграть с воздухом
30 мин
Сентябрь «Своды и тоннели»
Опытным путем выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.
30 мин
Сентябрь «Песок- природный фильтр» Вспомнить и закрепить знания детей о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) 30 мин
Октябрь «Может ли растение дышать?»
опытным путем выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Определить, что все части растения участвуют в дыхании. 30 мин
Октябрь «Нужен ли корешкам воздух?»
Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
30 мин
Октябрь «Как образуется тень»
опытным путем помочь детям понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.
30 мин
Октябрь «Как устроены перья у птиц»
С помощью опытов помочь детям установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. 30 мин
Ноябрь «Можно ли склеить бумагу водой».
Опытным путем закреплять у детей знания о свойства воды. 30 мин
Ноябрь «Как сделать звук громче» С помощью опытов обобщить представления детей о физическом явлении - звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. 30 мин
Ноябрь «Выращиваем кристалы» Опытным путем изучить кристаллы соли, подвести к выводу, что с остыванием воды растворимость соли понижается и она начинает выпадать в осадок и оседать. 30 мин
Ноябрь «Исследование с помощью микроскопа». Закреплять умение детей в работе с микроскопом на примере различных опытов. 30 мин
Декабрь «Замерзшая вода двигает камни» Узнать, с помощью опытно-экспериментальной деятельности как замерзшая вода двигает камни. 30 мин
Декабрь «Впитывание воды» Показать детям, на примере опытов, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают.
30 мин
Декабрь «Опыты с пресной и соленой водой» «Яйцо утонет или всплывет?» Подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой;
свойства пресной воды и соленой. продолжать развивать познавательную активность в процессе
экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез;
развивать дружеские отношения. 30 мин
Декабрь «Танцующая монетка» Опытным путем показать детям свойство воздуха: сжиматься и разжиматься 30 мин
Январь «Цветное молоко» На примере опытов показать действие моющих средств 30 мин
Январь «Несгораемая купюра» с помощью опыта подвести детей к понимаю того что некоторые жидкости содержат в своем составе воду. 30 мин
Январь «Опыт со снегом и солью» Опытным путем познакомить с понятием «точка замерзания» 30 мин
Январь «Что можно почувствовать кожей?» Помочь детям получить с помощью эксперимента элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. 30 мин
Февраль «Воздух сжимается».
(опыт с низкой температурой воздуха) Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха с помощью опытно-экспериментальной деятельности. 30 мин
Февраль «Волшебная монета» Познакомить детей с помощью опытно-экспериментальной деятельности с таким свойством металла, как теплопроводность. 30 мин
Февраль «Солнце, Земля и другие планеты»
На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее. Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность 30 мин
Февраль «Камни»
-изучаем свойства камней;
Опытным путем изучаем свойства камней.
Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. 30 мин
Март «Секретное послание». Показать детям способы написания «невидимыми» чернилами, опытным путем выяснить от чего это происходит. 30 мин
Март «Большие насекомые»
Продолжаем опытным путем знакомить детей с увеличительными стёклами.
30 мин
Март «Вулкан» С помощью опытов показать образование газа; закрепить знания о свойствах воды растворять различные вещества. 30 мин
Март «Стальной барьер» Продолжать знакомить детей с магнитом. Выявить опытным путем его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами (алюминий и сталь). 30 мин
Апрель «Звезды светят постоянно» Показать, на примере опытов, что звезды светят постоянно. 30 мин
Апрель «Условия,
необходимые для роста
растений»
Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, лука, гороха.
30 мин
Апрель «Росток»
С помощью опытов закрепить и обобщить знания детец о воде, воздухе, понять их значение для всего живого. 30 мин
Апрель «Мыльные пузыри» С помощью опыта формировать представления детей о свойствах мыла. 30 мин
Май «Заплесневелый хлеб».
Установить, с помощью опытно-экспериментальной деятельности, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.
30 мин
Май «Растения ищут свет» Установить опытным путем как растение ищет свет. 30 мин
Май «Вода – источник жизни» Показать с помощью опытов значение воды в жизни живой природы. Рассказать в ходе экспериментирования о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. 30 мин
Май «Вода – растворитель» Опытным путем закрепить свойства воды – вода растворитель, научить элементарным способам очисти воды. 30 мин
Методическое обеспечение
• Конспекты
• Карточки : Уроки для самых маленьких «Времена года» (природные явления, время суток)
• Коллекция природного материала.
• Иллюстрации книг.
Список литературы:
1. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
2. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
3. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно - экспериментальная деятельность»
4. Н. А. Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»
5. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
6. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»