Папки-передвижки

Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности

Анна Панкова
Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности

Программа

Дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Крепыш»

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа по физическому развитию (оздоровлению) дошкольников «Крепыш» (далее – Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность, реализуется 1 год, адресована детям 6-7 лет.

Публикация «Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности» размещена в разделах

В основу программы положены следующие нормативные документы: закон «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ от 29.12.2012 273 (п. 9 ст. 2, Концепцией развития дополнительного образования детей 4.09.2014, порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом министерства просвещения РФ от 09.11.18, Приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. №1194 от 14.10.2015 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ», СанПиН 2.4.3049-13, Уставом ДОУ,

Программа модифицирована, разработана на основе положений образовательной программы ДОУ, а также примерной общеобразовательной программой «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой.

Основная направленность Программы - сохранение и укрепление здоровья детей.

Актуальность

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации». В настоящее время происходят качественные изменения в осознании ценности жизни и здоровья человека.

Проблема сохранения здоровья, привитие навыков здорового образа жизни у дошкольников на сегодня очень актуальна.

Необходимо приложить все усилия для того, чтобы здоровье дошкольников не ухудшалось, приобщить детей к соблюдению здорового образа жизни, развить у детей физические данные, укрепить организм. т. к. именно в этот возрасте, закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью.

Основанием для разработки Программы является запрос со стороны родителей воспитанников МКДОУ «ЦРР-д/с № 5 «Дельфин» на предоставление дополнительных образовательных услуг, на углубление работы по оздоровлению детей.

Оценка групп здоровья дошкольников совместно с медицинской сестрой детского сада показала, что современные дошкольники – это часто болеющие дети, с ослабленным иммунитетом.

Изучив состояние здоровья дошкольников, литературу по направлению «Оздоровление дошкольников», возможности детского сада, передовой опыт педагогов, и опираясь на собственный опыт, мной была разработана данная Программа.

Новизна Программы.

Новизна программы определяется повышенным интересом в настоящее время к проблеме физического развития детей раннего и дошкольного возраста.

Моя Программа выстроена на основе оздоравливающих методик для детей 6-7 лет. Используются такие формы оздоровительной работы, как гимнастика для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, гимнастика для профилактики снижения зрения, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения и др. Данные формы работы являются оздоровительными, восстанавливающими силы, улучшающими настроение. Их можно использовать и в помещении, и на улице. Они очень результативны и не имеют противопоказаний.

Внедрение здоровъесберегающих технологий в систему дополнительного образования требуют нестандартного подхода. Многие современные методы снижения заболеваемости требуют значительных материальных затрат, таких как приобретение нового оборудования, привлечение новых специалистов, и для некоторых методик требуются даже отдельные специально оборудованные помещения, поэтому моя программа выгодно конкурирует, так как не требует больших материальных затрат и впечатляет своими результатами. Методы и формы работы показаны детям любого возраста и способствуют укреплению здоровья детей и приобщения их к здоровому образу жизни.

Практическая значимость Программы дополнительного образования

физкультурно-оздоровительной направленности «Крепыш» очевидна при наличии положительной динамики физического развития детей.

Цель Программы.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование основ культуры здорового образа жизни

Задачи Программы.

Оздоровительные:

1. Укрепить физическое и психологическое здоровье детей.

2. Повысить защитные свойства организма и его устойчивости к заболеваниям.

3. Укрепить все группы мышц, формировать правильную осанку, и проводить профилактику развития плоскостопия.

4. Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.

Образовательные

1. Формировать умения и навыков у детей правильного выполнения движений.

2. Развивать физические качества детей (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость)

3. Создавать условия для реализации потребностей дошкольников в двигательной активности.

Воспитательные

1. Формировать потребности детей в здоровом образе жизни.

2. Воспитывать чувство уверенности в себе.

3. Воспитывать правильное отношение к своему здоровью у детей.

4. Оптимизировать работу с родителями.

Программа физкультурно-оздоровительного кружка «Крепыш» рассчитана на детей 6-7 лет.

Весь комплекс оздоровительных мероприятий осуществляется на протяжении всего года. Чтобы воспитать у дошкольников осмысленное и целостное отношение к собственному здоровью, проводятся практические и теоретические занятия с учетом предусмотренного учебного плана.

В структуру занятий вплетены различные виды деятельности, такие как ходьба, оздоровительный бег, прыжки, упражнения на равновесие, и т. д., разнообразные виды массажа, дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию.

Способ организации детей зависит от задач каждого занятия. В физкультурно-оздоровительной группе использую три основных способа организации детей: групповой, индивидуальный, фронтальный.

Методика составления комплексов физкультурно-оздоровительных занятий состоит из нескольких частей. Подготовительная часть включает в себя общеразвивающие и корригирующие упражнения. Основная часть состоит из упражнений стоя, сидя, лежа на спине, на боку, на животе. В заключительную часть входят упражнения на релаксацию и подвижные игры.

Методы и средства реализации программы.

Двигательная активность, занятия физкультурой;

Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода);

Психологические факторы (гигиена сна, питания, занятий).

Наглядно-зрительные – показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры.

Словесные – объяснения, пояснения, указания; подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям; образный сюжетный рассказ, беседа; словесная инструкция.

Практические – повторение упражнений без изменения и с изменениями; проведение упражнений в игровой форме; проведение упражнений в соревновательной форме.

Основными методами и приемами организации учебно-воспитательного процесса являются:

-методы развития быстроты движений - игровой метод; метод облегченных внешних усилий (уменьшение дистанции, высоты и т. д.); метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной интенсивностью, соревновательный метод и др. ;

-методы развития выносливости - интервальный метод (разновидность повторного метода, т. е. дозированное повторное выполнение упражнений относительно небольшой интенсивности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба либо медленный бег; метод игры скоростей (заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения) и др. ;

-методы развития гибкости - метод многократного растягивания; игровой метод; музыкально-ритмические упражнения и др.

-методы развития ловкости - повторный и игровой методы; соревновательный метод и др. ;

-показ;

-объяснение;

-пошаговая устная инструкция к выполнению упражнений;

-повторение;

-рассматривание иллюстративного материала;

-просмотр тематических презентаций;

-музыкальное сопровождение.

При этом в работе с детьми преобладают приемы опосредованного обучения (игра, объяснение, сопровождающееся показом, выполнение детьми упражнений совместно с инструктором и др.

С целью профилактики развития плоскостопия у детей и общего укрепления организма во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.

Во время проведения двигательной активности детей для эмоционального комфорта используется музыкальное сопровождение.

Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:

-спортзал;

- наглядные пособия для теоретических занятий;

- научная, специальная методическая литература;

- авторские разработки конспектов занятий, сценарии;

- мульти-медиа аппаратура;

-фонотека;

- ионизатор воздуха;

- ортопедические мячи;

- дорожки для профилактики плоскостопия и коррекции осанки;

- пособия для профилактики снижения зрения;

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

Основные требования к организации среды.

Развивающая предметно-пространственная среда в физкультурном зале должна быть :

• содержательно-насыщенной, развивающей;

• трансформируемой;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной;

• эстетически-привлекательной.

Ожидаемые результаты реализации Программы.

1. снижение заболеваемости детей;

2. повышение сопротивляемости детского организма;

3. овладение ребенком разнообразными видами двигательной активности;

4. привитие культурно-гигиенических навыков;

5. выработка привычки к повседневной двигательной активности и заботе о здоровье;

6. формирование практических навыков безопасного поведения в разных ситуациях;

7. снижение пропусков занятий по болезни.

Модель организации воспитательно-образовательного процесса

Структура физкультурно-оздоровительных занятий традиционна : вводная, основная и заключительная части.

Вводная часть начинается с построения и ходьбы, во время которой дети выполняют 3-5 дыхательных упражнений. После непродолжительной ходьбы дается медленный бег течение 2-3 мин (в зависимости от возраста). В этой части занятия осуществляются подготовка детей к предстоящей мышечной деятельности и обучение в основном различным видам бега: широким шагом, высоко поднимая колени, приставным шагом, спиной вперед, парами, врассыпную и т. п. Выполняются прыжки на одной и двух ногах, с ноги на ногу и др. Использование этих упражнений направлено на улучшение пространственной ориентировки, укрепление мышц ног и таза, совершенствование осанки. Бег заканчивается ходьбой и перестроением в круг или колонны.

Основная часть занятия начинается с выполнения комплекса общеразвивающих и оздоравливающих упражнений. По окончании, дети перестраиваются в колонну по одному, по ходу складывают использованный спортивный инвентарь

В заключительной части проводится игра и упражнения на релаксацию. На этом занятие заканчивается.

В ходе реализации Программы проводятся практические и теоретические занятия. В основу теоретических занятий взяты разработки: Картушиной, Блинновой, Тарасовой, Павловой и Лысогорской, а также разработаны свои конспекты.

Инструктор по физической культуре знакомит детей со структурой человеческого организма, с правилами гигиены, рассказывает о пользе солнца, воздуха и воды для закаливания, о вкусной и здоровой пище, о режиме дня, микробах и многом другом. Проводит тематические занятия с показом презентаций.

На практических занятиях разучивает новые комплексы физкультминуток, пальчиковых игр, дыхательных упражнений и т. д. Так же инструктор проводит оздоровительные и физкультурные досуги, спортивные мероприятия и соревнования, мастер-классы для родителей, ведет проектную деятельность.

Формы оздоровительной работы.

1. Сеанс «Добрые лучики» (на прогулочном участке)

2. Ионизация воздуха

3. Дыхательная гимнастика

4. Физкультминутки

5. Гимнастика для глаз

6. Упражнения для коррекции осанки

7. Пальчиковая гимнастика

8. Дыхательные упражнения

9. Релаксационные упражнения с элементами психогимнастики

10. Ходьба по массажным дорожкам

11. Гимнастика после сна

12. Аромотерапия

13. Закаливание

14. Самомассаж

15. Ритмика

16. Спортивные игры

17. Прогулки, походы

18. Праздники, досуги, развлечения

Работа с родителями.

Родители интересуются оздоровительной работой в группе. Они в течение года могут посетить любое оздоровительное мероприятие. Работа по данному направлению ведется через :

- родительские собрания

- дни открытых дверей

- совместные мероприятия детей и родителей

- анкетирование

- консультации

- фотовыставки

-оформление папок - передвиижек

-индивидуальные беседы

Внеплановая работа: походы, прогулки, экскурсии в ФОК, проекты «Быть здоровыми хотим», «Физкультура высший класс-все здоровые у нас», мастер-классы для родителей с детьми «Различные виды гимнастик», «Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования»

Диагностика.

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Проведение педагогической диагностики индивидуального развития детей предусматривается также авторами основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программах : "От рождения до школы", "Истоки", "Детство", и ряде других образовательных программ.

Мониторинг уровней освоения Программы проводится 2 раза в год (промежуточный, итоговый). Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса. (приложение 1)

В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей используются:

- наблюдение

- изучения продуктов деятельности детей

- несложные эксперименты

-беседы

-тестовые задания

Система мониторинга позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания дополнительной программы.

Диагностируемые параметры могут быть расширены или сокращены в соответствии с задачами программы, каждый параметр может быть диагностирован несколькими методами, чтобы достичь определенной точности.

Для решения задач диагностирования знаний детей о культуре здоровья применяется комплекс диагностических методов

Диагностические задачи Методы диагностики

Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни Индивидуальные беседы, проблемные диагностические ситуации, контент-анализ детской деятельности, наблюдение

Изучить особенности представлений детей о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его Беседы, диагностические игровые задания, проблемные ситуации, наблюдение, опросы родителей

Изучить особенности здоровьесберегающей компетентности ребенка Наблюдение, диагностические игры, проблемные ситуации

По итогам тестовых заданий заполняется индивидуальная карта на каждого ребенка (приложение 2).

Для определения эффективности программы инструктором по физической культуре совместно с медицинской сестрой ведется оценка групп здоровья обучающихся в начале и конце обучения. Для наглядности строится график (приложение 3).

Для самокотроля детьми ведутся индивидуальные дневники успеваемости, где они самостоятельно отмечают свои успехи в освоении программы.

Информационно-методическое обеспечение

Список литературы:

1. Картушина М. Ю. оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. – М. : №ТЦ Сфера», 2010 .

2. Вареник Е. Н., Кудрявцева С. Г., Сергиенко Н. Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет. – М. : «ТЦ Сфера Москва» 2017.

3. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. – М. : «Мозайка-Синтез» 2011 .

4. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. – М. : «ТЦ Сфера» 2012.

5. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М. : «АРКТИ», 2017.

6. Беззубцева Г. В., Ермошина А. М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5-7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. - М. : «Издательство ГНОМиД», 2015.

7. Доронова Т. Н., Голубева Л. Г. и др. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. - М. : Просвещение, 2012.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Программа дополнительного образования по пластилинографии «Чудо-пластилин» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ «ЧУДО - ПЛАСТИЛИН» муниципального дошкольного образовательного автономного.

Методика проведения анализа работы физкультурно-спортивного отдела образовательной организации дополнительного образования 1. Методика проведения анализа работы отдела образовательной организации дополнительного образования Методика проведения анализа отдела.

Организация взаимодействия учреждения дополнительного образования с детским садом по физкультурно-спортивному развитию 1. жизнь в 21веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения.

Программа дополнительного образования «Игровые виды спорта» Содержание: Пояснительная записка…. 3 Учебно-тематическое планирование….…6 Ожидаемые результаты и способы.

Программа дополнительного образования «Наша вселенная» Программа для кружка для детей 4 -7 лет Адаптированная программа дополнительного образования. Естественно-научное направление. «Наша Вселенная».

Программа дополнительного образования «Робототехника» Учебно-тематический план " Робототехника". № Тема Количество часов Теория Практика 1. Знакомство с конструктором LegoWedo 1час 0.5часа 0.5.

Программа дополнительного образования «Земля — наш дом» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Белочка» I Пояснительная записка Дошкольный возраст – самоценный.

Программа кружка дополнительного образования Сделай сам! Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР- детский сад №16 «Росинка» г. Гусиноозерск Программа кружка дополнительного.

Программа дополнительного образования по тестопластике «Фантазёры» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 61 «ФЛАЖОК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА Дополнительная образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
Опубликовано: 30 апреля 2019 в 18:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности» (включая файлы) размещена пользователем Анна Панкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД