Мешкова Татьяна Владимировна
Программа дополнительного образования «Наша вселенная»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа для кружка для детей 4 -7 лет
Адаптированная программа дополнительного образования.
Естественно-научное направление.
«Наша Вселенная» - это ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе.
Для группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста.
Уровень реализации программы – обучаемые 4 - 7 лет.
Срок реализации – 3 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Программа дополнительного образования „Наша вселенная“» размещена в разделах
«Наша Вселенная» - это ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе - это своего рода интеллектуальный подарок детям, мотив к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе. Детям интересен окружающий мир, не только который вокруг них, но и над ними. Внимание ребенка не могут не привлечь Солнце, Луна, звезды. Редкий ребенок не спрашивает, что такое Солнышко, Луна, звездочки. Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, зачем летают в Космос, что космонавты там видят и т. д. Нередко малыши задают совсем недетские вопросы. Всякий ли взрослый сумеет объяснить ребенку, «что кушает Солнышко» или какие они, эти «черные дыры».
В детстве и юности формируется личность человека и его мировоззрение, которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность, сформированность «космического» мышления. Это способствует расширению кругозора ребёнка, даёт ему возможность ощутить свою связь с Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.
Начальное астрономическое образование помогает детям создать мир культуры в себе, развивать идеи диалога культур. Это не дается человеку от рождения. Эта способность формировать представление о себе, о своей деятельности, прогнозировать и планировать совершенствуется с возрастом, образованием, ростом интеллектуального уровня. Поэтому астрономия не просто совокупность специфических знаний, умений и навыков, астрономия - часть индивидуальной культуры.
Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценностях окружающего мира.
Содержание программы «Наша Вселенная» предусматривает последовательное ознакомление детей с видимой Вселенной, с миром звёзд, а так же с наиболее яркими страницами истории астрономии и космонавтики.
Образовательная деятельность организуется в различных видах деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества:
• познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
• коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);
• игровой
Новизна программы в том, что в ходе образовательной деятельности по рабочей программе дополнительного образования «Наша Вселенная» воспитатель создаёт ситуации, в экспериментальной деятельности которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Иными словами, исследование организуется от потребности детей. Задача педагога на этом этапе – помочь осознать эту потребность. Воспитатель подводит ребёнка к экспериментам, но не в готовом виде, а как свое предположение и только после детских предложений: «Если мы сделаем так, что можем узнать?». То есть экспериментирование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребё нок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как проверял, что получилось? Результаты экспериментирования фиксируются схемами и рисунками самостоятельно детьми
Основной вид деятельности дошкольников – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Воспитание и обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. В процессе реализации программы «Наша Вселенная» используются формы и методы работы с детьми, соответствующие их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Образовательная деятельность по программе проходят в игровой форме и носят интегрированный характер, что положительно воздействует на познавательное развитие ребё нка: игры, презентации, познавательно - досуговая деятельность, беседы, эксперименты, чтение художественной литературы.
Используемые виды деятельности создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний, помогают войти в тематику, ненавязчиво закрепить материал, создать картинку целостного мира. Знакомя детей с научными понятиями в области астрономии, мы даём целостное их понимание, учим ориентироваться потоке информации.
Образовательный процесс по рабочей программе строится на основе :
взаимодействия взрослых с детьми, ориентирован на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывает социальную ситуацию его развития;
поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Практический материал представлен примерным перспективно-календарным планом работы с детьми всех возрастных групп по приобщению их к началам астрономии. Представленные задачи перспективно проходят через возможные виды детской деятельности.
Учебный план образовательной деятельности «Наша Вселенная».
Количество НОД в неделю
Количество НОД в месяц
Количество НОД в год
1 4
28
Сентябрь – адаптационный период и образовательная деятельность не проводится.
Май – образовательная деятельность не проводится с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов.
Расписание образовательной деятельности по рабочей программе
«Наша Вселенная»
День недели Время
Среда
11.30
Образовательная деятельность проводится в среду один раз в неделю, длительность одного занятия 25 - 30 минут.
Учебно –тематический план
Раздел Тема Количество
часов
1. Вселенная. Космос. 1. Планеты и звёзды
1 ч.
2. Звёзды
1 ч.
3. Почему звёзды мерцают (Эксперимент)
1 ч.
4. Планеты, стройся! 1 ч.
5. Звёзды днём (Опыты)
1 ч.
6. В гости к звёздам
1 ч.
7. О чём рассказал телескоп
1 ч.
8. Что такое астрономия? 1 ч.
9. День и ночь
10. Кто придумал лето?
11. КВН «Загадки на астрономические темы»
12. Луна
13. Загадочная Луна
14. Ролевая игра «Путешествие малышей на Луну»
15. Солнце. Игра – эксперимент.
16. Кто обгрыз месяц? (Опыты) 1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2. Сказочная Вселенная. 1. Легенда о Млечном пути.
1 ч.
2. Созвездия
1 ч.
3. Большая медведица 1 ч.
4. Похититель Солнца
1 ч.
3. Яркие страницы Ккккккосмонавтики.
космонавтики. 1. Зачем человеку космос? 1 ч.
Космонавтики. 2. А нельзя ли было сразу?
1 ч.
3. История Солнечной Вселенной :
Коперник и Бруно.
4. В его руках ключ к будущему.
5. Первые разведчики.
6. «Поехали!»
7. Бесстрашные герои или как человек полетел в космос.
8. Деловая игра «Что? Где? Когда?» 1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Содержание курса
РАЗДЕЛ 1. ВСЕЛЕННАЯ. КОСМОС: Земля - это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы не летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты, а также звезды. Звезды - это огромные светящиеся огненные шары. Солнце - тоже звезда. Вокруг Солнца движется еще 8 планет. У каждой планеты свой путь, который называется орбита.
РАЗДЕЛ 2. СКАЗОЧНАЯ ВСЕЛЕННАЯ : Многие созвездия носят свои имена с незапамятных времен. У разных народов одно и то же созвездие могло называться по-разному. Все зависело от того, что подсказывала людям их фантазия. Со многими созвездиями связаны удивительные легенды. Млечный Путь - это большое скопление звезд, которое выглядит на небе, как светящаяся полоска из белых точек.
РАЗДЕЛ 3. ЯРКИЕ СТРАНИЦЫ КОСМОНАВТИКИ: Если бы не было древнегреческого учёного Пифагора, который жил почти две с половиной тысячи лет назад, и Клавдия Птолемея, если бы не было польского учёного Николая Коперника и изобретателя телескопа Галилео Галилея, то не смог бы взлететь в космос первый спутник Земли. Тысячи и тысячи людей всего мира, имён многих из них мы не знаем, на протяжении долгих веков готовили сегодняшний звёздный час человечества.
РАЗДЕЛ 4. АСТРОНАФТИКА: Людей, связанных с созданием этой науки и исследованием космоса называют астронавтами. Осваивать космос помогают мужественные космонавты.
Задачи обучения
1. Иметь представление:
- об Астрономии - как науке, изучающий Вселенную;
- роли и месте человека во Вселенной по освоению космоса;
- о часто наблюдаемых природных явлениях: смена дня и ночи, фаз луны, времён года;
- об истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики.
2. Знать:
- что в основе всех природных явлений лежат космические явления: вращения Земли вокруг оси, обращения Луны вокруг Земли и обращения Земли вокруг Солнца;
- учёных, космонавтах и их свершениях.
3. Уметь:
- делать простейшие умозаключения, доказывать его правильность;
- выбирать из множества единичное, находить правильный выход из множества простейших ситуаций и возможных решений;
- вести беседу на заданную тему
Формы контроля за усвоением учебного материала.
Формы проведения Задачи
Деловая игра «Что? Где? Когда?» в конце изучения курса. 1. Уточнить знания теоретического материала.
2. Выявить знания о природных явлениях: смена дня и ночи, фаз Луны, времён года;
3. Выявить знания об истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики
4. Выявить умение делать простейшее умозаключение и обосновывать своё решение.
5. Выявить умение находить правильный выход из множества решений.
6. Выявить умение самостоятельно вести беседу на астрономическую тему.
К концу года дети должны:
1. Знать о физической природе космических объектов.
2. Знать о влиянии космических объектов на природные процессы и явления, происходящие на Земле.
3. Знать об истории познания окружающего мира, астрономии, космоса.
4. Знать основные астрономические понятия: планета, галактика, спутник, ось Земли, космонавт, космический корабль.
5. Уметь делать умозаключение и обосновывать свои решения.
6. Уметь находить правильный выход из множества решений.
7. Уметь вести беседу на астрономическую тему.
8. Уметь пользоваться образовательным пространством группы;
9. Уметь получать информацию из книг, телепередач, Интернет-ресурсов и др. как источниками информации;
10. Уметь применять полученную информацию для выполнения задания;
11. Уметь сочинять сказки, придумывание заданий товарищу;
12. Уметь взаимодействовать со специальными предметами: микроскопом, картой;
13. Уметь получать первичный опыт в изучении свойств предметов экспериментальным путем.
1. Формы проведения образовательной деятельности
Формы проведения Виды занятий
Контрольно-диагностическая - беседы
- дискуссии
Познавательно - досуговая деятельность - экскурсии
- дидактические игры
- сюжетно – ролевые игры
- развлечения
Соревновательная деятельность - соревнования
НФ - КВН
- деловая игра
- шоу
- викторины
Субъективная и научно-исследовательская деятельность - опыты
- эксперименты
2. Методы и приёмы обучения
Методы Приёмы
1. Наглядный метод - наглядно-зрительные приёмы
- тактильно-мышечные приёмы
- предметная наглядность
- наглядно-слуховые приёмы
2. Информационно-рецептивный метод - совместная деятельность педагога и ребёнка
3. Практический - эксперимент
4. Словесный - краткое описание и объяснение
- образный сюжетный рассказ
5. Метод проблемного обучения - творческое использование готовых знаний
- самостоятельное добывание знаний
6. Игровой - сюжетные игры
- дидактические игры
- развивающие игры
7. Исследовательский - самостоятельное придумывание
- импровизация
8. Соревновательный - разгадывание «астрономических» загадок в быстром темпе
- нахождение неординарных решений для достижения цели
3. Материал
Вид Тематика
1. Морфологические таблицы - Планеты
- Созвездия
- Природные явления
- Космические объекты
2. Кроссворды - Природные явления
- Герои мифов
- Космонавты
3. Ребусы - «Занимательная Астрономия»
4. Карты - Земля
- Галактика
- Планеты Солнечной системы
5. Предметные картинки - Космические корабли
- Портреты учёных и космонавтов
- природные явления
6. Дидактические игры
- «Конструктор»
- «Волшебная астрономия»
- «Волшебная липучка»
- «Юный астроном»
7. Сюжетные игры Космодром
Путешествие на Луну
Космонавты
8. Технические средства диафильмы
слайды
DVD диски
9. Дидактический материал - макет поверхности Луны
- макет Солнечной системы
10. Дидактический материал для проведения опытов, наблюдений - глобус
- настольная лампа
- зеркала
- телескоп
11. Информационные ресурсы https://kosmokid.ru/
https://www.lunohod.info/
https://www.google.ru/
https://www.vseodetishkax.ru
https://www.astrogalaxy.ru
https://znamus.ru/
https://ru.ask.com