Любовь Григорьевна Филипских
Программа дополнительного образования «Семицветик» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА»
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕМИЦВЕТИК»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
НА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
ФИЛИПСКИХ Л. Г.
г. ПРИМОРСКО-АХТАРСК
2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Темочки:
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- «Цветик-семицветик»
- Темочки
Изобразительное искусство - особая форма выражения духовного мира человека, его материальной культуры. Задача педагога - ввести ребенка в мир изобразительного искусства, развить его зрительное восприятие, сформировать элементарные эстетические представления об окружающей действительности.
Направленность дополнительной образовательной программы- художественно-эстетическая
На занятиях ИЗО дети научатся основам рисунка, живописи, дизайна, основам народного и декоративно-прикладного искусства выполнять рисунки карандашом, акварельными и гуашевыми красками, а также другими художественными материалами (пастелью, цветными мелками и т. д.)
Занятия проходят в живой интересной форме. Очень много игровых моментов. Помогает образное, эмоциональное объяснение педагога, активизация детей на занятии. На уроках не используется образец созданный педагогом, т. к. он приучает детей к механическому копированию (образец нужен только в том случае, если неизвестен детям). Занятия спланированы так, что в течение года одна и та же тема дается несколько раз в разных вариантах («Наряд для Снежной Королевы», «Сказочный герой», «На балу у Золушки»). Такое планирование обеспечивает упражняемость в изображении сложных предметах, что позволяет сформировать простые навыки и умения. Но в занятиях нет буквального повторения, требуется передать тот же объект, но в измененном виде, в ином окружении. Что позволяет формировать умение вариативно решать однородные задачи, развивает у детей творческий подход к рисованию, лепке, закрепляет представление о том, что один и тот же предмет может быть изображен по разному. Большое значение имеет просмотр и анализ детских работ. Рассматриваются и анализируются рисунки на каждом занятии при активном участии детей. Обсуждение работ проходит живо и эмоционально. Часто просматриваются работы вместе с родителями. Детские работы используются в оформлении праздников, игр. Необходимо устраивать эпизодические выставки детского художественного творчества.
Новизна данной программы заключается в том, что
программа рассчитана на выявление одаренных детей и психолого- педагогическую поддержку. По сравнению с обычной программой больше внимания уделяется углубленному анализу теоретических основ живописи (хроматические и ахроматические цвета, цветовой тон, колорит и т. д., методам и приемам работы акварелью и гуашью, передаче средствами живописи формы, объема, пространства, цветовой окраски и фактуры предметов. Уроки рисунка научат основам рисования с натуры, по памяти и воображению. Особое внимание уделяется передаче в рисунке формы, пропорции, объема, перспективы, светотени, композиции. Получат первое представление о дизайне, как о специфической художественно-творческой конструкторской деятельности человека. Научатся различать своеобразие народных росписей (хохломской, Городецкой, полховско-майданской и т. д., создавать узоры по мотивам 4-6 видов народного декоративного искусства, усвоить основные закономерности народной росписи: колорит составляющие элементы, композиционные особенности, материал. Смогут создать шедевры из соленого теста.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно -эстетического развития дошкольников, приобщения их к миру искусства. В процессе занятий воспитываются нравственно-волевые качества: сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. Воспитанию внимательного, заботливого отношения к близким, доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Занятия помогают развить координацию движений, зрительного контроля, наблюдательность, чувство формы, ритма, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, художественный вкус, аккуратность. Уроки ИЗО воспитывают у ребенка бережное и внимательное отношение к природе, развивает эмоционально-эстетическое восприятие, понимание того, что все виды изображения связаны с природой.
Данная программа педагогически целесообразна т. к по уровню освоения программа является общеразвивающей, т. к. способствует формированию духовного мира детей, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса.
Программа является общеобразовательной, знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности. Приобщение детей к творчеству немыслимо без создания особой атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу, используются беседы, диалоги с учащимися, игровые ситуации, викторины. Методика проведения занятий раскрывает основные этапы занятия, формы работы на занятии, подведения итогов занятия.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Целью данной программы является создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого ребенка.
Формирование у учащихся высокого уровня эстетических потребностей, развитию их мыслительной и творческой активности, эстетического отношения к действительности через изобразительное искусство.
Задачи обучения
Образовательные :
- формирование специальных знаний по предмету. Обучать основам рисования с натуры, по памяти и воображению, передавать грамотно в рисунках формы, пропорции, объем, перспективу, светотень, композицию;
- познакомить с творческим наследием художников, скульпторов, архитекторов.
Воспитательные:
- способствовать эстетическому восприятию, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;
- воспитывать у учащихся честность, доброжелательность, отзывчивость и чуткость.
Развивающие:
- развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
- развивать у детей чувство и понимание красоты, гармонии цветового богатства действительности;
- через эстетическое восприятие искусства помочь детям достичь внутренней гармонии;
- дать теоретические знания об изобразительном искусстве.
Отличительные особенности программы
В отличие от существующих данная программа позволяет концентрировать педагогическое внимание на индивидуальных интересах обучающегося, своевременно идентифицировать проблемы обучения; осуществлять реальную педагогическую поддержку ребенка в достижении им поставленных образовательных целей.
Овладение культурным наследием с помощью специальных средств - содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и формам самого искусства. В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная практическая деятельность учащихся.
Особенности возрастной группы детей
Программа рассчитана на детей 5-7 лет с учетом психо-возрастных особенностей. Весь процесс обучения построен на дифференцированном подходе на всех этапах курса. Позволяет в полном объеме реализовать все способы и методы учебного процесса. С учетом типологических и психологических особенностей детей 5-7 лет программа позволяет правильно организовать учебный процесс, преемственную подборку учебного материала.
Дети обучаются в малых группах : 8-10 человек.
Сроки реализации
Программа рассчитана на один год обучения.
Режим занятий
Занятия проводятся:
2 раза в неделю в соответствии с возрастом
Продолжительность занятий 30 мин.
Формы занятий
Поданному курсу проводятся индивидуальные занятия с детьми, в чем находит реализацию личностно-ориентированный подход к обучению учащихся. Индивидуальная форма обучения предполагает собой коммуникативные взаимодействия педагога и ученика на протяжении всего занятия, что позволяет осуществить: дифференцированный; интегрированное обучение. Все это позволяет развивать: познавательные интересы, психологические особенности памяти, мышления, воображения учащихся.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Способы определения результативности
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
Начальный контроль (октябрь)- просмотр детских работ
Текущий контроль (в течении всего учебного года)- выставки, просмотры
Промежуточный (январь)- контрольные задания, презентации
Итоговый (май)- аттестация детского объединения
Ожидаемые результаты:
За год обучения дети должны:
- иметь представление об ИЗО искусстве как виде искусства, о его роли в жизни человека, об основных средствах художественной выразительности;
- иметь опыт: использования рисунка, цвета, формы, пространства в решении практических работ;
- владеть на доступном уровне основами светотени, колоритом, композиции;
- решением пространства в объеме и на плоскости (линейная и цветовая перспектива);
- изображать натюрморт из 2 предметов, пейзаж, портрет (соответственно возрасту).
Содержание программы 1 года обучения
1. Введение в программу : что мы будем делать на уроках ИЗО. Знакомство с видами и жанрами ИЗО. Первое ознакомление детей с изобразительными материалами - карандашом, цветными мелками, фломастером, пастелью, цветной бумагой. Знакомство с красками. Отличие живописи от рисунка.
2. Основы рисунка, теория: Первое знакомство с практическим пониманием композиции рисунка - горизонтальное или вертикальное расположение листа, примерное расположение изображения на плоскости листа бумаги. Простейшие правила организации процесса рисования: как расположить на столе художественные материалы и инструменты, как держать карандаш. Беседы о рисунке как основе любого произведения ИЗО искусства, о различных сюжетах в рисунке.
Практика: Рисование с натуры и по памяти отдельных объектов - детских игрушек, овощей, фруктов, животных. Рисунки, наброски, зарисовки с натуры и по памяти природы (листья, ветки деревьев, цветов). Натюрморт с натуры.
3. Основы живописи. Теория: Знакомство с красками, 3 основных цвета, теплые, холодные, нейтральные цвета. Развивать умение передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте. Светотеневые отношения. Наброски в цвете с натуры, по памяти, по представлению осенних деревьев, птиц, животных, без предварительного рисунка карандашом. Передача в рисунках впечатлений детей о некоторых явлениях действительности, природе, бытовых сюжетах.
Практика: Осенний пейзаж, натюрморт в живописи. Ветка калины, портрет, «На чужой планете», «Какого цвета ветер», «Моя улица».
4. Декоративное искусство. Теория. Виды. Симметрия. Что такое узор? Орнамент. Три закона построения. Раздел готовит к пониманию художественных образов в искусстве и знакомит с различными средствами их выражения, на основе эстетических знаний и художественного опыта у них формируется интерес к собственной изобразительной деятельности. Изучая декоративно-прикладное искусство, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только красивые, но и полезные вещи. Изучение росписи ведет к развитию у детей интереса к народному искусству, развитию творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формированию умений и навыков графического письма, воспитание чувства коллективизма, патриотизма.
Практика: «Сказочный цветок», «Красивые рыбы», «Узоры на крыльях», «Платки настроения», «праздничная скатерть», «Праздник на пороге» (открытка, «В царстве матушки - Зимы», «Наряд для Снежной Королевы».
5. Лепка. Развивает воображение, оба вида мышления - логическое и абстрактное, а также художественные способности. От детей требуется умение выражать свои впечатления в пластическом образе так, чтобы его можно было легко узнать, чтобы он был выразителен. Дети закрепляют и уточняют технические приемы, которые им уже знакомы, а также овладевают новыми.
Практика: «Лепка игрушек-зверюшек».
Результативность
По окончании года обучения учащиеся должны:
ЗНАТЬ УМЕТЬ
1. Правила по охране труда. 1. Соблюдать правила по охране труда.
2. Правила работы с материалами на уроке ИЗО искусства, а также назначение. 2. Правильно сидеть за партой, проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
3. Палитры. Средства выразительности и эмоционального воздействия рисунка. (Что такое линия? Композиция? Контраст света и тени? Размер.) 3. Использовать художественную выразительность материалов (акварель, гуашь, мелки). Уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура.
4. Что такое «теплые, холодные цвета»? 4. Лепить несложные объекты (фрукты, животных, игрушки).
Список литературы для учителя:
1. «Изобразительное искусство» В. С. Кузин.
2. «Уроки рисования» М. Михейшина.
3. «Основы художественного ремесла» О. Никологорская.
4. «Художественная роспись по дереву» метод. рекомендации.
5. «Занятия ИЗО деятельности в детском саду».
6. «Шедевры из соленого теста» Мир книги 2009 год.
7.
Список литературы для детей :
1. «Рисуем и учимся» Мир книги 2009.
2. «Уроки рисования» Москва Росмэн 2009.
3. «Дымковская игрушка» Г. А. Величкина.
4. «Азбука мастерства» Колесник С. В. «Саратов. Лицей. 2004».