Светлана Карпинская
Программа дополнительного образования «Волшебная иголочка» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка: цели и задачи, принципы реализации программы
1.2. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики и планируемые результаты освоения Программы
2. Содержательный раздел
2.1. Комплексно-тематическое планирование
2.2. Мониторинг
2.3. Основные направления и формы взаимодействия с семьёй
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
4. Список литературы
Публикация «Программа дополнительного образования „Волшебная иголочка“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка: цели и задачи, принципы реализации Программы
Программа кружка «Волшебная иголочка» обеспечивает развитие детей художественно-эстетического творчества в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Концепция программы.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Актуальность программы
Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров.
Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа. Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.
Вид программы модифицированная.
Разработана на основе программы Новиковой И. В. «Обучение вышивке в детском саду».
Цель: ознакомление дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием.
Задачи:
Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Программа разработана в соответствии с:
-ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г.);
-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Cанитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
-образовательной программой МДОУ «д/с № 6» городского округа ЗАТО п. Горный, разработанной на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы).
Программа предполагает:
- сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки;
- развить личностные качества;
- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;
- основу для дальнейшего знакомства детей 1 класса с художественным трудом.
В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения. А школа, как приемник дошкольной ступени, не строит свою работу с “нуля”, а “подхватывает” достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал
Принципы содержания программы:
1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.
4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
Образовательные области:
1. Художественно-эстетическое развитие. Работа с вышивкой воспитывает эстетический вкус, позволяет прикоснуться к истокам культуры своего народа.
2. Познавательное развитие. В процессе вышивки дети познают много всего нового: историю вышивки, виды и свойства ткани, разновидности швов, способствует развитию ориентировки в пространстве.
3. Речевое развитие. Во время работы с вышивкой дети пополняют свой словарный запас, развивают связную и диалогическую речь
4. Физическое развитие. Вышивка способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений.
Продолжительность реализации программы- 1 год.
Наполняемость группы 10 человек. Дети отбираются в кружок по их интересам и способностям, а так же в группу набираются дети с недостаточно развитой мелкой моторикой рук.
1.2. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики и планируемые результаты освоения Программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 6-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Ожидаемые результаты:
- различать некоторые виды ткани,
- отмерять нить и вдевать ее в иглу; закреплять нить в начале и конце работы.
- овладеть технологией шва «Вперед иголку», «Назад иголку», «Строчка».
- знать правила техники безопасности при работе с инструментами для вышивания
- радоваться результатам коллективного труда.
- пришивать пуговицы с 2 и 4 отверстиями;
- вышивать «гладью»;
- переводить рисунок на ткань;
- принимают участие в оформлении вышивок на выставку
2. Содержательный раздел
Приемы и методы организации образовательного процесса
Формы организации детей
Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые
Формы работы с детьми
Игра
Ситуативный разговор
Беседа
Рассказ
Чтение
Интегративная деятельность
Проблемная ситуация
Методы работы с детьми
Словесные.
Наглядные.
Практические.
Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Формы и режим занятий.
Продолжительность занятий с каждой группой 25-30 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
2.1. Комплексно-тематическое планирование
1 занятие. Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями детей, сотрудниками детского сада. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.
2 занятие. Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке, нитке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.
3 занятие. Вдевание нитки в иголку, завязывание узелка. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой.
4-5 занятие. Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.
6 занятие. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение. Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания. Обратить внимание на свойство растягивания по ширине. Сравнить с хлопчатобумажной тканью – не растягивается. Формировать умение из трикотажных ниток скатывать “комочки”, “шарики”, “колбаски” и составлять элемент “цветок”, сочетая нитки по цвету.
7 занятие. Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани, знакомить с правилами работы с пяльцами.
8-9 занятие. Шов “строчка”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда.
10-11 занятие. Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда.
12-13 занятие. Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление “полупомпона”. Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании петли, работая парами. Приклеивать готовый полупомпон к картонным куклам, подбирая по цвету.
14 занятие. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. Игровая ситуация – помоги Незнайке. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии.
15 занятие. Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда.
16-17 занятие. Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Демонстрация действия воспитателем. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте.
18 занятие. Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами – закрепление. Демонстрация действия воспитателем. Учить соблюдать правила работы с ножницами, порядок на рабочем месте.
19 занятие. Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “строчка”. Предоставить возможность каждому ребенку выбрать рисунок и нитки самостоятельно.
20 занятие. Завершение вышивания салфетки “Подарок маме”. Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели.
21-22 занятие. Вышивание листочка контурной гладью. Упражнять детей в выполнении действия.
23 занятие. Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка. Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Аккуратность и точность в работе.
24-25 занятие. Вышивание цветка контурной гладью. Демонстрация действия воспитателем: по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими.
. 26 занятие. Подготовка выставки работ вместе с детьми. Дети приносят готовые работы. Выбирают расположение изделий на демонстрационном стенде.
27 занятие. День презентации детских работ родителям.
Каждый ребёнок выбирает свою самую лучшую работу и представляет её присутствующим, рассказывая название вышивки, швы которые он использовал.
2.2. Мониторинг
Педагогическая диагностика.
Мониторинг 2 раз в год.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по развитию художественно-эстетического творчества «Волшебная иголочка».
Задания.
1. «Назови виды ткани». Ребенку предлагается несколько видов ткани (трикотаж, ситец и др., которые он должен назвать и дать сравнительный анализ.
2. «Вдень нить в иглу и закрепи её». Ребёнку даётся игла, в которую он должен вдеть нить и закрепить.
3. «Назови шов». Предлагаются картинки разных видов швов («Вперёд иголку», «Назад иголку», «Строчка», ребёнок должен сказать название швов.
4. «Безопасная работа». Проводится беседа о правилах техники безопасности при работе с инструментами для вышивания.
5. «Как пришить пуговицу». Ребёнку предлагается пришить пуговицу с 2 и 4 отверстиями.
Оценка результатов:
«Низкий уровень» Имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты. Недостаточные теоретические знания.
«Средний уровень» Имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты. Имеет неполные знания по теме «вышива»
«Высокий уровень» Имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты. Имеет широкий кругозор знаний по теме.
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в детском саду;
- участие в муниципальных конкурах
- дни презентации детских работ родителям;
- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;
2.3. Основные направления и формы взаимодействия с семьёй
Работа с родителями:
вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников.
распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий вышиванием для детей.
приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
Техническое оснащение:
1. Картон.
2. Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные).
3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
5. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).
7. Нитки мулине.
6. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
8. Карандаши (на каждого ребенка) простые.
9. Копировальная бумага (на каждого ребенка).
10. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.
Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы
• Инструкционные карты (размноженные на ксероксе).
• Образцы изделий.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
• Компьютерные презентации:
– Презентация «Моя образовательная программа».
– «Цветочные композиции»
4. Список литературы.
Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми [ Текст ]/ Авт. -сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. - М. : АРКТИ, 2008. – 32 с. : ил. (Мастерилка)
Золотарева,А. ,Терещук М. Особенности организации дополнительного образования дошкольников [ Текст]/А. Золотарева, М. Терещук //Дошкольное воспитание, 2007.-№11.-с. 76-83
Комарова, Т. С. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий [Текст]/ Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Россйское пдагогическое общество, 1997
Маврина, Е. А. Умелая иголочка [Текст]/ Е. А. Маврина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки, 2009.-№10.-с. 57-61
Новикова,И. В. Обучение вышивке в детском саду [Текст]/И. В. Новикова; худож. М. В. Душин. - Ярославль: Академия развития, 2010.- 80 с. :ил. – (Детский сад:день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
Соломенникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно – прикладным искусством. Программа дополнительного образования [Текст] / О. А. Соломенникова. - М. : «Мозаика – Синтез», 2006.-с. 3-21,69-72