МААМ-картинки

Программа дополнительного образования «Волшебная иголочка» для детей 6–7 лет

Светлана Карпинская
Программа дополнительного образования «Волшебная иголочка» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка: цели и задачи, принципы реализации программы

1.2. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики и планируемые результаты освоения Программы

2. Содержательный раздел

2.1. Комплексно-тематическое планирование

2.2. Мониторинг

2.3. Основные направления и формы взаимодействия с семьёй

3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение

4. Список литературы

Публикация «Программа дополнительного образования „Волшебная иголочка“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка: цели и задачи, принципы реализации Программы

Программа кружка «Волшебная иголочка» обеспечивает развитие детей художественно-эстетического творчества в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Концепция программы.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Досуговая деятельность способствует приобщению дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

Актуальность программы

Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров.

Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа. Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.

Вид программы модифицированная.

Разработана на основе программы Новиковой И. В. «Обучение вышивке в детском саду».

Цель: ознакомление дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием.

Задачи:

Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

Программа разработана в соответствии с:

-ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г.);

-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Cанитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

-образовательной программой МДОУ «д/с № 6» городского округа ЗАТО п. Горный, разработанной на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы).

Программа предполагает:

- сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки;

- развить личностные качества;

- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;

- основу для дальнейшего знакомства детей 1 класса с художественным трудом.

В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения. А школа, как приемник дошкольной ступени, не строит свою работу с “нуля”, а “подхватывает” достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал

Принципы содержания программы:

1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.

4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.

Образовательные области:

1. Художественно-эстетическое развитие. Работа с вышивкой воспитывает эстетический вкус, позволяет прикоснуться к истокам культуры своего народа.

2. Познавательное развитие. В процессе вышивки дети познают много всего нового: историю вышивки, виды и свойства ткани, разновидности швов, способствует развитию ориентировки в пространстве.

3. Речевое развитие. Во время работы с вышивкой дети пополняют свой словарный запас, развивают связную и диалогическую речь

4. Физическое развитие. Вышивка способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений.

Продолжительность реализации программы- 1 год.

Наполняемость группы 10 человек. Дети отбираются в кружок по их интересам и способностям, а так же в группу набираются дети с недостаточно развитой мелкой моторикой рук.

1.2. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики и планируемые результаты освоения Программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 6-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Ожидаемые результаты:

- различать некоторые виды ткани,

- отмерять нить и вдевать ее в иглу; закреплять нить в начале и конце работы.

- овладеть технологией шва «Вперед иголку», «Назад иголку», «Строчка».

- знать правила техники безопасности при работе с инструментами для вышивания

- радоваться результатам коллективного труда.

- пришивать пуговицы с 2 и 4 отверстиями;

- вышивать «гладью»;

- переводить рисунок на ткань;

- принимают участие в оформлении вышивок на выставку

2. Содержательный раздел

Приемы и методы организации образовательного процесса

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Формы работы с детьми

Игра

Ситуативный разговор

Беседа

Рассказ

Чтение

Интегративная деятельность

Проблемная ситуация

Методы работы с детьми

Словесные.

Наглядные.

Практические.

Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Формы и режим занятий.

Продолжительность занятий с каждой группой 25-30 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

2.1. Комплексно-тематическое планирование

1 занятие. Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями детей, сотрудниками детского сада. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.

2 занятие. Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке, нитке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.

3 занятие. Вдевание нитки в иголку, завязывание узелка. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой.

4-5 занятие. Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.

6 занятие. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение. Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания. Обратить внимание на свойство растягивания по ширине. Сравнить с хлопчатобумажной тканью – не растягивается. Формировать умение из трикотажных ниток скатывать “комочки”, “шарики”, “колбаски” и составлять элемент “цветок”, сочетая нитки по цвету.

7 занятие. Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани, знакомить с правилами работы с пяльцами.

8-9 занятие. Шов “строчка”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда.

10-11 занятие. Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда.

12-13 занятие. Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление “полупомпона”. Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании петли, работая парами. Приклеивать готовый полупомпон к картонным куклам, подбирая по цвету.

14 занятие. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. Игровая ситуация – помоги Незнайке. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии.

15 занятие. Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда.

16-17 занятие. Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Демонстрация действия воспитателем. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте.

18 занятие. Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами – закрепление. Демонстрация действия воспитателем. Учить соблюдать правила работы с ножницами, порядок на рабочем месте.

19 занятие. Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “строчка”. Предоставить возможность каждому ребенку выбрать рисунок и нитки самостоятельно.

20 занятие. Завершение вышивания салфетки “Подарок маме”. Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели.

21-22 занятие. Вышивание листочка контурной гладью. Упражнять детей в выполнении действия.

23 занятие. Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка. Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Аккуратность и точность в работе.

24-25 занятие. Вышивание цветка контурной гладью. Демонстрация действия воспитателем: по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими.

. 26 занятие. Подготовка выставки работ вместе с детьми. Дети приносят готовые работы. Выбирают расположение изделий на демонстрационном стенде.

27 занятие. День презентации детских работ родителям.

Каждый ребёнок выбирает свою самую лучшую работу и представляет её присутствующим, рассказывая название вышивки, швы которые он использовал.

2.2. Мониторинг

Педагогическая диагностика.

Мониторинг 2 раз в год.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по развитию художественно-эстетического творчества «Волшебная иголочка».

Задания.

1. «Назови виды ткани». Ребенку предлагается несколько видов ткани (трикотаж, ситец и др., которые он должен назвать и дать сравнительный анализ.

2. «Вдень нить в иглу и закрепи её». Ребёнку даётся игла, в которую он должен вдеть нить и закрепить.

3. «Назови шов». Предлагаются картинки разных видов швов («Вперёд иголку», «Назад иголку», «Строчка», ребёнок должен сказать название швов.

4. «Безопасная работа». Проводится беседа о правилах техники безопасности при работе с инструментами для вышивания.

5. «Как пришить пуговицу». Ребёнку предлагается пришить пуговицу с 2 и 4 отверстиями.

Оценка результатов:

«Низкий уровень» Имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты. Недостаточные теоретические знания.

«Средний уровень» Имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты. Имеет неполные знания по теме «вышива»

«Высокий уровень» Имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты. Имеет широкий кругозор знаний по теме.

Формы проведения итогов реализации программы:

- выставки детских работ в детском саду;

- участие в муниципальных конкурах

- дни презентации детских работ родителям;

- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;

2.3. Основные направления и формы взаимодействия с семьёй

Работа с родителями:

вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников.

распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий вышиванием для детей.

приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала.

3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение

Техническое оснащение:

1. Картон.

2. Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные).

3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).

4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).

5. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).

7. Нитки мулине.

6. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).

8. Карандаши (на каждого ребенка) простые.

9. Копировальная бумага (на каждого ребенка).

10. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.

Дидактические материалы:

• Инструкционные карты и схемы

• Инструкционные карты (размноженные на ксероксе).

• Образцы изделий.

• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

• Компьютерные презентации:

– Презентация «Моя образовательная программа».

– «Цветочные композиции»

4. Список литературы.

Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми [ Текст ]/ Авт. -сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. - М. : АРКТИ, 2008. – 32 с. : ил. (Мастерилка)

Золотарева,А. ,Терещук М. Особенности организации дополнительного образования дошкольников [ Текст]/А. Золотарева, М. Терещук //Дошкольное воспитание, 2007.-№11.-с. 76-83

Комарова, Т. С. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий [Текст]/ Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Россйское пдагогическое общество, 1997

Маврина, Е. А. Умелая иголочка [Текст]/ Е. А. Маврина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки, 2009.-№10.-с. 57-61

Новикова,И. В. Обучение вышивке в детском саду [Текст]/И. В. Новикова; худож. М. В. Душин. - Ярославль: Академия развития, 2010.- 80 с. :ил. – (Детский сад:день за днем. В помощь воспитателям и родителям).

Соломенникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно – прикладным искусством. Программа дополнительного образования [Текст] / О. А. Соломенникова. - М. : «Мозаика – Синтез», 2006.-с. 3-21,69-72

Публикации по теме:

Образовательная программа дополнительного образования танцевально-игровой гимнастики для детей 5–7 лет Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе программы «Са-фи-данс», авторы Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. Программа модифицирована.

Программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления «Школа мяча» для детей 3–4 лет Пояснительная записка Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Мяч - это снаряд,.

Программа дополнительного образования «Мозаика». Танцевальная студия для детей 6 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего художественные. Дошкольное.

Программа дополнительного образования вокального кружка «Горошинка» для детей 5–7 лет Структура программы 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного образования для детей 4–7 лет «Логическая игралочка» Планирование образовательной работы с детьми 4-5 лет Тема занятия Оборудование и методическое обеспече-ние Выявление исходного уровня развития.

Программа кружка дополнительного образования «Маленький дизайнер» для детей 5–7 лет Пояснительная записка. Данная программа - для воспитателей дошкольных учреждений и педагогов дополнительного образования, на практике осваивающих.

Рабочая программа дополнительного образования «Готовим руку к письму» для детей 5–7 лет Рабочая программа Дополнительного образования «Готовим руку к письму». (возраст детей: 5 – 7 лет, срок реализации: 1год). Образовательная.

Рабочая программа дополнительного образования для детей 5–7 лет МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» Принята Утверждена педагогическим советом Приказом.

Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 2–3 лет Рабочая программа дополнительного образования по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» для детей 2-3 лет Содержание:.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Волшебная иголочка» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 11 января 2019 в 06:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования «Волшебная иголочка» для детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Карпинская (УИ 458642) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД