Людмила Лаврук
Программа кружка дополнительного образования Сделай сам!
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ЦРР- детский сад №16 «Росинка»
г. Гусиноозерск
Программа кружка дополнительного
образования
«Сделай сам!»(3-4)
«У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.»
(Жан-Жак Руссо)
Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму.
Публикация «Программа кружка дополнительного образования Сделай сам!» размещена в разделах
Воспитатель: Лаврук Л. А.
2018-2019
Пояснительная записка
В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Ведь установлено, что подготовка к школе это не огромный запас знаний, который даёт педагог, родитель, а умение логически мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать, и самостоятельно приходить к нужным решениям. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей при организации игр используется основной метод развития — проблемно-поисковый, а главная форма организации игра. С этой целью разработано огромное количество дидактических игр, различных пособий. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия : выкладывание по определенным правилам, перестроение, изучает основные сенсорные эталоны, такие как форма, размер, цвет, толщина. Благодаря этим играм дети узнают о свойствах предметов и их разнообразии (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий и т. д.). Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики. Кроме того у детей развивается речь. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Поскольку эта настольная игра,есть определённые правила, разработаны игры, поэтому педагогу, родителю не составит затруднений использовать это пособие для развития ребёнка.
Новизна программы
Новизна данной программы состоит в том, что в ней полно и широко конкретизировано, дополнено, расширено и систематизировано использование всех видов конструкторов (деревянный строительный, магнитный, блоки Дьенеша, пластмассовый с подвижными креплениями, конструктор Зодчий, конструктор Лего и т. д.
Основная цель программы :
1. Познакомить детей с новой игрой, ее особенностями и правилами, с понятиями «логический блок», «кодовая карточка», учить с помощью кодовой карточки искать нужный логический блок.
2. Развивать логическое мышление, представление о множестве, учить объяснять сходства и различия.
3. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
4. Формировать представление о таких математических понятиях, как кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.
5. Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.
Основные задачи :
1. Содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
2. Содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
3. Создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
4. Создавать необходимые условия для работы с детьми, обогащение методического инструментария (изготовление карточек, таблиц, наглядного материала).
5. Выявлять эффективные методы и приемы в работе с детьми для развития логического мышления с использованием блоков Дьенеша.
6. Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр с блоками Дьенеша.
7. Содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
8. Создать условия для овладения основами конструирования;
9. Способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
Виды деятельности:
• Конструирование с использованием строительного деревянного конструктора «Развитие»
• Конструирование с использованием строительного деревянного конструктора «Томик»
• Конструирование с использованием конструктора «Радужная мозаика»
• Конструирование с использованием конструктора «Собирай-ка!»
• Конструирование с использованием конструктора Лего
• Конструирование с использованием конструктора с подвижными частями КЛИКС
• Конструирование из магнитного конструктора smart max
• Конструирование из блоков Дьенеша
• Конструирование из конструктора «Зодчий»
Специально организованная деятельность:
Один раз в неделю по 25 минут.
Принципы организации работы кружка
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный 1. Обследование деталей любого конструктора, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных) для знакомства с формой, определение пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребенка.
Репродуктивный 2. Воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный 3. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный 4. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Игровой 5. Использование сюжета игры для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.
Методы работы
Словесный (беседа, рассказ)
Практический (выполнение работ детьми по
образцу)
Наглядный (демонстрация педагогом готовой постройки)
Перспективный (выполнение детьми постройки по устному составлению темы, по замыслу)
Форма работы кружка
Тематическая совместная деятельность детей и педагога
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:
Владение разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться правилам и социальным нормам
Проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей, учатся экспериментировать.
Умение следовать словесной инструкции педагога
Приобретают новые конструктивные умения: соединять несколько небольших плоскостей в одну большую, делать постройки прочными, связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, подготавливать основу для перекрытий.
Повышение уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Стойкий интерес и желание у детей, экспериментировать, сочетая разные виды материалов в работе.
Овладение культурой труда и навыками работы в коллективе.
Повышение уровня коммуникативных способностей, творческих способностей, фантазии, воображения, мышления и речи.
Формы подведения итогов реализации программы :
Организация фото выставки детских работ
Проведение конкурса на лучшую детскую постройку.
Работа с родителями:
Родительские собрания, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации.
Календарно-тематический план дополнительной образовательной деятельности
Сентябрь
Первая неделя. Конструктор ЛЕГО «Путешествие по Лего-стране»
Цель: Повторение формы и цвета ЛЕГО-деталей
Форма и размер деталей
Варианты скреплений
Конструирование на свободную тему
Втора неделя. Конструктор магнитный smart max «Гоночная трасса»
Цель: закрепить знания детей о магнитном конструкторе (не все части могут крепиться друг к другу). Научить создавать скоростную трассу для маленьких автомобилей.
Третья неделя Блоки Дьенеша. «Цепочка изменений»
Цель: Научить выкладывать блоки с определенной последовательностью.
Четвертая неделя Деревянный строительный конструктор. «Грузовик и дорога».
Цель: закрепить знания детей о всех видах грузового транспорта. Вспомнить правила строительства машины (показать иллюстрацию, закрепить названия деталей для строительства. Вспомнить правила движения на дороге для водителя и пешеходов.
Октябрь
Первая неделя Конструктор ЛЕГО. «В мире животных»
Цель: Вспомнить диких и домашних животных, а также животных Африки. Показать детям как из конструктора мы можем из собрать.
Втора неделя Конструктор «Зодчество». «Бревнышки».
Цель: познакомить детей с новым видом конструктора и его деталями. Научить детей класть бревно на бревно. Рассказать, как строили дома раньше в России.
Третья неделя Блоки Дьенеша. «Кодовый замок». Цель: закрепить знания о деталях, о способах крепления, учить последовательности и чередованию.
Четвертая неделя Деревянный строительный конструктор. «На строительной площадке» Цель: Дать представление детям о стройплощадке. Закреплять знания детей о строительном материале.
Ноябрь
Первая неделя Конструктор ЛЕГО. «Дома разной формы»
Цель: Научить детей постройкам разных форм.
Вторая неделя Конструктор подвижными креплениями КЛИКС. «Пожарная машина».
Цель: познакомить детей с новым конструктором и его деталями. Закрепить понятия о служебном транспорте. Научить закреплять детали друг с другом. Приучать аккуратной уборке деталей конструктора в соответствующие коробочки.
Третья неделя Блоки Дьенеша. «Найди клад». Цель: закрепить знания детей о форме, цвете, величине, размере. Развиваем речь, логику и мышление.
Четвертая неделя Деревянный строительный конструктор. «Заправка для грузовика».
Цель: выяснить у детей, что такое заправка и зачем она нужна. Закрепить знания детей о частях заправки: колонка, парковка, касса, магазин и т. д.
Декабрь
Первая неделя Конструктор ЛЕГО. «Ферма или деревня».
Цель: Научить детей строить не только объёмные постройки, но и плоские. Рассказать детям, что за строения бывают в деревне. Научить строить мельницу и сарай, мост и трактор и т. д.
Вторая неделя Конструктор «Цветной круг». «Веселая радуга».
Цель: познакомить детей с новым конструктором и его деталями. Показать, как из разных по форме деталей можно сложить красивые цветочные узоры,радугу. Приучать детей к разнообразию цветовой гаммы. Приучать к аккуратности и бережному отношению к предметам.
Третья неделя Блоки Дьенеша. «Автотрасса». Цель: развиваем логическое мышление. Научить детей сортировать блоки по двум, трем признакам и строить из них дорогу.
Четвертая неделя Деревянный строительный конструктор. «Гараж для грузовой машины».
Цель: дать понятие детям, чем отличает гараж грузового автомобиля от гаража легкового (высотой и размером). Научить выбирать строительный материал для этого строительства. Соотносить размер машины и делать постройку более устойчивой.
Январь
Первая неделя Конструктор ЛЕГО. «Елочка».
Цель: Показать детям как из кубиков конструктора можно сделать елочку новогоднюю (объемную или плоскостную,объясняя последовательность действий,дать полную свободу действий.
Вторая неделя Конструктор магнитный smart max «Высокая башня или небоскреб».
Цель: показать детям, как из магнитных палочек можно построить высокую башню. Закрепить знания детей о высотных домах и зданиях. Научить считать этажи в зданиях и знать их порядок строительства. Прививать любовь к конструированию.
Третья неделя. Блоки Дьенеша. «Украсим елочку».
Цель: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.
Четвертая неделя Деревянный строительный конструктор. «Автомастерская».
Цель: закрепляем знания детей об автомастерских. Учить правильно называть предметы находящиеся в автомастерской: яма, верстак, шкаф с инструментами, подьемник.
Февраль
Первая неделя. Конструктор ЛЕГО. «Город».
Цель: вспомнить вместе с детьми, какие постройки или достопримечательности есть в городах. Закрепить умения строить дома, высотки, мосты. Научить строить храмы и музеи.
Вторая неделя Конструктор «Зодчество». «Строим домик для животных».
Цель: закрепить знания детей в строительстве домов из бревенчатого и деревянного материала. Прививать любовь к природе и животным, закрепить понятия домашние животные. Развивать аккуратность и бережливость.
Третья неделя Блоки Дьенеша. «Логический поезд». Цель: развитие способности к логическим действиям и операциям. Умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке. Умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке. Умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.
Четвертая неделя Деревянный строительный конструктор. «Мост через реку с машиной».
Цель: вспомнить знания детей о мостах или показать картинки разных мостов. Дать понятия подвесной, на сваях и перекидной мост. Научить строить перекидной мост, правильно выбираем детали для строительства.
Март
Первая неделя Конструктор ЛЕГО. «Автомастерская для легковых машин».
Цель: закрепить знания детей, что такое автомастерская и автостоянка. Научить стоить забор (огородить территорию).
Вторая неделя Конструктор подвижными креплениями КЛИКС. «Специальные машины».
Цель: продолжаем изучать конструктор с подвижными креплениями. Показать назначение некоторых деталей для специального транспорта-машина с лопатой. Объяснить детям назначение этих машин и как их можно сделать из конструктора. Продолжать учить аккуратности и своевременной уборке конструктора на место.
Третья неделя Блоки Дьенеша. «Раздели блоки».
Цель: научить разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
Четвертая неделя Деревянный строительный конструктор. «Паромная переправа».
Цель: познакомить детей с таким видом транспорта, как паром. Объяснить, зачем он нужен и где работает. Какие детали выбирать для строительства парома и станции, которая встречает и отправляет пассажиров. Объяснить, из каких частей состоит паром: борт, корма, каюта, капитанский мостик, палуба, труба.
Апрель
Первая неделя Конструктор ЛЕГО. «Аэродром».
Цель: познакомить детей с аэродромом (где стоят самолеты, кто за ними ухаживает, и кто их водит). Познакомить с частями самолета: как они называются, для чего они нужны. Научить строить самолет и аэродром с его зданиями.
Вторая неделя Конструктор подвижными креплениями КЛИКС. «Дворец для феи».
Цель: продолжаем изучать конструктор и творить из него новые предметы, научить детей складывать высотные здания и делать крышу разных форм. Учить аккуратности и бережливости.
Третья неделя Блоки Дьенеша. «Логический поезд 2». Цель: научить детей строить логическую дорожку с использованием понятий «не», «и», «или». Закрепляем понятия форма, размер, цвет, объём. Учим находить последовательность действий. Развиваем логическое мышление.
Четвертая неделя Деревянный строительный конструктор. «Грузовой корабль».
Цель: познакомить с понятием грузовые перевозки по воде. Выяснить с детьми, что можно и что перевозят на кораблях. Как называются грузовые корабли: сухогруз, танкер. Алгоритм постройки: корпус корабля, верхняя палуба, корма, капитанский мостик и трубы.
Май
Первая неделя Конструктор ЛЕГО. «Город моей мечты».
Цель: закрепить все полученные знания за год о строительстве. Что бывает в городе, какие здания, автостоянки, аэродром, спортивные площадки и парковые зоны. Дети самостоятельно и сообща должны построить такой город.
Вторая неделя Конструктор «Цветной круг». «Цветочная поляна». Цель: закрепить знания детей о цвете, о необычных формах. Научить детей составлять композицию с помощью чередования цветов и деталей. Учить аккуратности при уборке материала на место.
Третья неделя Блоки Дьенеша. «Проведение олимпиады».
Цель: закрепить все полученные знания за год обучения и поиграть в понравившиеся игры (провести олимпиаду на лучшую игру).
Четвертая неделя Деревянный строительный конструктор. «Железная дорога».
Цель: закрепить знания детей о виде наземного транспорта- поезд. Объяснить детям части, из которых состоит поезд и вся железная дорога. Объяснить алгоритм сборки поезда.
Методическое обеспечение:
• Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» : Программа и конспекты занятий. М: ТЦ Сфера,2005г.
• Лиштван З. В. «Конструирование: пособие для воспитателей детского сада», М. Просвещение, 1981
• Михайлова З. А., Носова Е. А. «Логико-математическое развитие дошкольников. Игры с блоками Дьенеша и цветными палочками. ФГОС», Детство-пресс, 2015
• Носова Е. А. «Логика и математика для дошкольников», библиотека программы Детство