Ольга Зяблицкая
Модель как средство формирования представлений о времени у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений и событий.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Публикация «Модель как средство формирования представлений о времени у дошкольников» размещена в разделах
Формирование временных представлений является частью ознакомления с окружающим и математической подготовки дошкольников к школе. Кроме этого, огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию временных представлений у дошкольников.
Анализ работ М. В. Васильевой, Т. А. Мусейибовой, К. В. Назаренко, Т. Д. Рихтерман, О. А. Фунтиковой, Е. И. Щербаковой и др. показал, что формирование у детей временных представлений является необходимым условием успешного обучения в школе.
Исследователи выделяют несколько этапов по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста : ознакомление детей с частями суток, ознакомление детей с календарем, ознакомление с временами года, развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. Так, дети четвертого года жизни учатся различать и называть контрастные части суток: день-ночь, утро-вечер. В средней группе дошкольники закрепляют, уточняют и расширяют представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности; у них расширяются представления о временах года. На шестом году жизни у детей закрепляются и уточняются представления о времени суток, временах года; они получают представления о видах календарей. Дети седьмого года жизни получают элементарные представления о времени : его текучести, периодичности, необратимости, о последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Старшие дошкольники учатся использовать календарь для определения временных интервалов; необходимо у них развивать «чувство времени». Знакомятся с приборами для измерения времени : песочные часы, солнечные часы, наручные часы, электронные часы, будильник, секундомер.
На современном этапе происходит поиск эффективных средств по формированию временных представлений. В качестве одного из таких средств мы рассматриваем использование моделей.
Вслед за Д. Н. Ушаковым под моделью мы понимаем искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению, отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
В работе с дошкольниками по формированию временных представлений используют плоскостные и объемные модели.
В конце 70-х годов ХХ века Р. Чуднова предложила свою систему обучения дошкольников ориентировке во времени. В качестве основного средства она предлагала использовать плоскостные модели «Части суток», «Дни недели», «Времена года». Данные модели являются символами года и сезонов. При использовании данных моделей и иллюстрированного материала автор учитывает возрастные психологические особенности детей. Так, плоскостная модель «Части суток» состоит из четырех цветных кругов, каждый из которых обозначает определенную часть суток : желтый – утро (утром встает солнышко, белый – день (днем всегда светло, синий – вечер, черный – ночь (ночью темно).
Е. И. Щербакова изучала формирование у дошкольников временных представлений и понятий, таких как сутки, неделя, год и некоторых свойств времени – одномерность, текучесть, необратимость, периодичность; а также первичной практической ориентировки во времени. Исследования Е. И. Щербаковой показали, что плоскостное изображение временных эталонов – в виде замкнутых циклов – искажает суть времени, как последовательности существования сменяющих друг друга явлений и не формирует у детей общего представления о диалектической зависимости будущего с прошлым через настоящее. Это, по ее мнению, главный тормоз понимания и активного овладения временными отношениями. Исходя из этого, она поставила задачу: выйти из замкнутого цикличного изображения временных эталонов к более научному, а значит, к более достоверному. Ею была решена задача создания модели времени, которая была бы проста по форме и доступна детскому пониманию по содержанию. Она разработала объемную модель времени в виде спирали, каждый виток которой в зависимости от решения конкретной дидактической задачи наглядно показывал движение изменения процессов, явлений времени.
Модель «Части суток» представляет собой спираль, состоящую из нескольких витков с подвижной муфтой, продвигающейся снизу вверх. Каждый виток спирали последовательно окрашен в четыре цвета (розовый, белый, синий и черный, которые условно соотносятся с четырьмя частями одних суток. Розовый цвет означает утро, белый – день, синий – вечер, черный – ночь. Один виток спирали соответствует одним суткам, новый виток – новые сутки. Любой из четырех цветов расположен над своим цветом: розовый над розовым, белый над белым, синий – над синим и т. д. Подвижная муфта в виде кольца акцентирует внимание на определенной части суток, а также наглядно показывает сменяемость – текучесть – вчерашних суток сегодняшними, настоящего будущим.
Е. И. Щербаковой была создана модель «Дни недели», аналогичная первой, но отличалась тем, что ее размеры больше и один виток спирали включает семь отрезков, последовательно окрашенных в разные цвета, соотнесенных с определенными днями недели. Красный цвет – понедельник, оранжевый – вторник, желтый – среда, зеленый – четверг, голубой – пятница, синий – суббота, фиолетовый – воскресенье (семь цветов радуги). Окрашенные отрезки спирали, так же как и в первой модели, строго расположены по цвету в каждом витке: красный над красным, оранжевый над оранжевым, т. е. понедельник над понедельником, вторник над вторником и т. д. Данная модель наглядно демонстрирует смену одной недели другой; более того, используя большее количество витков, можно показать и смену одного месяца другим.
Модель «Времени года» отличается от предыдущей значительно большим размером и четырехцветным решением. Виток спирали – один год – окрашен в четыре цвета: зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень, синий – зима. Количество витков на одной спирали – не менее двух, чтобы показывать смену одного года другим. Если возникает необходимость показать больший временной отрезок (скажем, возраст детей, спираль изготавливается большим количеством витков.
Н. Локоть продолжила исследования Е. И. Щербаковой и предложила некоторое усовершенствование объемных моделей для формирования временных представлений, состоящие в том, что спираль, незнакомая дошкольникам, заменяется многослойной поверхностью. Такая модель, считает Н. Локоть, создает наглядный образ перехода ночи вчерашних суток в утро сегодняшних, а ночи текущих суток в утро завтрашних. Аналогичным образом Н. Локоть предлагает изготовить модель недели, года, взяв за основу плоские круговые модели недели, года. Однако, по нашему мнению, плоские модели не дает ребенку возможности осознать цикличность и периодичность времени, например, у ребенка может создаться впечатление, что понедельник, наступающий после воскресенья тот же самый, что был в начале прошлой недели.
Мы считаем, что данные модели могут помочь педагогам сформировать у детей представления о пространстве и времени и их основных характеристиках, так как они отражают динамичность реального момента, которую дошкольники осознают с трудом, и представляют детям возможность заглянуть в «лабораторию времени», увидеть и понять его суть.
Использование моделей в формировании представлений о времени у дошкольников позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка; улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления; повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира.