Коновалова Светлана
Игры для плоскостного моделирования как средство формирования представлений о геометрических фигурах и формах предметов
▼ Скачать + Заказать документы
Плоскостное моделирование - это построение на плоскости модифицированных изображений предметов из различных плоских геометрических фигур : треугольников, квадратов, прямоугольников, параллелепипедов, овалов.
Такие игры повышают интерес детей к сознательной поисковой работы, вносить в их деятельность элемент неожиданности, активизирует детское конструкторское творчество, способствует развитию наблюдательности, памяти, воображения, обогащает словарный запас школьников, чтобы потом включить их в активную речь.
Публикация «Игры для плоскостного моделирования как средство формирования представлений о геометрических фигурах и формах предметов» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
В основу положен принцип доступности и посильности, т. е. составление из геометрических фигур силуэтные рисунки изображают хорошо знакомые детям изображения фигур животных, птиц, растений и предметов быта, букв, цифр. При этом у детей развивается наблюдательность, память, мышление и воображение, сообразительность, что способствует более активному и осознанному запоминанию буквы и звука.
Использование игр на плоскостное моделирование в совместной и самостоятельной деятельности педагога со старшими дошкольниками.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений включают в ход как специальный методический материал, так и подручный (кубики, палочки). При этом учитывается цель занятия, время его проведения (режимно-физические возможности ребенка воспринимать).
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании в старшей и подготовительной к школе группах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. В самом начале занятия в старшей и подготовительной к школе группах оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики».
Игры на плоскостное моделирование наряду с другими воспитатель использует для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе.
Одним из условий реализации таких игр является наличие специально созданной предметной среды, куда помещаются приборы и материалы в соответствии с проблемой, которую дети решают вместе с педагогом. Для создания всех уровней восприятия: аудиального, визуального и тактильного, необходимо правильное руководство процесса педагогом
Этапы руководства:
I этап.
Совместная с педагогом деятельность: уточнение представлений детей о свойствах и качествах материалов, мотивирование, создание проблемной ситуации, постановка цели, определение этапов исследования, выдвижение предположений о результатах, их обоснование, проведение эксперимента, фиксация результатов, их обсуждение.
Для обсуждения используются готовые схемы и модели : что делали? что получили? почему?
Далее педагог формулирует общие выводы на основе высказываний детей.
II этап.
Самостоятельная работа - моделирование. Педагог с помощью схем показывает проблему, дети предлагают пути решения, отбирают необходимые материалы, фиксируют результаты.
Таким образом, плоскостное моделирования реализует проблемное обучение, которое наилучшим образом готовит детей к школе.
В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач, в которых четко очерчен ход игровых действий и чётко выражено обучающая основа.
Формы организации разнообразны: игры проводятся со всем коллективом воспитанников, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.
Такие игры не только развивают математическое представление, но и формирует усидчивость, любознательность, самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, развиваются конструктивные умения и другие полезные качества.
Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками (можно использовать спички без серы). Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.
Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры.
Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).