Папки-передвижки

Детское экспериментирование как средство формирования научных представлений дошкольника об окружающем мире

Титова Наталья Анатольевна
Детское экспериментирование как средство формирования научных представлений дошкольника об окружающем мире
▼ Скачать + Заказать документы

Послушайте - и Вы забудете,

посмотрите –и Вы запомните,

сделайте –и Вы поймете.

Конфуций

Раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будут ему необходимы в овладении выбранной профессией в будущем, вот то на что направленно современное дошкольное образование сегодня.

Детское экспериментирование является одним из методов самостоятельного познания и формирования научных знаний.

Публикация «Детское экспериментирование как средство формирования научных представлений дошкольника об окружающем мире» размещена в разделах

Детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений об окружающем мире. Экспериментирование – это нетрадиционный метод естественного образования детей. Ценностью этого метода является то, что при традиционном подходе мы обучаем, играя, а при нетрадиционном – изучаем, делая, т. е. воспитатель не контролирует деятельность детей, а консультирует ее.

Реализация ООП ДО требует от педагога совершенного владения методиками организации всех видов деятельности: проектной, игровой, опытно – исследовательской, экспериментальной.

На наш взгляд именно в экспериментальной деятельности ребёнок развивается и познаёт окружающий мир.

Согласно ФГОС ДО и реализуемой ООП ДО МБДОУ ДС № 16 в каждой группе созданы условия, которые помогают нам С ПОМОЩЬЮ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ раскрыть у ребёнка познавательные способности, повысить мотивацию к поисковой деятельности, совершенствуют пытливость ума наших дошкольников.

В 2018 - 2019 учебном году дети подготовительной группы стали участниками городского научного сообщества АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА, педагогами подготовительной группы Бувалиной Еленой Викторовной и Митрофановой Екатериной Сергеевной был разработан проект «Мы - юные Дальневосточники» весь год дети вместе с воспитателями создавали экологическую книгу, каждая страничка которой является результатом кропотливой работы по подбору и изучению научной информации о растительном и животном мире Дальнего востока.

Развивая познавательный интерес дошкольников мы конечно же привлекаем родителей к участию в образовательном процессе. В прошлом учебном году родители помогли сделать лепбуки, приобрели для детей микроскоп, который роектирует изображения на экран ноутбука.

Прислушиваясь к нашим рекомендациям, родители дома с детьми продолжают развивать познавательный интерес, играя с ребёнком в различные игры, направленные на расширение кругозора детей, беседуют с детьми об увиденном по дороге домой.

Ежегодно мы проводим конференции и итоговые собрания для родителей, где в практической деятельности с детьми педагоги демонстрируют как повысился познавательный интерес детей, как развилась их речь. Родители узнают об детском экспериментировании и из восторженных рассказов детей. А наследующий день спрашивают рецепт организации детского опыта, конечно же педагоги делятся инструкциями проведения опыта.

Наши педагоги участвуют в РМО города, где делятся своим опытом проведения НОД с детьми, проводят мастер – классы. В прошлом году мы показывали ряд открытых НОД в рамках едениго методического дня. Воспитатели провели НОД «Воздух вокруг нас», Амур батюшка», Капитошка.

В каждой возрастной группе мы знакомим детей с темами, содержание которых от группы к группе усложняется, а соответственно меняются и опыты, к уже знакомым добавляются новые. Опираясь на методические рекомендации Н. Н. Подъякова, Ф. А. Сохиной и парциальную программу «Юный эколог» С. Н. Николаевой, дополнительную программу «Игровая экология» Т. В. Шпотова и другие мы организуем работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный воспитателем, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. (Сегодня наши педагоги продемонстрировали вам это в практической деятельности с детьми).

Учитывая проявления первых исследовательских качеств, педагоги, работающие с детьми 2х лет, направляют попытки детей познавать мир. Регулярно организуя экспериментирование с объектами при помощи элементарных действий детей: пересыпать и насыпать ложкой крупу из одной емкости в другую, наливать воду, переливать её, определять на ощупь: «Какая вода?» Организацию детского эксперимента в группе раннего возраста сегодня показала Васильева Татьяна Алексеевна. Вы увидели удивление детей при окрашивании песка, проявление внимания и интереса к окружающему и природному миру, педагог не спешила давать комментарии, разделяя удивление и детский интерес.

Учитывая проявляющееся любопытство у детей четвертого года жизни воспитатели младшей группы, создают такие условия, которые помогают ребенку вместе со взрослым получить результат в поставленном небольшом опыте. Превращая детский вопрос в формулирование цели, где взрослый помогает малышу продумать этапы проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия.

Использовали песок как основу для творчества, сделали вывод о том, что рисовать можно не только на бумаге, дети сами предложили и другие варианты для творчества мелкие крупы и бисер.

В этом возрасте педагог предлагает выполнить не одно как в предыдущей группе, а уже два действия, привлекает детей к прогнозированию результатов своих действий.

Знакомя детей с двумя состояниями воды:

1. Осадки (дождь, снег) это вода, в процессе наблюдение за снежинкой, упавшей на тёплую ладошку, ребёнок отвечает на вопросы взрослого и делает вывод о том, что снежинка - это замёршая вода. Дождь – это вода, которая питает все живое на свете. Вода нужна для роста растений. К данному выводу дети приходят и благодаря длительному наблюдение за ежегодноорганизованным огородом на окне,где растут разные культуры, посаженные детьми. (Экологическое воспитание)

2. Вода бывает твердой. В процессе наблюдения дети вместе с педагогом делают вывод, о том, что лёд хрупкий и ломается, может быть острым и опасным, в процессе опыта наблюдают и устанавливают причину, почему лед тает? От чего превращается в воду? Дети делают вывод, что от тепла, от солнца.

3. Сравнивая два материала: дерево и железо, используют воду, как средство для проведения опыта. Отвечая на вопросы взрослого - приходят к выводу о том, что железо тонет, а дерево нет, пока еще без установления причинно- следственной связи. При желании педагог предлагаетсравнить, что тяжелее деревянный брусочек или железный.

4. Бумага и ткань, путём проб и ошибок, ребёнок делает вывод о свойствах бумаги и ткани. В специально организованных условиях дети рассуждают, кому и зачем нужна бумага, предлагают версии о том, что можно сделать из бумаги. В ходе опыта (опускают в воду) наблюдают что происходит с бумагой в воде, делают вывод о прочности бумаги. Бумага в воде намокает и портится, она не прочная, и не подходит для строительства дома, но из нее можно сделать обои, подарочную упаковку и красивые поделки в подарок.

5. Вода растворитель в процессе опытно – экспериментальной деятельности, организованной воспитателем дети окрашивают воду в разные цвета с помощью свекольного сока, кофе, варенья и красок. И самостоятельно приходят к выводу, что вода в процессе добавления различных красителей может приобрести вкус, и стать очень полезной для здоровья.

В средней группе опытные исследования становятся насыщеннее, наблюдения длительнее. Поэтому воспитатель средней группы это уже друг, активно помогающий использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятии «Этот удивительный воздух» дети систематизируют знания о том, что вокруг нас есть воздух – мы его не видим, что бы его увидеть ловили воздух пакетом.

Чтобы дать детям представление о движение воздуха – ветре, через использование ИКТ презентации дети увидели как работают ветряные мельницы. Поймав воздух парашютом, дети средней группы узнала о том, почему парашютисты не падают, а приземляются плавно на землю. Что бы представить, как ветер передвигает предметы, что без ветра не поплывет парусник, дети участвовали в эксперименте. Дули через трубочку в плотно закрытую баночку в которой лежали мелко нарезанные бумажки. В ходе просмотра мультимедио презентации: одуванчик из семечка превратился в цветок, узнали, как ветер влияет на размножение растений (одуванчик).

После проведения длительных наблюдений по теме: «Цветы в природе», беседы – рассказа с использованием ИКТ – технологий и практических действий с комнатными растениями, дети делают вывод: что всем растениям нужен свет, ухоженная почва, вода. В ходе длительных наблюдений и неоднократных бесед педагог уточняет, что почву, в которой растут цветы необходимо не только поливать, но и удобрять, рыхлить.

Поисковые умения и познавательные интересы в старшем дошкольном возрасте мы чаще всего формируем в проектной деятельности. За последние 3 года были реализованы разнообразные проекты. В рамках реализации проекта «Река времени» были организованы мини – проекты, где ребята узнали об истории вещей окружающих их и дома и в детском саду.

В мини – проектах дети нашли ответы на поисковые вопросы: «Сколько лет карандашу», «От иголки до швейной машины», «Как появился пылесос», «Утюг», «Телефон», «Электрическая лампа». Реализуя проект «История новогодних игрушек», вместе с родителями изготовили игрушки своими руками. В проекте «Как с гуся вода» дети самостоятельно пришли к выводу о том, почему у гуся перья не намокают. Путешествие во времени от прошлого к настоящему помогло выстроить логическую цепочку от костра и до электрической плиты, через применение ИКТ технологий выстроить хронологию появления печки, чугунных батарей, электрических обогревателей. Узнать, что заменяло пылесос раньше, из чего изготавливали раньше и делают сейчас метлу и веник.

Дети подготовительной к школе группы.

В ходе проведения виртуальных прогулок по «Улицам города», «По Амуру», которым предшествовали исследовательские проекты «Амурские рыбы», «Города и села Хабаровского края» дети получили научные представления о коренных малочисленных народах проживающих на территории Хабаровского края, о традиционных промыслах, быте и укладе жизни нивхов, о том как называются рыбы, обитающие в Амуре, почему они имеют такие интересные названия, чем питаются, дети свободно рассказывали о особенностях обитания и внешнем виде рыб.

Выдвигали экологическую гипотезу: что может произойти с рыбой, если предприятия будут сбрасывать в Амурскую воду отходы своего производства без специальных фильтров, без очистки, опытным путем в ходе практических действий узнали как можно провести очистку воды через ткань, марлю, с помощью угля, песка, сделали вывод об устройстве очистных сооружений, сравнивали очищенную и неочищенную воду, смотрели на осадок оставшийся после очистки. Сделали вывод о свойствах и значении воды в природе после ряда проведенных опытов. Дети подготовительной группы уже многое могут рассказать о воде, так как имеют практический опыт участия в детских экспериментах от группы группе. Свободно дают ответ на проблемный вопрос, которые задают сверстники в группе: «Когда и почему воду из крана нельзя пить?», выдвигают версии и гипотезы, рассматривают с помощью лупы и микроскопа в слайдах презентации болезнетворных микробов, вместе делают вывод о том, что весной в водоемы попадает очень много талой сточной воды, если в этот период пить не кипячёную воду, то можно отравиться. Придется лежать в больницы и пить горькие лекарства. Конечно, в хорошо очищенной воде есть и полезные вещества, особенно много их в специальной минеральной воде и т. д. Если воду пить сырой, то необходимо очищать её через специальные фильтры.

В подготовительной группе дети вместе с воспитателем рассуждали о разнообразии растений леса, живой и неживой природе. Составляли рассказ из собственного опыта о любимых домашних питомцах, подчёркивая взаимосвязь человека с условиями его жизни.

Узнали о древних настенных, каменных, папирусных книгах, первых рукописных и печатных бумажных книгах. Данная тема так заинтересовала детей, что они решили создать свою книгу. Знакомясь с разнообразием природы Хабаровского края, Дальнего востока создавали экологическую книгу одну зелёную страницу за другой. Экологическая, «живая» книга Хабаровского края и Дальнего востока получилась по настоящему неповторимой…

Дети получали научные знания и в ходе изготовления макета «Подводный мир», Удивительное место на земле «Африка», «Север».

Дети участвовали в ряде экспериментов со снегом и льдом, стеклом, резиной, пластмассой, тканью, бумагой, металлом. Рассматривая кусочки льда, смотрели сквозь него, делали вывод, что лёд прозрачный, снег может быть сыпучим и рыхлым и плотным и тяжелым, устанавливали причинно - следственные связи от чего это зависит. В ходе реализации проекта «Времена года», «Зимующие птицы» были организованы длительные наблюдения на прогулке и практические действия по изготовлению кормушек и развешиванию их на участке, после вопросов воспитателей выстраивали цепочку рассуждений и умозаключений о причинах отсутствия в зимние холода корма для птиц, делали вывод о необходимости их прикорма в зимний период, дети запомнили почему птицы сидят зимой нахохлившись, что такое воздушная подушка между их оперением и телом, почему у птиц перья полые, почему снегирь имеет такую яркую окраску и т. д.

Знакомя детей с кладовой земли воспитатели, организовали детские эксперименты с помощью которых дети увидели, как извергается вулкан, участвовали в создании макета вулкана, узнали, что такое ржавчина и почему она образуется, познакомились со свойствами метала, сделали вывод о том, что в неблагоприятной среде на металле появляется ржавчина, (участвовали в эксперименте по ржавлению скрепки). А так же рассматривали породы земли, камни, минералы.

И, конечно же в каждой группе педагоги вместе с детьми проводят длительные наблюдения, которые в дошкольной педагогике ставят в одном ряду с экспериментальной деятельностью, по выращиванию зеленого пера лука и других культур. В подготовительной группе дети уже самостоятельно устанавливают этапы выращивания рассады, зарисовывая это в схемах и проговаривая последовательность действий.

Результаты данной практической деятельности детей мы показывали в видеоролики в прошлом году.

Несомненно, детское экспериментирование является важным методом познавательного развития детей. В ходе опытной деятельности у детей активизируется мышление, развивается умение планировать, их словарный запас обогащается, развивается связная речь.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детское волонтёрство как средство формирования инициативы и самостоятельности Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться – это значит применять.

Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» «….дети любят искать,.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам. Ральф У. Эмерсон, философ. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности. Реферат 4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании.

Формирование у младших дошкольников представлений об окружающем мире Мир вокруг нас большой и разнообразный. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир объектов, созданных человеком. Необходимо.

Игра как средство развития и формирования познавательных интересов дошкольника ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ.

Кольца Луллия как средство формирования представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №105 «ДЕТСТВО» ГОРОДА ПЕНЗЫ Кольца Луллия, как средство формирования представлений об окружающем мире у детей младшего.

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» Мастер – класс «Детское экспериментирование как средство развития.

Мастер-класс «Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 24 г. Благовещенска» Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме.

Проект на тему «Детское волонтерство как средство формирования инициативы и самостоятельности» Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование как средство формирования научных представлений дошкольника об окружающем мире
Опубликовано: 14 апреля 2019 в 14:27
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование как средство формирования научных представлений дошкольника об окружающем мире» (включая файлы) размещена пользователем Титова Наталья Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД