Титова Наталья Анатольевна
Детское экспериментирование как средство формирования научных представлений дошкольника об окружающем мире
▼ Скачать + Заказать документы
Послушайте - и Вы забудете,
посмотрите –и Вы запомните,
сделайте –и Вы поймете.
Конфуций
Раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будут ему необходимы в овладении выбранной профессией в будущем, вот то на что направленно современное дошкольное образование сегодня.
Детское экспериментирование является одним из методов самостоятельного познания и формирования научных знаний.
Публикация «Детское экспериментирование как средство формирования научных представлений дошкольника об окружающем мире» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений об окружающем мире. Экспериментирование – это нетрадиционный метод естественного образования детей. Ценностью этого метода является то, что при традиционном подходе мы обучаем, играя, а при нетрадиционном – изучаем, делая, т. е. воспитатель не контролирует деятельность детей, а консультирует ее.
Реализация ООП ДО требует от педагога совершенного владения методиками организации всех видов деятельности: проектной, игровой, опытно – исследовательской, экспериментальной.
На наш взгляд именно в экспериментальной деятельности ребёнок развивается и познаёт окружающий мир.
Согласно ФГОС ДО и реализуемой ООП ДО МБДОУ ДС № 16 в каждой группе созданы условия, которые помогают нам С ПОМОЩЬЮ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ раскрыть у ребёнка познавательные способности, повысить мотивацию к поисковой деятельности, совершенствуют пытливость ума наших дошкольников.
В 2018 - 2019 учебном году дети подготовительной группы стали участниками городского научного сообщества АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА, педагогами подготовительной группы Бувалиной Еленой Викторовной и Митрофановой Екатериной Сергеевной был разработан проект «Мы - юные Дальневосточники» весь год дети вместе с воспитателями создавали экологическую книгу, каждая страничка которой является результатом кропотливой работы по подбору и изучению научной информации о растительном и животном мире Дальнего востока.
Развивая познавательный интерес дошкольников мы конечно же привлекаем родителей к участию в образовательном процессе. В прошлом учебном году родители помогли сделать лепбуки, приобрели для детей микроскоп, который роектирует изображения на экран ноутбука.
Прислушиваясь к нашим рекомендациям, родители дома с детьми продолжают развивать познавательный интерес, играя с ребёнком в различные игры, направленные на расширение кругозора детей, беседуют с детьми об увиденном по дороге домой.
Ежегодно мы проводим конференции и итоговые собрания для родителей, где в практической деятельности с детьми педагоги демонстрируют как повысился познавательный интерес детей, как развилась их речь. Родители узнают об детском экспериментировании и из восторженных рассказов детей. А наследующий день спрашивают рецепт организации детского опыта, конечно же педагоги делятся инструкциями проведения опыта.
Наши педагоги участвуют в РМО города, где делятся своим опытом проведения НОД с детьми, проводят мастер – классы. В прошлом году мы показывали ряд открытых НОД в рамках едениго методического дня. Воспитатели провели НОД «Воздух вокруг нас», Амур батюшка», Капитошка.
В каждой возрастной группе мы знакомим детей с темами, содержание которых от группы к группе усложняется, а соответственно меняются и опыты, к уже знакомым добавляются новые. Опираясь на методические рекомендации Н. Н. Подъякова, Ф. А. Сохиной и парциальную программу «Юный эколог» С. Н. Николаевой, дополнительную программу «Игровая экология» Т. В. Шпотова и другие мы организуем работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный воспитателем, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. (Сегодня наши педагоги продемонстрировали вам это в практической деятельности с детьми).
Учитывая проявления первых исследовательских качеств, педагоги, работающие с детьми 2х лет, направляют попытки детей познавать мир. Регулярно организуя экспериментирование с объектами при помощи элементарных действий детей: пересыпать и насыпать ложкой крупу из одной емкости в другую, наливать воду, переливать её, определять на ощупь: «Какая вода?» Организацию детского эксперимента в группе раннего возраста сегодня показала Васильева Татьяна Алексеевна. Вы увидели удивление детей при окрашивании песка, проявление внимания и интереса к окружающему и природному миру, педагог не спешила давать комментарии, разделяя удивление и детский интерес.
Учитывая проявляющееся любопытство у детей четвертого года жизни воспитатели младшей группы, создают такие условия, которые помогают ребенку вместе со взрослым получить результат в поставленном небольшом опыте. Превращая детский вопрос в формулирование цели, где взрослый помогает малышу продумать этапы проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия.
Использовали песок как основу для творчества, сделали вывод о том, что рисовать можно не только на бумаге, дети сами предложили и другие варианты для творчества мелкие крупы и бисер.
В этом возрасте педагог предлагает выполнить не одно как в предыдущей группе, а уже два действия, привлекает детей к прогнозированию результатов своих действий.
Знакомя детей с двумя состояниями воды:
1. Осадки (дождь, снег) это вода, в процессе наблюдение за снежинкой, упавшей на тёплую ладошку, ребёнок отвечает на вопросы взрослого и делает вывод о том, что снежинка - это замёршая вода. Дождь – это вода, которая питает все живое на свете. Вода нужна для роста растений. К данному выводу дети приходят и благодаря длительному наблюдение за ежегодноорганизованным огородом на окне,где растут разные культуры, посаженные детьми. (Экологическое воспитание)
2. Вода бывает твердой. В процессе наблюдения дети вместе с педагогом делают вывод, о том, что лёд хрупкий и ломается, может быть острым и опасным, в процессе опыта наблюдают и устанавливают причину, почему лед тает? От чего превращается в воду? Дети делают вывод, что от тепла, от солнца.
3. Сравнивая два материала: дерево и железо, используют воду, как средство для проведения опыта. Отвечая на вопросы взрослого - приходят к выводу о том, что железо тонет, а дерево нет, пока еще без установления причинно- следственной связи. При желании педагог предлагаетсравнить, что тяжелее деревянный брусочек или железный.
4. Бумага и ткань, путём проб и ошибок, ребёнок делает вывод о свойствах бумаги и ткани. В специально организованных условиях дети рассуждают, кому и зачем нужна бумага, предлагают версии о том, что можно сделать из бумаги. В ходе опыта (опускают в воду) наблюдают что происходит с бумагой в воде, делают вывод о прочности бумаги. Бумага в воде намокает и портится, она не прочная, и не подходит для строительства дома, но из нее можно сделать обои, подарочную упаковку и красивые поделки в подарок.
5. Вода растворитель в процессе опытно – экспериментальной деятельности, организованной воспитателем дети окрашивают воду в разные цвета с помощью свекольного сока, кофе, варенья и красок. И самостоятельно приходят к выводу, что вода в процессе добавления различных красителей может приобрести вкус, и стать очень полезной для здоровья.
В средней группе опытные исследования становятся насыщеннее, наблюдения длительнее. Поэтому воспитатель средней группы это уже друг, активно помогающий использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятии «Этот удивительный воздух» дети систематизируют знания о том, что вокруг нас есть воздух – мы его не видим, что бы его увидеть ловили воздух пакетом.
Чтобы дать детям представление о движение воздуха – ветре, через использование ИКТ презентации дети увидели как работают ветряные мельницы. Поймав воздух парашютом, дети средней группы узнала о том, почему парашютисты не падают, а приземляются плавно на землю. Что бы представить, как ветер передвигает предметы, что без ветра не поплывет парусник, дети участвовали в эксперименте. Дули через трубочку в плотно закрытую баночку в которой лежали мелко нарезанные бумажки. В ходе просмотра мультимедио презентации: одуванчик из семечка превратился в цветок, узнали, как ветер влияет на размножение растений (одуванчик).
После проведения длительных наблюдений по теме: «Цветы в природе», беседы – рассказа с использованием ИКТ – технологий и практических действий с комнатными растениями, дети делают вывод: что всем растениям нужен свет, ухоженная почва, вода. В ходе длительных наблюдений и неоднократных бесед педагог уточняет, что почву, в которой растут цветы необходимо не только поливать, но и удобрять, рыхлить.
Поисковые умения и познавательные интересы в старшем дошкольном возрасте мы чаще всего формируем в проектной деятельности. За последние 3 года были реализованы разнообразные проекты. В рамках реализации проекта «Река времени» были организованы мини – проекты, где ребята узнали об истории вещей окружающих их и дома и в детском саду.
В мини – проектах дети нашли ответы на поисковые вопросы: «Сколько лет карандашу», «От иголки до швейной машины», «Как появился пылесос», «Утюг», «Телефон», «Электрическая лампа». Реализуя проект «История новогодних игрушек», вместе с родителями изготовили игрушки своими руками. В проекте «Как с гуся вода» дети самостоятельно пришли к выводу о том, почему у гуся перья не намокают. Путешествие во времени от прошлого к настоящему помогло выстроить логическую цепочку от костра и до электрической плиты, через применение ИКТ технологий выстроить хронологию появления печки, чугунных батарей, электрических обогревателей. Узнать, что заменяло пылесос раньше, из чего изготавливали раньше и делают сейчас метлу и веник.
Дети подготовительной к школе группы.
В ходе проведения виртуальных прогулок по «Улицам города», «По Амуру», которым предшествовали исследовательские проекты «Амурские рыбы», «Города и села Хабаровского края» дети получили научные представления о коренных малочисленных народах проживающих на территории Хабаровского края, о традиционных промыслах, быте и укладе жизни нивхов, о том как называются рыбы, обитающие в Амуре, почему они имеют такие интересные названия, чем питаются, дети свободно рассказывали о особенностях обитания и внешнем виде рыб.
Выдвигали экологическую гипотезу: что может произойти с рыбой, если предприятия будут сбрасывать в Амурскую воду отходы своего производства без специальных фильтров, без очистки, опытным путем в ходе практических действий узнали как можно провести очистку воды через ткань, марлю, с помощью угля, песка, сделали вывод об устройстве очистных сооружений, сравнивали очищенную и неочищенную воду, смотрели на осадок оставшийся после очистки. Сделали вывод о свойствах и значении воды в природе после ряда проведенных опытов. Дети подготовительной группы уже многое могут рассказать о воде, так как имеют практический опыт участия в детских экспериментах от группы группе. Свободно дают ответ на проблемный вопрос, которые задают сверстники в группе: «Когда и почему воду из крана нельзя пить?», выдвигают версии и гипотезы, рассматривают с помощью лупы и микроскопа в слайдах презентации болезнетворных микробов, вместе делают вывод о том, что весной в водоемы попадает очень много талой сточной воды, если в этот период пить не кипячёную воду, то можно отравиться. Придется лежать в больницы и пить горькие лекарства. Конечно, в хорошо очищенной воде есть и полезные вещества, особенно много их в специальной минеральной воде и т. д. Если воду пить сырой, то необходимо очищать её через специальные фильтры.
В подготовительной группе дети вместе с воспитателем рассуждали о разнообразии растений леса, живой и неживой природе. Составляли рассказ из собственного опыта о любимых домашних питомцах, подчёркивая взаимосвязь человека с условиями его жизни.
Узнали о древних настенных, каменных, папирусных книгах, первых рукописных и печатных бумажных книгах. Данная тема так заинтересовала детей, что они решили создать свою книгу. Знакомясь с разнообразием природы Хабаровского края, Дальнего востока создавали экологическую книгу одну зелёную страницу за другой. Экологическая, «живая» книга Хабаровского края и Дальнего востока получилась по настоящему неповторимой…
Дети получали научные знания и в ходе изготовления макета «Подводный мир», Удивительное место на земле «Африка», «Север».
Дети участвовали в ряде экспериментов со снегом и льдом, стеклом, резиной, пластмассой, тканью, бумагой, металлом. Рассматривая кусочки льда, смотрели сквозь него, делали вывод, что лёд прозрачный, снег может быть сыпучим и рыхлым и плотным и тяжелым, устанавливали причинно - следственные связи от чего это зависит. В ходе реализации проекта «Времена года», «Зимующие птицы» были организованы длительные наблюдения на прогулке и практические действия по изготовлению кормушек и развешиванию их на участке, после вопросов воспитателей выстраивали цепочку рассуждений и умозаключений о причинах отсутствия в зимние холода корма для птиц, делали вывод о необходимости их прикорма в зимний период, дети запомнили почему птицы сидят зимой нахохлившись, что такое воздушная подушка между их оперением и телом, почему у птиц перья полые, почему снегирь имеет такую яркую окраску и т. д.
Знакомя детей с кладовой земли воспитатели, организовали детские эксперименты с помощью которых дети увидели, как извергается вулкан, участвовали в создании макета вулкана, узнали, что такое ржавчина и почему она образуется, познакомились со свойствами метала, сделали вывод о том, что в неблагоприятной среде на металле появляется ржавчина, (участвовали в эксперименте по ржавлению скрепки). А так же рассматривали породы земли, камни, минералы.
И, конечно же в каждой группе педагоги вместе с детьми проводят длительные наблюдения, которые в дошкольной педагогике ставят в одном ряду с экспериментальной деятельностью, по выращиванию зеленого пера лука и других культур. В подготовительной группе дети уже самостоятельно устанавливают этапы выращивания рассады, зарисовывая это в схемах и проговаривая последовательность действий.
Результаты данной практической деятельности детей мы показывали в видеоролики в прошлом году.
Несомненно, детское экспериментирование является важным методом познавательного развития детей. В ходе опытной деятельности у детей активизируется мышление, развивается умение планировать, их словарный запас обогащается, развивается связная речь.