Мария Пащенко
Экологическая тропа как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Позвольте представить результаты исследования на тему: «Экологическая тропа как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Публикация «Экологическая тропа как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В настоящее время резко обострилась экологическая обстановка. Причиной тому не только условия экономического развития, но и невысокий уровень экологического сознания людей, их недостаточная компетентность в вопросах функционирования природных систем. Чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис, необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать тот период в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений и правил поведения в природе. Таким возрастом является возраст до школы.
Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека. А экологические представления – это основа для последующего экологического мировоззрения. По мнению современных педагогов (М. А. Васильевой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Н. А. Авдеевой, именно дошкольный возраст является базой для формирования основных экологических представлений и представляет широкие возможности для экологического воспитания.
Анализ исследований, посвященных формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста, показал, что недостаточно изучен вопрос о возможности формирования экологических представлений в процессе использования эколого - развивающей среды ДОУ, одним из компонентов которой выступает экологическая тропа. Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.
Слайд 2
Следует отметить, что процесс формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экологической тропы сопровождается противоречиями между необходимостью формирования экологических представлений и недостаточным включением экологической тропы в систему воспитательно – образовательно работы в дошкольных учреждениях.
Выявленные противоречия определили проблему исследования - каковы педагогические условия, которые бы обеспечивали эффективность формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста при организации работы на экологической тропе?
Слайд 3
Важной задачей нашего исследования стало определение научных основ методики нашего экспериментального исследования. Для того, чтобы наши предложения были научно обоснованными мы приступили к анализу научной литературы. Результаты этой работы содержатся в 1й главе. В процессе работы над темой нами были выделены следующие понятия (на слайде).
Слайд 4
Экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой. Грамотное оформление экологической тропы на территории детского сада позволяет педагогам эффективно организовать процесс экологического образования, так как большая часть экологических занятий должна проводиться на свежем воздухе. Экологическая тропинка – один из важнейших компонентов экологической развивающейся среды. В дошкольных учреждениях она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Организуя работу на экологической тропе с детьми дошкольного возраста, решается комплекс взаимосвязанных задач обучения, воспитания и развития.
Слайд 5
Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу также можно на экологической тропе, где ребенок познает окружающий мир, самостоятельно выделяет связи и зависимости, существующие в природе: наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы он активно взаимодействует с ними. Работа на экологической тропе может позволить решить практически все задачи экологического образования дошкольников, что дает возможность рассматривать экологическую тропу как средство экологического образования детей дошкольного возраста.
слайд 6
В рамках исследования на базе МБ ДОУ 185 был проведен констатирующий эксперимент, на котором мы выявляли начальный уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Диагностическое обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально, с помощью беседы, используя иллюстрации с изображением объектов или явлений (при затруднениях).Результаты диагностики фиксировались в протоколах и расположены в приложение 3
слайд 7
Результаты констатирующего эксперимента показали:- представления детей о живой и неживой природе находятся, в основном, на среднем уровне;- значительные предпочтения дети отдают игре, проблемным ситуациям игрового характера; Видно, что дети рассказывают о самых ярких, запоминающихся объектах. Названия кустарников затрудняются ответить. Мало называют травянистых растений. Исходя из данных диагностики можно сказать что у детей нет достаточных знаний и представлений о природных объектах на экологической тропе.
Мы выяснили, что экологические представления детей старшего дошкольного возраста недостаточно системные, поверхностные. На основе этого необходимо организовать работу по формированию экологических представлений детей, а в качестве средства использовать экологическую тропу.
слайд 8
Далее мы приступили к формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений посредством экологической тропы.
Работа осуществлялась по 2 направлениям: 1. работа с детьми старшей группы на экологической тропе ДОУ. 2. работа с родителями
В процессе работы у нас был разработан перспективный план работы с детьми, который включает в себя 5 занятий по формированию экологических представлений посредством экологической тропы.
слайд 9
Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки: например «русская береза», «Тополь», «Рябина»….
слайд 10…11
Точки «Кормушка и Скворечник»
слайд 12
Точки муравейник…насекомые…. Паспорт видовых точек и содержание более подробно представлены в приложениях.
Слайд 13
Проводя работу с использованием экологической тропы, мы в первую очередь обращали внимание детей на условия, без которых данный вид не может существовать и на связь его с окружающей средой. При работе с детьми мы доносили до детей правильный экологический подход человека к природе. Одни и те же обьекты исследуем много раз. Проводим наблюдения в разное время года.
Слайд 14
В результате проведенных занятий на видовых точках экологической тропы дети повысили уровень экологических знаний, научились понимать самоценность природы, осознавать себя как часть природы, уважительно относится к богатствам природы, научились видеть красоту природы, и пришли к пониманию того, что в природе все взаимосвязанно и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения. Как мы уже отмечали, умение бережно обращаться природой имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка.
Слайд 15
Контрольный эксперимент был проведен также на базе МБ ДОУ 185, теже методики оценки были использованы, что и констатирующем эксперименте, и также с каждым ребенком индивидуально. Результаты диагностики уровня экологических знаний фиксировались в протоколах и предоставлены в таблице. Средняя испытуемая группа показала более высокий уровень сформированности экологических знаний. У детей повысился уровень и объём знаний в сравнении с констатирующем экспериментом. Сравнивая результаты видно, что представления детей об объектах на экологической тропе стали глубже, осознаннее, исходя из этого можно говорить о том, что формы, методы и использование экологической тропы как средства формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста были эффективны.
Слайд 16
В заключение хочу сказать, что экологическая тропа несет не только развивающую и познавательную функцию, но и воспитательную. Дети усваивают не только знания о природе, но и этические нормы, связанные с природопользованием. Все знания, навыки и умения, чувства и убеждения которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из важных задач – оптимизации человека с природной средой! Таким образом, полученные результаты исследования свидетельствуют об эффективности проведённых мероприятий. Гипотеза полностью доказана и подтверждена экспериментальными данными, цель исследования достигнута, задачи решены.