Елена Шакирова
Коллекционирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество. Ребенок стремиться понять, как устроены предметы, узнать что-то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни.
Именно с коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
Что же такое коллекционирование?
Темочки:
- Коллекционирование
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Коллекционирование — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов, как правило, однородных или объединённых общностью темы. Это могут быть произведения искусства (книги, картины, музыкальные произведения, кинофильмы,видеоигры, историко-культурные и технические ценности и предметы (монеты, значки, почтовые марки, модели, автомобили) или объекты природы (насекомые, минералы, раковины моллюсков, цветы). Коллекционирование предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства.
Очень часто предметы коллекций не имею практического использования, но всё чаще вызывают желание человека размышлять, сравнивать, обобщать, систематизировать, побуждают человека к поиску, а ведь всё это свойственно детям дошкольного возраста. Итак, мы смело можем использовать эту деятельность для развития творчества дошкольников, их умственных способностей: памяти, мышления, установления причинно-следственных связей. Но давайте более детально рассмотрим влияние данной деятельности на формирование математических навыков. Итак, какие же задачи можно решить при помощи собирания тех или иных коллекций?
1. Развивать самостоятельность и инициативу в поиске ребёнком вариативных способов сравнения, упорядочения, классификации ряда объектов. Для примера рассмотрим возможность сравнивать ракушки, здесь дети смогут выяснить какая самая большая, самая маленькая, упорядочить коллекцию, разложив её составляющие по величине. Возможна классификация объектов по какому-либо признаку: если дети решат собирать листья, то можно будет разделить их, разложив коллекцию по формам, цветам.
2. Содействовать в самостоятельном обнаружении детьми связей и зависимостей между объектами, в том числе и скрытых от непосредственного восприятия (по свойствам и отношениям: часть и целое, соответствие и подобие, порядок расположения и следования). К примеру возьмём открытки. Раскладывая коллекцию по праздникам и событиям дети узнают о порядке следования некоторых событий и очерёдность календарных праздников – что было до, что после, какой праздник сначала, а какой потом). (1 сентября, Новый год, 23 февраля, 8 марта, день рождение) Так же возможно такое упорядочивание, как зимние, летние, весенние и осенние праздники и события; а ведь это не маловажный факт в формировании временных представлений у ребят. В ходе собирания дети обнаруживают, что коллекция не является полной, если не будет хватать какой -то открытки, что является неотъемлемой её частью.
3. Побуждать дошкольников обосновывать и доказывать рациональность выбранного способа действий (изменить, проверить путём подбора аналогичных объектов, используя при этом соответствующую терминологию: увеличить, уменьшить, разделить на части, соединить, изменить форму, расположение и т. д.). Предположим, что дети собирают измерительные приборы – это очень объёмная коллекция, которая будет формироваться из нескольких частей: здесь могут расположиться приборы, измеряющие время, вес, размер. Собирая весы, часы, линейки, ребята познакомятся с вещами, которые каждая имеет прямое отношение к формированию математических представлений у детей дошкольного возраста; но, и, упорядочивая их в коллекцию, они смогут познавать такие термины, как увеличить, уменьшить, разделить на части. Например: начиная собирать коллекцию измерительных приборов, можно в ходе формирования коллекции обратить внимание детей на то, что пополняя её, объекты можно разделить на группы по какому-либо признаку, как выше упоминалось, подводим детей к пониманию, что частей может быть несколько. Разделяем целое на части: приборы, измеряющие время это часы, а вот весы у нас время измерить не могут, значит сформируем другую часть коллекции и т. д. Детально изучая объекты, пополняющие коллекцию, подводим детей к пониманию того, что меры веса бывают разными (килограммы, милиграммы); время так же исчисляется несколькими величинами, такими как час, секунда, год, месяц. Здесь, анализируя, появляется умение устанавливать причинно-следственные связи, то есть если секунда – это часть минуты, а минута это часть часа, следовательно секунда – это тоже часть часа. Или же разбивая измерительные приборы на группы, дети понимают, что эти группы являются частью целого, то есть всей коллекции, следовательно каждый отдельно взятый прибор – часть группы, а значить и часть всей коллекции.
4. Способствовать проявлению исследовательской активности детей. Конечно же коллекционирование оказывает огромную помощь педагогам в решении данной задачи. Ведь здесь дети принимают активное участие, они буквально загораются идеей: собирать, искать, узнавать, спрашивать, слушать, смотреть, сравнивать, добавлять, анализировать, понимать. А это ни что иное, как исследование, пусть небольшое, понятное детям, но это так.
Вывод напрашивается сам собой – коллекционирование является важным и необходимым методом в работе с детьми дошкольного возраста, влияет на формирование математических представлений детей, тесно связан с другими сторонами воспитания и развития их. Ребята расширяют свой кругозор, формируется организованность, ответственность, пополняется и словарный запас. Дети благодаря коллекционированию становятся более сплочёнными, ведь эта объёмная работа даёт им возможность понять, что одному человеку сложно её выполнить, действовать нужно сообща, помогая друг другу, поддерживая товарищей.
Вашему вниманию хочу представить виды коллекций, которые представили нам дети и родители.
Практическая часть:
Игра «Чудесный мешочек» направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами. В чудесном мешочке находятся: счетный материал, например камушки. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, бубна или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети сидящие за столами, считают количество ударов и показывают соответствующую цифру.
Игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку» способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Несколько групп предметов размещают на столе, например резиновые игрушки из коллекции, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т. е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот кто работает у стола, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку, то он становится ведущим.
Игра с камнями, пуговицами. В тарелочке лежат камушки или пуговицы. Воспитатель предлагает отсчитать 10 предметов и разложить их в порядке убывания. Если попадаются одинаковые камни или пуговицы, предлагается разложить их по размеру или цвету.