Венера Урмантаева
Самообразование «Развивающие игры как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование
Урмантаевой Венеры Сапаргалиевны
воспитателя МБДОУ «Д/с № 5 «Теремок»
Тема: «Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Дата начала работы над темой: 03.09.2018г.
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2019г.
Публикация «Самообразование „Развивающие игры как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.
Задачи:
-Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями.
-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
- Изучить игровые технологии в обучении математике детей дошкольного возраста;
- Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
-Дать общую характеристику содержания понятия формирование элементарных математических представлений.
-Исследовать эффективность использования развивающих игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
- Разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игр.
-Подготовить отчет-презентацию по результатам проекта для педагогов по теме: «Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников»
Актуальность проблемы:
В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решении.
Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в развивающих играх, которым необходимо уделять большое внимание. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы. Исходя из этого, я сформулировала следующую рабочую гипотезу: развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.
Объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников;
Предмет исследования – развивающие игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников;
-работа по занимательному математическому материалу;
-развлечения;
-математические (логические) игры, задачи, упражнения;
-дидактические игры и упражнения.
В формировании у детей математических представлений в работе использую занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого мероприятия или использую в конце него, когда наблюдается снижение умственной активности детей.
В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры : с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, а именно Палочки Кюизенера и Блоки Дьенеша, а так же на развитие логического мышления – это Колумбово яйцо, Танграм и т. п., путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях применяю занимательные задачи, загадки.
Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. В качестве «умственной гимнастики» использую несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я все больше убеждаюсь в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы. Что в очередной раз подтверждает правильность перехода дошкольного образования на Федеральный государственный образовательный стандарт. В работе помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение. Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок дает основание для их классификации. Классифицировать их можно по разным признакам по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
В развивающей предметно-пространственной среде группы имеется уголок развивающих игр, в который мы с моим напарником так же включили раздел «Занимательная математика». В него входят развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Использовать игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражняется в запоминании порядка следования чисел. В уголке так же размещен разнообразный занимательный материал, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в уголке мы организуем с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру.
Осуществляю свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями:
- знакомство с занимательными и развивающими играми;
- проведение консультаций, индивидуальных бесед;
- привлекаю родителей к пополнению раздела «Занимательная математика» в уголке развивающих игр.
В ходе моей работы по теме самообразования с родителями провела собрание на тему: «Использование развивающих игр при формировании элементарных
математических представлений у дошкольников»
Образовательную деятельность с воспитанниками провожу 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма проведения может быть разной – как традиционной так и нетрадифионной, т. е. это путешествия, квест-игры, соревнования и т. п.
Практические выходы:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.
Тема: «Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
2. Проведение родительского собрания.
Тема: Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
3. Проведение Квест-игры для педагогов.
Тема: «Путешествие с колобком»
4. Проведение семинара-практикума для педагогов.
Тема: «Логико-математические игры в развивающей среде ДОУ»
5. Оформление папки-передвижки для родителей.
Тема: «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»
6. Отчет-презентация.
Тема: «Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
7. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
8. В течение года изучить литературу по теме самообразования.
Литература по теме:
1. «Играем в числа» — серия пособий.
2. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед-х наук.
3. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.
4. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
5. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.
6. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб. : Детство-пресс, 2015 г.
7. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2016г. - 256 с.
8. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2016г. — 256 с.
9. Лебеденка, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников : Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста / Е. Н. Лебеденко. -СПб. : Детство-Пресс, 2017 г.
10. Математика от трёх до шести : учеб. -метод, пособие для воспитателей детских садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб. : Детство-Пресс, 2015г.
11. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - СПб. : Детство-Пресс, 2014г.
12. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников. — М. : ВАКО, 2016 г. — 208 с.
13. Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб. : Детство-пресс, 2015 г.
14. https://nsportal.ru/detskiy-sad/MATEMATIKA?page=6
План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год
Сентябрь 2018г.
-Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
Цель: учить анализировать и обсуждать.
-Папка дошкольника «Логика»
Цель: развивать логическое мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.
-Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе»
Цель: учить детей математике в обыденной жизни.
Октябрь 2018г.
1. Дидактическая игра «Сложи из треугольников».
Цель: развивать мышление, воображение, творчество.
2. Геометрические фигуры в загадках.
Цель: учить классифицировать фигуры по разным признакам
3. Изготовление дидактической игры «Цветное домино».
Цель: развитие зрительного восприятия детей
4. Дидактическая игра «Помоги предметам вернуться домой
Цель: формировать умение различать форму предметов и соотносить эту форму с геометрической фигурой.
Ноябрь 2018.
1. Задачки-сказки
Цель: развивать у детей мыслительные процессы, учить воображать
2. Д/и «Сосчитай и назови цифру»
3. Д/и «Посади зайчика на пенек»
Цель: закрепление знаний основных цветов, развитие мелкой моторики
4. Д/и «справа, слева, спереди, сзади»
Цель: учить детей различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху)
Декабрь 2018г.
1. Игра «Фигуры из счетных палочек»
Цель: развивать логическое мышление
2. Игра «Разложи в фигуры по образцу»
Цель: совершенствовать умение группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины,
3. Головоломки со счетными палочками
Цель: развивать логическое мышление
4. Игры с использованием блока Дьенеша
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: развивать интерес у детей к геометрическим фигурам и уметь находить на ощупь, определять геометрическую фигуру, называть ее.
Январь 2019г.
1. Игра «Разноцветные дорожки»
Цель: развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память).
2. Дидактическая игра «Найди и назови».
Цель: учить соотносить изображения на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению
3. Картотека дидактических игр по работе с блоками Дьенеша
Цель: продолжать знакомить с блоками Дьенеша
4. Игра «Собери фигуру по образцу».
Цель: развивать воображение, умение анализировать, сопоставлять, работать со схемой, закреплять представления детей о геометрических фигурах.
Февраль 2019г.
1. Считалки с иллюстрациями
Цель: вызвать интерес и любовь к математическим считалкам
2. Игры с использованием палочек Кьюизенера «Дом с колокольчиком».
Цель: Формировать математическое мышление; развивать творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
3. Дидактическая игра «Лабиринт»
Цель: развивать тонкие дифференцированные движения пальцев рук
4. Консультация для родителей «Роль развивающих игр в формировании элементарных математических знаний»
Март 2019г.
1. Семинар-практикум для педагогов «Логико-математические игры в развивающей среде ДОУ»
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико - математических игр как средства познавательного развития дошкольников.
2. «Соберем транспорт» игры с использованием блоков Дьенеша
Цель: развивать логическое мышление, воображение
3. Дидактическая игра: «Волшебные дорожки».
Цель: развивать внимание, логику и мышление.
4. Игра «Художники»
Цель: развивать у детей внимание, логическое мышление, творческие способности,
Апрель 2019г.
1. Квест-игры для педагогов.
Тема: «Путешествие с колобком»
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений. Повысить уровень профессионализма воспитателей.
2. Игровая ситуация «Весна пришла»
Цель: развивать образное мышление; развивать зрительную память; развивать координацию и моторику.
3. Игровое упражнение «Разложи предметы по форме»
Цель: упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар,
4. Игры с использованием блока Дьенеша «Угощение для медвежат»
Цель: закрепить у детей знание названия цветов, умение определять формы предметов;
5. Игры с использованием палочек Кьюизенера «На золотом крыльце»
Цель: продолжать знакомить детей с палочками Кьюизенера
Май 2019г.
1. Дидактическая игра: «Разноцветные фонарики»
Цель: упражнять в сравнении по длине, уметь ориентироваться в пространстве: слева, справа. Различать один, много, закрепить знание детей о различении цветов.
2. Игровое упражнение «Письмо от волшебника»
Цель: учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.
3. Логические упражнения «Подумай-ка»
Цель: развивать логическое мышление у детей дошкольного возраста.
4. Игра «Танграм»
Цель: научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.