Екатерина Капустина
Предметно-развивающая среда в ДОУ как эффективное средство формирования элементарных математических представлений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время особо важным условием для успешной реализации образовательной программы является организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Изучению среды (игровой, предметной, творческой) в психолого-педагогической литературе большое внимание уделяли: М. Я. Басов, П. П. Блонский, А. Б. Залкин, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. Ученые доказывают, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Вопросами создания и организации предметно-пространственной развивающей среды в детском саду занимались Е. В. Зворыгина, С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, А. П. Усова и др.
Публикация «Предметно-развивающая среда в ДОУ как эффективное средство формирования элементарных математических представлений у детей» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Существует несколько понятий «предметно-развивающей среды».
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка» (С. Л. Новоселова).
Под предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени, насыщенную разнообразными предметами и игровым материалом (М. Н. Полякова).
Философы считают, что именно математика прививает такие высокие нравственные качества человека, как разумность, точность, обязательность, определённость мысли, любовь к истине, способность к аргументированному убеждению, дисциплинированность и собранность в рассуждениях, внимательность.
Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка к математике?
Необходимо создать такую предметно-пространственную среду, в которой бы ребенок играл, развивался, обучался, так, чтобы у него происходило формирование и накопление математического опыта.
Задача взрослого - поддержать интерес ребенка!
На сегодняшний день существует проблема в том, что материалы и оборудования в центрах математического развития в группах детского сада однотипны, и это ведет к уменьшению интереса дошкольников к математике.
Сегодня воспитателю нужно, так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Необходимо разрабатывать и делать игры и пособия из нетрадиционного яркого, красочного материала; создавать и применять интерактивные игры и пособия. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит индивидуальный характер.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Концептуальная модель предметно-развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени. К предметному содержанию, связанному с математическим развитием детей дошкольного возраста относятся:
• игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы);
• учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
• оборудование для осуществления детьми разнообразной деятельности (например, материалы для экспериментирования, измерений).
Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Изучив основные направления реализации Концепции математического образования, мы пришли к выводу, что необходимо создавать условия, а прежде всего развивающую предметно-пространственную среду для развития у дошкольников математических представлений, знаний и способностей.
Проделанная педагогами работа по преобразованию предметно-развивающей среды оказывает благоприятное влияние на развитие познавательного интереса детей к математике.
У детей появляется желание занять свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуальными играми. В условиях обогащенной развивающей среды повысилась активность ребенка, которая теперь стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, с теми игровыми материалами, которые привлекли его внимание. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно деятельность всех детей группы.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда является тонкой гранью образовательной среды для ребенка дошкольного возраста. Задачей педагога на современном этапе является создание такой предметно-развивающей среды, которая бы вызывала у ребенка чувство эмоционального комфорта и психологической защищенности. Обновленная предметно-пространственная среда позволит каждому ребенку найти «свой путь в математику» через игру, вызвать желание к познанию нового, способствовать умственному и личностному развитию.