Ольга Мацнева
Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение связной речью в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, связной речи, тем свободнее ребёнок будет ими пользоваться в дальнейшем.
Публикация «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одна из актуальных проблем детей с общим недоразвитием речи – низкий уровень развития связной речи. В зоне особого внимания находятся монологические способности, программирование высказываний, составление рассказов и пересказ.
Для детей с общим недоразвитием речи характерны : скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков, нарушение слоговой структуры слов. Кроме того, большинство из них страдает нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления, что создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.
Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей детей с общим недоразвитием речи и постепенной активизации нарушенных функций. Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приёмы мнемотехники. Это связано с тем, что у дошкольников с ОНР память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события близкие их жизненному опыту, но у них заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.
Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. С использованием мнемотехники у детей с общим недоразвитием речи развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Однако для развития связной речи применение одних искусcтвенных приёмов мало, поскольку основной опорой запоминания, являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, установленные как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо хорошо известным. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется ёлка, а для обозначения домашних – дом.
Традиционно работа по развитию связной речи детей ведё тся по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
развитие творческих способностей – фантазии, воображения.
При знакомстве детей с мнемотаблицей особое внимание уделяется приёму, который служит не только для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти у детей, но и способствует развитию связной речи, так как детям необходимо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клетке, и развитию мелкой моторики, так как необходимо схематично изобразить его. На начальных этапах работы на доске, дети в тетрадях заполняют таблицу. Позднее дети самостоятельно могут придумать и составлять таблицы. Это позволяет детям быстрее освоить технологию работы с мнемотаблицами.
На логопедических занятиях дети учатся не только рассказывать по картинному плану, но и обозначать его графически. Учитель-логопед на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Каждый ребёнок заполняет свою собственную мнемотаблицу на листах, разделённых на несколько клеток, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ – описание о любом предмете. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также чем его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов.
При описании домашнего животного с детьми была составлена следующая мнемотаблица.
Похожие мнемотаблицы можно составить как о любом другом животном, а также при описании игрушек и других предметов.
Также на занятиях учитель-логопед использует готовые мнемотаблицы по разным лексическим темам, автора Ткаченко Т. А.
На начальных этапах обучения пересказу (на примере сказки «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Теремок») рекомендуется использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации можно заменить условными символами, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. При пересказе сказки детьми с опорой на символы на начальном этапе для упрощения работы с мнемотаблицей символы нумеруются по порядку, для того чтобы дети заранее знали о чём будет следующее предложение в их пересказе. Когда дети освоили работу с мнемотаблицей цифровые зарисовки были убраны.
На более поздних этапах задание усложнялось. Детям самим предлагалось придумать окончание сказки. Причём соблюдая жанровые особенности сказки. Представила детям готовую мнемотаблицу к сказке, но последние две ячейки были пустые. Задача детей состояла в том, чтобы придумать своё окончание сказки, зашифровать в рисунке-символе, а затем рассказать её.
При заучивании стихотворения применяется метод рисования, т. е. «кодирование» стихотворения.
Стоит в поле на пригорке теремок
Он ни низок, ни высок,
Кто-кто в теремочке живёт,
Кто-кто в невысоком живёт?
В мнемотаблице схематически возможно изображение как персонажей сказки, так и явления природы. Через сказку логопед знакомит детей с сезонными явлениями природы. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы, которые несут в себе обучающую информацию.
При составлении рассказов – описаний о временах года на занятии используются как мнемодорожки, н-р
(Весной появляется свежая зелёная травка, распускаются зелёные листочки)
(Весной солнышко светит ярко, распускаются первые весенние цветы,
так и мнемотаблицы
Весной солнышко светит ярко, травка зеленеет, на деревьях распускаются листочки,над цветами пархают бабочки.
В работе с мнемотаблицей рекомендуется вводить цветовые буквенные обозначения времё н года: осень-буква ”О”, зима-буква ”З”, весна-буква ”В”, лето-буква ”Л”. При этом устанавливаются следующие условные обозначения природных явлений: -дождь, -снег, -тучи, -птицы. Их же дети используют в уголках природы при обозначении погоды. Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемотаблицу о времени года и рассказ о нем.
Эта таблица имеет «ключ» к запоминанию и воспроизведении информации - букву «В», что символизирует весну и признаки, которые характерны для этого времени года. Аналогичные таблицы можно составить и о других временах года.
Приёмы мнемотехники я использую при обучении связной речи дошкольников в течение всего учебного года.
Результаты работы показывают, что дети более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала, введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью. При этом включаются в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Анализ рассказов выявляет, что использование символической аналогии при пересказе рассказа или сказки, составлении рассказов по картинке или творческих рассказов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит : «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».