Приложение МААМ

Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников с нарушениями речи

Ольга Мацнева
Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение связной речью в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, связной речи, тем свободнее ребёнок будет ими пользоваться в дальнейшем.

Публикация «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах

Одна из актуальных проблем детей с общим недоразвитием речи – низкий уровень развития связной речи. В зоне особого внимания находятся монологические способности, программирование высказываний, составление рассказов и пересказ.

Для детей с общим недоразвитием речи характерны : скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков, нарушение слоговой структуры слов. Кроме того, большинство из них страдает нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления, что создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.

Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей детей с общим недоразвитием речи и постепенной активизации нарушенных функций. Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приёмы мнемотехники. Это связано с тем, что у дошкольников с ОНР память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события близкие их жизненному опыту, но у них заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. С использованием мнемотехники у детей с общим недоразвитием речи развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Однако для развития связной речи применение одних искусcтвенных приёмов мало, поскольку основной опорой запоминания, являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, установленные как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо хорошо известным. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется ёлка, а для обозначения домашних – дом.

Традиционно работа по развитию связной речи детей ведё тся по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.

перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

развитие творческих способностей – фантазии, воображения.

При знакомстве детей с мнемотаблицей особое внимание уделяется приёму, который служит не только для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти у детей, но и способствует развитию связной речи, так как детям необходимо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клетке, и развитию мелкой моторики, так как необходимо схематично изобразить его. На начальных этапах работы на доске, дети в тетрадях заполняют таблицу. Позднее дети самостоятельно могут придумать и составлять таблицы. Это позволяет детям быстрее освоить технологию работы с мнемотаблицами.

На логопедических занятиях дети учатся не только рассказывать по картинному плану, но и обозначать его графически. Учитель-логопед на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Каждый ребёнок заполняет свою собственную мнемотаблицу на листах, разделённых на несколько клеток, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ – описание о любом предмете. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также чем его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов.

При описании домашнего животного с детьми была составлена следующая мнемотаблица.

Похожие мнемотаблицы можно составить как о любом другом животном, а также при описании игрушек и других предметов.

Также на занятиях учитель-логопед использует готовые мнемотаблицы по разным лексическим темам, автора Ткаченко Т. А.

На начальных этапах обучения пересказу (на примере сказки «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Теремок») рекомендуется использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации можно заменить условными символами, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. При пересказе сказки детьми с опорой на символы на начальном этапе для упрощения работы с мнемотаблицей символы нумеруются по порядку, для того чтобы дети заранее знали о чём будет следующее предложение в их пересказе. Когда дети освоили работу с мнемотаблицей цифровые зарисовки были убраны.

На более поздних этапах задание усложнялось. Детям самим предлагалось придумать окончание сказки. Причём соблюдая жанровые особенности сказки. Представила детям готовую мнемотаблицу к сказке, но последние две ячейки были пустые. Задача детей состояла в том, чтобы придумать своё окончание сказки, зашифровать в рисунке-символе, а затем рассказать её.

При заучивании стихотворения применяется метод рисования, т. е. «кодирование» стихотворения.

Стоит в поле на пригорке теремок

Он ни низок, ни высок,

Кто-кто в теремочке живёт,

Кто-кто в невысоком живёт?

В мнемотаблице схематически возможно изображение как персонажей сказки, так и явления природы. Через сказку логопед знакомит детей с сезонными явлениями природы. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы, которые несут в себе обучающую информацию.

При составлении рассказов – описаний о временах года на занятии используются как мнемодорожки, н-р

(Весной появляется свежая зелёная травка, распускаются зелёные листочки)

(Весной солнышко светит ярко, распускаются первые весенние цветы,

так и мнемотаблицы

Весной солнышко светит ярко, травка зеленеет, на деревьях распускаются листочки,над цветами пархают бабочки.

В работе с мнемотаблицей рекомендуется вводить цветовые буквенные обозначения времё н года: осень-буква ”О”, зима-буква ”З”, весна-буква ”В”, лето-буква ”Л”. При этом устанавливаются следующие условные обозначения природных явлений: -дождь, -снег, -тучи, -птицы. Их же дети используют в уголках природы при обозначении погоды. Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемотаблицу о времени года и рассказ о нем.

Эта таблица имеет «ключ» к запоминанию и воспроизведении информации - букву «В», что символизирует весну и признаки, которые характерны для этого времени года. Аналогичные таблицы можно составить и о других временах года.

Приёмы мнемотехники я использую при обучении связной речи дошкольников в течение всего учебного года.

Результаты работы показывают, что дети более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала, введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью. При этом включаются в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Анализ рассказов выявляет, что использование символической аналогии при пересказе рассказа или сказки, составлении рассказов по картинке или творческих рассказов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит : «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Колобок» п. Тюменский Воспитатель: Нагучева О. М. Доклад.

Формирование словаря и связной монологической речи у учащихся с сочетанными нарушениями посредством рисунков-символов Говоря об актуальности данной темы, необходимо сказать о том, что образная, с дополнениями и описаниями речь для детей с сочетанными нарушениями.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР. Слайд 1. Картинка Слайд 2. На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста- явление очень редкое. Современный мир насыщен.

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей Мнемотехника как способ развития связной речи у детей (из личного опыта учителя-логопеда Ефимовой А. С.) Ни для кого не секрет, что в настоящее.

Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР Демкина Татьяна Александровна Ермакова Жанна Васильевна МБУ д/с № 16.

План самообразования по теме «Мнемотехника — эффективное средство развития связной речи дошкольников» Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников» № Срок выполнения содержание 1 В течении года Октябрь 2015.

Повышение положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи к индивидуальной НОД по коррекции речиПовышение положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи к индивидуальной НОД по коррекции речи Александрова Оксана Викторовна Учитель-логопед 1квалификационной категории МБДОУ №375 г. Челябинска Данная статья посвящается одной из.

Нетрадиционные методы развития связной речи детей с речевыми нарушениями Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи детей с речевыми нарушениями Слайд 2. Развитие речи – одно из важных направлений коррекционной.

Проект в старшей группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска Проект «МНЕМОТЕХНИКА В.

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Речевые недостатки дошкольников4-5 лет, поступающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников с нарушениями речи
Опубликовано: 27 декабря 2016 в 08:16
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мацнева (УИ 980611) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД