Саблина Марина Владимировна
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР.
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Картинка
Слайд 2.
На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста- явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменятся общением с компьютером, телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Слайд 3.-4.
Наглядность- является одним из важных факторов, которое облегчает процесс становления связной речи детей.
Публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР,» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Как считал Константин Дмитриевич Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Взяв за основу мнения великих педагогов и увидев эффективность наглядного материала, я использую в работе по обучению детей связной речи- приемы мнемотехники.
Слайд-5
Мнемотехника в переводе с греческого- «Искусство запоминания».
Мнемотхника-это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника –это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему, мы можем описать любое животное, мебель, овощ или фрукт. Без труда выучить стихотворение.
Слайд-6
Задачами мнемотехники являются :
• Расширение объема словарного запаса;
• Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанные текст.
• Облегчение процесса заучивания стихов.
• Преобразование абстрактных символов в образы т. е. перекодирование информации)
• Развитие мелкой моторики рук
• Развитие основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления.
Слайд-7
Актуальностью использования приемов мнемотехники является :
• Облегчение детям владения связной речью
• Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно- следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.
• Применение мнемотехники, использование обобщений, позволяют ребенку систематизировать свой непосредственный опыт.
Слайд 8
Основными элементами мнемотехники являются :
• Мнемоквадраты
• Мнемодорожки
• Мнемотаблицы.
• Занятия по данной технологии проводятся по принципу «от простого к сложному». Сначала мы знакомим детей с мнемоквадратами и мнемодорожками, а затем уже приступаем к мнемотаблицам.
Слайд 10
Мнемоквадраты- это понятные изображения, которые обозначают одно слово, или словосочетание, или простое предложение,его характеристики.
Совместное с педагогами создание мнемоквадратов, другим словом кодирование информации формирует ассоциативное мышление.
(примером мнемотаблиц являются таблички на шкафчике у ребенка, пиктограммы, дорожные знаки).
Слайд 11-12
Затем занятия усложняются, демонстрируя мнемодорожки- это уже квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
• По мнемодорожкам уже можно разучить короткие стихи, закодировать загадки, чистоговорки.
• Составить алгоритм выполнения действий. (например как вести себя за столом или в туалетной комнате).
Слайд- 13
И наконец самая сложная структура-это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематических, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Содержание заучиваемого или пересказываемого текста выбирается нами в зависимости от поставленной речевой задачи. (это может быть составление рассказа- описания, автоматизация поставленных звуков, составления сюжета сказки по картинкам.
Слайд-15
Мнемотаблицы в дошкольном образовании используются для :
• Обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
• В режимных моментах
• В самостоятельной деятельности
Слайд-16
Сутью мнемотаблиц при заучивании стихов заключается в следующем:
• На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
• Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение воспроизводит стихотворение целиком. Для детей в разучивании стихотворения, очень важно первое слово в нем, и в каждом предложении. Оно является ключевым в запоминании всего текста.
Слайд 17-18
Составление описательного характера- это наиболее трудный вид в монологической речи. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ, что ребенку очень трудно. Здесь очень важно научить ребенка выделять признаки предмета.
Сначала мы рассматриваем мнемодорожки. Потом составляем предложение по мнемодорожкам, затем полностью рассматриваем мнемотаблицу, логопед сам составляет рассказ, и потом уже рассказ составляют дети.
Слайд 19
По такому же принципу происходит отгадывание и загадывание загадок.
Знакомые мнемотаблицы можно предложить детям для самостоятельной деятельности.
На начальном этапе предлагаю готовую схему, а по мере обучения ребенок так же активно включается в процесс создания своей схемы.
Слайд 20
Весь процесс запоминания разделяется на 4 этапа:
1. Кодирование элементов информации в зрительные образы
2. Затем происходит сам процесс запоминания
3. Запоминание последовательности информации
4. Закрепление информации
Слайд 21
Таким образом в результате применения мнемотехники :
• Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
• Появляется желание пересказывать- ребенок понимает, что это совсем не трудно.
• Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
• Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
• Но не стоит забывать о том, что перегружать память очень вредно особенно это касается заучивания недоступных для ребенка вещей, с которыми он еще никогда не встречался на практике. Все это вызывает у ребенка недоумение, тревогу напряжение и беспокойство.
Слайд-
Также с технологией мнемотехники я познакомила своих коллег в нашем дошкольном учреждении, и родителей на мастер классах, и семинарах. Родители, дома вместе с детьми нарисовали сами схемы мнемодорожек, скрепили их степлером и получились книжки малышки.
Я представила вашему вниманию варианты по мнемотехнике, а теперь перейдем к практической части:
Нам нужно разделиться на 4 группы по два человека
1. Первой группе я предлагаю стих, и пустую мнемодорожку, Вам необходимо зарисовать (т. е закодировать) его в пустые клетки.
2. Второй группе я предлагаю пустую мнемодорожку, вам необходимо нарисовать свою схему на любое маленькое стихотворение или загадку.
3. Третьей группе я предлагаю отгадать загадку по мнемотаблице.
4. И четвертой группе я предлагаю рассказать всем известную песню «Жили у бабуси».
Еще в своей работе я применяю «Живые мнемотаблицы».