Оксана Юрьевна Ловыгина
Нетрадиционные методы развития связной речи детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи детей с речевыми нарушениями
Слайд 2. Развитие речи – одно из важных направлений коррекционной работы, призванное обеспечить психическое развитие ребенка.
Речевая деятельность характеризуется определенной структурой:
- побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивация общения,
- предмет деятельности (другой человек, партнер в совместной деятельности,
Публикация «Нетрадиционные методы развития связной речи детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
- соответствие предмета и мотива деятельности продукту или результату деятельности (действия или операции, т. е. достижение цели путем познания собственных новых качеств и свойств, проявившихся при взаимодействии с партнером, принятия их как инструкций и переноса новых умений в другие ситуации общения.
Разделы коррекционного обучения
Слайд 3. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова, коррекция дефектов произношения.
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи: уточнение имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
Развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой структуры высказывания; установление логики (связности, последовательности) изложения; точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Слайд 4. Традиционная методика обучения рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ логопеда с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот" и т. д., длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Этот вид деятельности становится неинтересен.
Слайд 5. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников наряду с традиционными методами и приемами используются следующие технологии: здоровьесберегающие: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, кинезиологическая гимнастика, логопедическая ритмика; развивающие: технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, схем, мнемотехники с применением современных ИКТ.
Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи
I. Прием наглядного моделирования.
Слайд 6. Использование приема наглядного моделирования дает возможность:
• самостоятельного анализа ситуации или объекта;
• развития децентрации (умения менять точку отсчета);
• развития замыслов-идей будущего продукта.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ.
II. Приемы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (Общая теория сильного мышления, Теория решения изобретательских задач, развитие творческого воображения).
Слайд 7. Такие методы ТРИЗ – РТВ, как составление загадок, метафор, системных сравнений и др., как раз и становятся “пусковым” механизмом в становлении речи детей с речевым недоразвитием, который помогает на всем протяжении работы с детьми ненавязчиво формировать новые действия и соответствующие им чувственные понятия, образы.
III. В работе по развитию связной речи могут быть использованы следующие технологии, разработанные Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецовой, А. А. Нестеренко (слайд 8):
1. технология обучения детей составлению сравнений;
2. технология обучения детей составлению загадок;
3. технология обучения детей составлению метафор;
4. составление рифмованных текстов имеет последовательность работы:
"Складные картинки", "Придумай рифмованное слово", "Придумаем рифмованные строчки", "Стишок про нас", "Придумаем стишок про занятия";
5. технология обучения детей творческому рассказыванию по картине:
"определение состава картины", "установление взаимосвязи между объектами на картине", "описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств", "составление загадок и метафор по картине", "преобразование объекта во времени", "описание местонахождения объекта на картине", "составление рассказа от лица разных объектов", «смысловая характеристика картины", "составление рассказов- фантазий", "составление сказок нравственно-этического характера", «составление рифмованных текстов по картине".
6. Анализ картины, как целостной системы. Модель работы с картиной как целостной системой:
o обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания;
o составление сказок с помощью метода «каталога»;
o составление сказок динамического типа;
o составление сказок описательного типа;
o составление сказок нравственно-этического типа;
o составление сказок конфликтного типа.
IV. Системный анализ сказочных сюжетов по методике И. Н. Мурашковской "Сказка, отворись".
Слайд 9. Основной задачей в работе со сказочными произведениями ставится обучение осознанному пересказу. Однако в данной методике заложен и большой потенциал для формирования у ребёнка отношения к реальной жизни. Потому что характеры и поступки сказочных героев - это модель социальных отношений, участником которых ребёнок становится с момента рождения. Появляется необходимость полного системного анализа произведения.
V. Другой вид работы, способствующий развитию связной речи - обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
Слайд 10. В данном направлении можно опираться на технологию, разработанную Т. А. Сидорчук. Данная технология позволяет обучать детей составлению двух типов рассказов по картине: «текст реалистического характера», «текст фантастического характера».
VI. В педагогических исследованиях, выполненных под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, Е. А. Смирнова, Н. Г. Смольникова, Е. В. Савушкина, Л. Г. Шадрина, использовались следующие методические приемы обучения и задания (слайд 11):
- анализ литературного текста с позиций связности (понимание темы, структуры, определение названия текста);
- задания на понимание нарушения целостности структуры текста при опускании начала (середины, концовки) рассказа и умения их придумывать;
- задание на построение рассказа на тему, предложенную педагогом (тема должна быть конкретна, реалистична);
- планирование будущего рассказа (сказки);
- упражнения на подбор слов с учетом их смысловой нагрузки в тексте, на правильное использование внутритекстовых связей.
VII. Методика режиссерских и сюжетно-ролевых игр (слайд12, предложенная А. А. Максимовой, в которую входят:
Игры, ориентированные на развитие информационно-коммуникативных умений («Разговор через стекло», «Диалог», «Продолжи сказку», «На балу у короля» и др.).
Игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений («Неудобная ситуация», «Школа доверия», «Путешествие по железной дороге», «Пчелы»).
Игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений («Встреча сказочных героев», «Игры с масками», «Материнская забота» и др.).
Таким образом, коррекционная работа по развитию связной монологической речи дошкольника сочетает традиционные и нетрадиционные методы и приемы, основывается на лингвистическом, коммуникативном и личностно-ориентированном подходах к речевому развитию.
Слайд 13. Спасибо за внимание!