Оксана Нагучева
Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 18 «Колобок» п. Тюменский
Воспитатель: Нагучева О. М.
Доклад на тему: «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников». К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Публикация «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель – научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателя в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.
Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приемы мнемотехники в связи с тем, что речь у дошкольников носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты предметы, явления, события близкие их жизненному опыту.
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.
Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом. Традиционно работа по развитию связной речи детей с ОНР ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотехника для заучивания стихов и потешек
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен т. к. в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит непроизвольный характер зрительный же образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать опорные картинки к стихотворению (желательно на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на фланелеграф. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запоминать стихи: у некоторых детей заучивание стихов и потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек мы используем прием мнемотехники, ориентированный на наглядно – образное мышление детей. В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явления природы, т. е. можно изобразить все, что считаем нужным, и так чтобы нарисованное было понятно детям. Использование модельных схем при заучивании стихов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко запоминают картинку, а потом припоминают слова.
Использование мнемотаблиц при пересказе художественных произведений
Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания; способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Например, мнемотаблицы можно использовать при пересказе сказок. Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи.
Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц
Педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет происходит очень медленно. Сложность обретения такого опыта обусловлена тем, что ребенку тяжело поддерживать постоянное внимание, сосредотачиваться на внутренних качествах и внешних признаках объекта, систематизировать сведения о нем, выдерживать последовательность высказываний.
Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания детей четкими, связными, значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.
Мнемотаблицу можно разрезать и играть в следующие игры:
- восстанавливать последовательность картинок по памяти;
- смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
- определять, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других;
- найти лишнюю картинку;
- найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
- «распутать» два события (предъявляются вперемешку две разные мнемотаблицы);
- игра «Не зевай нужную картинку поднимай». Воспитатель читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Таким образом, использование мнемотехники расширяет представление детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.
Рассмотрим таблицу на тему «Зима»
У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди тепло одеваются: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в теплых хлевах. Дикие животные зимуют по - разному: медведь и ежик - в спячке, белка заготовила себе корм и устроила теплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений : праздник Новогодней Елки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.