Татьяна Демкина
Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР
Демкина Татьяна Александровна
Ермакова Жанна Васильевна
МБУ д/с № 16 «Машенька»
Актуальность: У дошкольников с речевыми нарушениями отмечаются трудности в усвоении лексико-грамматических средств языка, вследствие чего наблюдается недоразвитие связной речи, в том числе и монологической.
Публикация «Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
У детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
У дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, а замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение свободному владению родным языком.
Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи.
Применения мнемотехники — использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт.
Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Таким образом, проблема развития связной монологической речи у дошкольников рассматривается как важное направление в образовательной работе педагога. Обеспечение коррекционно-развивающей поддержки детей с проблемами в развитии связной монологической речи способствует успешному обучению их в школе.
Цель: Сформировать у детей, с помощью мнемотехники связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Гипотеза заключается в том, что работа по коррекции нарушения монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективной при использовании мнемотехники в качестве основного метода.
Задачи:
1. Развивать связную монологическую речь с помощью мнемотехники;
2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи (по мнемотаблице и коллажу);
3. Развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
4. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память.
Мнемотехника или мнемоника – это технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
В работе с дошкольниками мнемотехнику можно использовать для решения следующих задач:
– развитие связной и диалогической речи у детей;
– развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;
– обучение детей правильному звукопроизношению;
– развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
– развитие у детей мышления, внимания, воображения, памяти.
Основными элементами мнемотехники являются :
• Мнемоквадраты;
• Мнемодорожки;
• Мнемотаблицы.
Занятия по данной технологии проводятся по принципу - от простого к сложному.
Этапы Мероприятия Механизмы Результат
Подготовительный:
1. Научить детей на слух узнавать образцы связной речи, отличать их от бессвязных образцов;
2. Сформировать у детей первоначальную ориентировку на признаки рассказа;
3. Научить длительному речевому высказыванию;
4. Развивать у детей мотивационную сторону связной речи.
1)сравнение рассказа и набора слов из него;
2)сравнение рассказа и бессвязного набора предложений;
3)сравнение рассказа и отдельного коммуникативно слабого предложения;
4)сравнение рассказа и его деформированного варианта;
5)сравнения рассказа и его некомплектного варианта;
6)сравнение двух нормированных рассказов, в которых об одном и том же предмете или событии рассказывается по-разному.
7)игры на восстановление порядка серии картинок;
8)игры эвристического характера, направленные на поиск недостающего элемента ситуации;
9)игры на развитие замысла;
10)ассоциативные игры;
11)игры в небылицы, направленные на адекватный выбор слов, словосочетаний,
предложений. геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
планы и условные обозначения;
контрастные рамки и др.
Усвоили ряд языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др.); адекватно передают в речи, изображённые на картинках простые действия.
Основной:
1. Научить детей рассказывать по законам смысловой связи предложений;
2. Научить детей разными средствами соединять предложения в рассказе;
3. Развивать у детей исследовательскую деятельность;
4. Научить осознавать те сенсорные каналы, опираясь на которые, ребенок находит признаки предмета. 1)рассказывание текста цепной структуры;
2)знакомство с правилами смысловой дружбы предложений в рассказе;
3)соединение предложений через словосочетание;
4)соединение предложений при помощи местоимений;
5)соединение с помощью местоименных наречий;
6)соединение через изменения одного и того же слова;
7)соединение предложений через текстовые синонимы;
8)рассматривание предмета;
9)составление сенсорно-графического плана;
10)словарная работа;
11)знакомство с правилами соединений предложений в описательном рассказе. модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);
картинографию;
коллажи;
планы-схемы;
мнемотаблицы. Дети усвоили наиболее простые формы сочетания слов во фразе; умеют соотносить падежную форму прилагательных с категориями рода и числа существительных.
Итоговый:
1. Научить детей самостоятельно составлять рассказ с опорой
а) на готовый картинно-графический план;
а) на заголовок рассказа;
2. Научить детей применять правила при составлении рассказа.
1)составление рассказа по готовому картинно-графическому плану;
2)составление распространенных предложений с помощью прилагательных и наречий;
3)составление разных вариантов рассказа по одной и той же графической схеме;
4)составление описательного рассказа в условиях проблемной ситуации;
5)знакомство детей с понятием «Часть рассказа»; модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);
картинографию;
коллажи;
планы-схемы;
мнемотаблицы. Дети самостоятельно составляют рассказы, рассказывают стихи, пересказывают тексты, применяют все правила при составлении рассказа.
Использование вышеперечисленных методов и приемов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды способствует решению задач по развитию связной монологической речи дошкольников с речевой патологией более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом.
В перспективе включение наглядных моделей в процесс обучения будет содействовать закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания, а так же позволят более целенаправленно развивать связную монологическую речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.
Список литературы.
1. Баряева, Л. Б. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития : Учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. – 144 с.
2. Бойко Е. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников : Рипол Классик, 2011, 256 с.
3. Вачков, И. В. Введение в сказкотерапию, или избушка, избушка, повернись ко мне передом. / И. В. Вачков. – М. : Генезис, 2011. – 285 с.
4. Винарская Е. Н. Дизартрия. – М. : ACT Астрель, 2010. – 141с.
5. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 200 с.
6. Гербова, В. В. Коммуникация: развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 110 с.
7. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М. : В. Секачев, 2012.
8. Глухов В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития. М., 2013.
9. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М. : ООО КНЦ, 2015, с. 176.
10. Лапеева Н. П. Цветные домики. Логопедическое учебно-игровое пособие. – М. : ООО КНЦ, 2016, с. 32.
11. Мартиненко Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений. – М. : ООО КНЦ, 2016, с. 56.
12. Микляева Н. В., Родионова Ю. К., Антипова Ж. В., Давидович Л. Р., Дианова О. Н. Логопедия. Методика и технология развития речи дошкольников. Изд. Инфра – М. 2016, с. 313.
13. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР. – Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2012.
14. Старинина В. Р. Грамотный дошкольник: таблицы для обучения грамоте дошкольников. – М. : ООО КНЦ, 2015.
15. Ткаченко Т. А. Комплексная система коррекции ОНР у дошкольников. – М. : ООО КНЦ, 2015.
16. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – режим доступа: минобрнауки. рф (дата обращения 12.10.2014).
17. Филичева, Чиркина, Туманова. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида: Просвещение, 2014.