Елена Шейкина
Проект в старшей группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска
Проект
«МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
По доминирующей деятельности: речевой
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы
По продолжительности: краткосрочный(04.04.2016-20.04.2016)
Публикация «Проект в старшей группе „Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Заявитель: дети старшей группы
Автор проекта : воспитатель Шейкина Елена Сергеевна
Проблема: Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.
Актуальность: «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели»
(Аристотель).
Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельной семьи и всей нации, когда устанавливаются межличностные контакты. Всё это невозможно без речи. Речь является не только средством общения, но и орудием мышления.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. С популяризацией интернета походы в библиотеку, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание красочных иллюстраций стали терять свою популярность. Взрослые, вместо тог, чтобы рассказать ребёнку сказку перед сном, вручают ему планшет - ребёнок занят и никаких проблем. Дети просиживают перед монитором компьютера в гордом одиночестве и молчании, в то самое время, когда можно общаться со сверстниками на улице, с родителями во время воскресного похода на каток, в зоопарк. Живое общение дорогого стоит и имеет самое непосредственное влияние на развитие личности – ребёнок должен делиться своими впечатлениями, восхищаться красивым, быть почемучкой и получать на все вопросы содержательные ответы.
Роль речи в становлении ребёнка невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок.
Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образования. В Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
У детей старшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию. Вот именно в этом случае детям необходимы вспомогательные средства, которые облегчают процесс становления развёрнутого речевого высказывания.
Приём символизации – это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Одним из таких методов моделирования является МНЕМОТЕХНИКА.
Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования дополнительных ассоциаций. Актуальность проблемы обусловила мой выбор темы педагогического проекта.
Объект проектной деятельности : процесс развития речи детей старшей группы
Предмет проектной деятельности : мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта : развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники
Задачи проекта :
- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;
- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
- формировать навыки культурного речевого общения;
- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)
Гипотеза: эффективность формирования связной речи у старших дошкольников будет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.
Ресурсы проекта :
Программное обеспечение: используемый проект разработан мною в полном соответствии с требованиями комплексной программы «Детство» (Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой)
Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов регламентирующего характера; группа детского сада, игровая комната, соответствующие современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям.
Материально-технические ресурсы: Группа детского сада, игровая комната, музыкальный зал соответствуют современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям, аудио проигрыватель.
дидактические игры,
сюжетно-ролевые игры,
подбор наглядного материала (иллюстрации, зарисовки,
Кадровые ресурсы: Воспитатели, дети, родители, логопед, музыкальный руководитель, инструктор физ. воспитания.
Этапы проекта :
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с родителями
Организационный Оценка уровеня словесно-логического мышления;Постановка проблемы и цели. Проводение методику «трёх вопросов».Составление перспективного плана работы по проведению проекта. Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой Проявление интереса и помощь в подборе тематического материала. Проявление интереса к теме проекта и принятие участие в сборе тематического материала.
Участие в анкетировании;
Основной В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта : Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.
Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх. Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике.
Изготовление игр, наглядных пособий для детей.
Заключительный Оформление выставок детско-родительских работ, презентация проекта. Создание детьми своих творческих мини-проектов : рисунки, аппликации, поделки из природного и бросового материала. Оформление наглядной информации в родительском уголке.
План образовательной деятельности
Образовательные области Совместная образовательная деятельность педагога с детьми с учётом образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
Речевое развитие Работа с мнемотаблицей по теме «Времена года», Перелетные птицы», «Космос».
Составь «Пословицы и поговорки»(работа с мнемоквадратами)
Пересказ сказки «Гуси- лебеди» по мнемотаблице Составление загадок. Отгадывание мнемозагадок.
Составление предложений о весне, птицах, планетах по мнемодорожкам. Мнемотаблицы, мнемокавдраты для составления рассказов.
Дидактические игры «Звуковые кармашки», Рассели по домикам».
Заучивание стихов на тему «Весна», с привлечением родителей (мнемотехника)
Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям. (сказки
Составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице.
Социально-коммуникативное развитие «Найди по описанию»;
«Узнай и назови»;
«Загадки о животных;
«Цветы»;
«Звуковая ромашка», «Кто в домике живёт». «Угадай кто?» Размещение игр в центры активности «Собери поговорку»
«Расскажи сказку».
Познавательное развитие Беседы «Перелётные птицы».
Наблюдения за объектами и явлениями природы.
Н\п игры на тему «Перелётные птицы», «Космос». Выставка мнемотаблиц для развития речи детей
Консультация для родителей «Мнемотехника».
Проведение индивидуальных бесед с родителями;
Художественно-эстетическое развитие «Рисуем слова».
Графическая зарисовка мнемотаблиц. Работа в уголке творчества с раскрасками, трафаретами, иллюстрациями. Атрибуты для театрализованной деятельности. Пластилин, карандаши, мелки, краски,
раскраски, трафареты.
Физическое развитие П/и «Охотники и утки», «Кошка и скворцы». Спортивный инвентарь: скакалки, мячи, кольцебросс.
Ожидаемый результат: Улучшение показателей связности речи;
У детей сформированы умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
Родители проявили большой интерес к теме проекта.
Критерии оценки результатов по диагностике:
Низкий: Ребёнок не проявляет интереса к теме проекта, не проявляет интереса к пересказу сказок, разучивает стихи загадки только по предложению воспитателя. Не всегда включается в коллективную деятельность по изготовлению мнемоквадратов, мнемодорожек. Не может раскодировать значение образов в таблицах.
Средний: Ребёнок проявляет интерес к теме только после предложения воспитателя, с помощью взрослого преобразовывает образы в слова, перессказывает рассказы и заучивает стихи по мнемотаблицам. Включается в коллективную познавательную деятельность группы, но только по предложению воспитателя. Проявляет интерес активность творческой деятельности.
Высокий: Ребёнок проявляет интерес к теме проекта, инициативу в речевой деятельности по составлению, перессказу, сочинению по мнемотаблицам. Самостоятельно придумывает образы заменяемые слова, сочиняет загадки, составляет поговорки по мнемотехнике. Проявляет инициативу в творческой и познавательной деятельности.
Продукт проекта :
Картотека мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям.
Мнемоквадраты
Мнемопоговорки,мнемозагадки.
Дидактические игры по мнемотехнике
Презентация проекта : «Мнемотехника как средство мотивации речевой активности»
Рефлексия: В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц :
расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появилось желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превратилось в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи детей.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогают нам в развитии речи наших детей.
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции:
Негативные последствия Способы коррекции
Низкая мотивация детей Подобрать как можно больше интересного материала по мнемотехнике.
Отказ родителей от сотрудничества Предоставить доступную информацию по данной теме, о её эффективности в процессе развития речи.
Высокая заболеваемость в группе Провести беседы и с родителями и сдетьми о мерах профилактики простудных заболеваний.
Список использованной литературы:
Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.
Бондаренко Т. М «Практический материал по освоению образовательных областей»;
Волочкова В. Н и Степанова Н. В «Конспекты занятий в старшей группе» ИЗО;
Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
Голицына Н. С «Конспекты комплексно-тематических занятий»;
Интернет ресурсы
Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.
Периодические издания