Татьяна Матреницкая
Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
СЛАЙД 2 (АКТУАЛЬНОСТЬ)
В современном мире очень быстро растет поток информации, он буквально лавиной обрушивается на человека, в том числе и на дошкольника, компьютер, телевидение заменили живое человеческое общение, дети мало общаются, речевой опыт ограничен, развитие речи затормаживается. В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Бедное, безграмотное «говорение» мы можем услышать в общ. местах, с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами – всё это способствует снижению уровня языковой культуры.
Публикация «Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2022
Процесс обучения речи, развитие памяти и мышления -это фундамент в системе получения знаний. Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его развитие.
Именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, в том числе на педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.
На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах, на вопросы отвечать достаточно точными, краткими или же развернутыми ответами овладеть основными типами монологической и диалогической речи. Но речь образная, богатая, распространенная дополнениями и определениями у ребенка дошкольного возраста –явление редкое. Необходимо сделать процесс обучения интересным, занимательным, развивающим. Для этого педагог применяет современные, а главное эффективные технологии, такие как мнемотехника, развивающая зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение; восприятие; развивает кругозор; развивает все стороны речи.
(ОБОСНОВАНИЕ ЗАДАЧ)-СЛАЙД 3
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду? Для того, чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, путем преобразования абстрактных символов в образы, насытить диалогическую речь, чтобы уметь сформулировать вопрос и построить ответ; монологическую речь, чтобы составить сюжетный или описательный рассказ, пересказать текст; научиться согласовывать слова в предложении; развивать речь без умственного и нервного напряжения, а именно: увеличить словарный запас слов; активизировать умственную активность, научить сравнивать и выделять существенные признаки.
СЛАЙД 4 (ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ)
Немного из истории мнемотехники. Мнемотехника известна с давних времен и уходит корнями в Грецию, получила свое название в честь богини памяти –Мнемозины, жены Зевса. Первый сохранившийся труд приписывают Цицерону. Искусством мнемотехники владел Аристотель, Александр Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
Мнемотехника или мнемоника – это система различных методов и приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным, это не новая технология, ее способы и приемы широко используют логопеды, воспитатели. В чем же ее новизна? Новизна ее в том, что «мнемотехника» рассмотрена как одно из наиболее действенных средств формирования у дошкольников связной речи.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи.
Использовать приемы мнемотехники можно с младшего дошкольного возраста. Начинать работу рекомендуется с простейших мнемоквадратов -это простые изображения, отображающие форму, цвет (желтое солнце, зеленая ёлка, по которым можно составить словосочетание, последовательно переходить к мнемодорожкам –это 2-4 изображения, расположенные линейно и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, предметов, действий, главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы содержание в таблице было понятно детям.
Мнемотаблицы эффективны для :
• обогащения словарного запаса
• при обучении составлению рассказов
• при пересказах художественной литературы
• при отгадывании и загадывании загадок
• при заучивании стихов, скороговорок, пословиц
Взяв в основу мнение великих педагогов о принципе наглядности, можно пользоваться не только готовыми схемами педагогов, но и создавать свои при помощи программы POWER POINT. Т. В. Большова предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов и заучивания стихов. Л. Е. Белоусова считает, что для лучшего запоминания дети сами должны зарисовывать символы в предложенную схему.
Используемые методы: (СЛАЙД 5)
- метод крокирования (метод рисуночного письма (схематичные зарисовки, символы)-дети рисуют кроки-схемы предметов, животных, людей, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовали). Зарисовка слов дает возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов. Таким образом, у детей получается цепочка рисунков, по которой они легко вспомнят все слова. Эту игру можно усложнить, предложив детям закрыть свои подсказки, и вспомнить, что было нарисовано, а еще можно вспомнить и воспроизвести наброски по памяти на другом листе или на другой стороне.
Игры: «Цепочка слов», «Кто больше запомнит слов», «Чудесные слова» и т. п.
- метод трансформации (превращения). Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что-то общее, то, что их связывает. Например: Игра «Логические цепочки» (дождь – душ – лейка – чайник – Буратино – де-рево – гнездо – птица – самолёт – машина)
- метод, использующий образное мышление -метод «эйдетизма» (создание зрительных ассоциаций во время изучения конкретного объекта, например: при изучении звуков, цифр, геометрических фигур) привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы. Главный вопрос «О чем ты подумал?»,Игры «На что похож?»
- метод ассоциативных цепочек (метод «чепухи», небылицы). Составление смешного, забавного предложения- небылицы, связь слов по схеме из картинок или отдельных картинок причем 1ое слово связывается со 2-ым, 2ое с 3-им… не перескакивая. Предлагаю детям картинки, составляют предложение, рассказ, связывая слова между собой. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов, работа в мини группах. Например: колокольчик-ель, кукла, окно- «Колокольчик висит на ели, под которой сидит кукла и смотрит в окно». Работу по этому методу начинали с 2 слов, на конец года некоторые дети запоминают и воспроизводят цепочку из 8-10 слов.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (СЛАЙД 7)
Работу по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники проводится во взаимодействии с родителями для более эффективного результата
Формы работы с родителями:
-Публикация на сайте д / с «Мнемотехника- это просто»- https://clck.ru/akqQC;
-Беседы и консультации в форме «Вопрос -ответ»
- Для расширения знаний родителей провожу практические консультации (групповые и индивидуальные) по темам «Что такое мнемотехника», «Использование мнемотаблиц для развития связной речи ребенка».
-Для постоянного информирования родителей сделана папка-передвижка с ежемесячно меняющимся материалами по мнемотехнике.
Для родителей были изготовлены буклеты «Мнемотехника в дошкольной педагогике», «Что такое мнемотехника?»; памятки «Как составить мнемотаблицу»
Проведен мастер-класс на тему «Развиваемся, играя!».
Родители посещают совместные мероприятия. По результатам опроса выявила, что многие родители начали изготавливать мнемотаблицы и схемы вместе с детьми по составлению рассказов, заучиванию стихотворений.
Опрос родителей показал положительную динамику в удовлетворенности родителей взаимодействием с педагогами детского сада по проблеме развития связной речи детей средствами мнемотехники.
Этапы реализации: (7 слайд)
I Подготовительный (октябрь -ноябрь)
II Основной (декабрь-апрель)
III Результативный (май)
Подготовительный (октябрь-ноябрь)
Изучение научно-методической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей
Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей
Диагностика начальная
Основной (декабрь-апрель)
• Разработка плана с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» («организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе»;)
• Использование приемов мнемотехники в образовательной деятельности, а также в режимных моментах
Дидактические игры:
«Подскажи словечко», «Снежный ком», «Кто больше запомнит слов», «Найди пару», «Скажу по – другому» (синонимы, «Скажи наоборот» (антонимы, «Развесим и соберем слова», «Парные картинки», «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек» и др.
Заключительный (Май)
• Проведение итоговой диагностики
Обследование детей выявило отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, наличием ошибок и трудностями в описании, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний. У большинства обследуемых детей развитие связной речи находится на среднем уровне.
На основе полученных данных, было определено направление работы по развитию связной речи детей, а также разработана и проведена система занятий по развитию связной речи с применением мнемотаблиц.
На заключительной диагностике выявлено, что дети могут логично выстраивать предложения, устанавливать логично – смысловые отношения между предметами, изображенными на картинках. При пересказе устанавливают причинно – следственные связи и достаточно хорошо составляют предложения. Практические отсутствуют грамматические ошибки. Самостоятельно составляют рассказ – описание.
Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Ожидаемые результаты: (СЛАЙД 8)
Развиваются память, внимание, образное мышление;
Формируются навыки использования средств технологии;
Развивается навыки работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Развиваются творческие способности детей, появляются навыки составления и воспроизведения по схемам;
Расширяется и обогащается словарный запас;
Формируются навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности с родителями (Оказалось, что мамам и папам тоже трудно составлять описательные рассказы, пересказывать тексты, придумывать загадки. Работа с мнемотаблицами вызывала у взрослых такой же живой интерес, как и у детей. В ходе проведения совместной деятельности, родители не только обучались приёмам развития речи детей, но и устанавливались особые доверительные отношения, которые помогали преодолевать трудности в развитии речи детей.); самостоятельности, инициативности, ответственности с детьми;
Формируется целостное восприятие окружающего мира.
ВЫВОД: (СЛАЙД 9)
Использование методов мнемотехники способствует значительному повышению уровня развития связной речи у детей, расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя, одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Это позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе, постепенно осуществляя переход от творчества педагога к совместному творчеству ребенка со взрослым.